“Это риск, с которым приходится мириться…”
Как изменятся проспект Райымбека и улица Желтоксан и за чей счет будут строить ЛРТ. Вторая часть интервью руководителя проектного офиса развития транспортной системы Алматы Артура ШАХБАЗЯНА нашей газете (первую часть см. в номере “Времени” от 23.7.2024 г. - “По часам - как по нотам?”).
![“Это риск, с которым приходится мириться…”](/files/000/087/5Fi6xBUNrZ471.jpg)
- Городской акимат сообщает, что предстоящее повышение тарифа на 20 тенге на проезд в общественном транспорте Алматы позволит дополнительно собрать примерно 8 млрд тенге и сократить размер субсидий перевозчикам, и эти деньги пустят на инфраструктурные проекты, в частности на строительство коридора для скоростных автобусов на проспекте Райымбека. Работы уже начались. Что запланировано сделать до конца года?
- Первый этап пилотного коридора - это промежуток длиной примерно 1,8 километра от улицы Пушкина до проспекта Сейфуллина, наиболее нагруженный и сложный с точки зрения перестройки. До конца года мы планируем завершить основные земельные работы. Здесь должны появиться остановки, автобусы начнут курсировать по новым выделенным полосам.
![](http://time.kz/files/000/087/AfUUmu63k472.jpg)
На большей части этого участка выделенная линия будет проходить посередине, с двух сторон от существующего бульвара, который сейчас разделяет проспект на две части. Ближе к проспекту Сейфуллина (в районе моста. - О. А.) выделенная линия будет перемещаться на крайние полосы справа.
Нынешний вид проспекта Райымбека сохранится: в середине бульвар, с двух сторон проезжая часть. Лишь выделенные полосы с крайних полос и остановки переместят к бульварной части, где, к слову, будут сохранены все деревья. Основное количество полос для движения автотранспорта сохранится.
Кроме того, проспект в целом благоустроят. Вывески и входные группы коммерческих помещений будут переоформлены в соответствии с дизайн-кодом, принятым в Алматы.
![](http://time.kz/files/000/087/9dcpT7WC483.jpg)
Остановки общественного транспорта будут оборудованы на платформах (примерно так же, как на улице Тимирязева) и расположены ближе к перекресткам. Так будет удобнее пассажирам делать пересадки с одних маршрутов на другие.
- Но далеко не по всем улицам, пересекающим проспект Райымбека, ходит общественный транспорт...
- Он и не нужен на всех улицах, но пока его действительно не хватает. Дополнительные транспортные коридоры появятся на улицах Розыбакиева, Желтоксан и проспекте Сейфуллина. Курсирующих по проспекту Сейфуллина автобусов много, нужно повышать их привлекательность.
В следующем году начнется благоустройство второй части скоростного коридора по проспекту Райымбека - от проспекта Сейфуллина до улицы Саина, на третьем этапе его продлят до рынка “Барлык”. К концу 2025 года весь коридор должен быть практически готов.
![](http://time.kz/files/000/087/awaFtvr9vw478.jpg)
- Автобусных маршрутов на проспекте Райымбека станет меньше?
- Там сейчас много дублирующих маршрутов, поэтапно мы планируем часть из них упразднить. Маршрутов станет меньше, но ходить автобусы (большой вместимости, “гармошки” в том числе) будут чаще.
- Одновременно с этим автобусным коридором собирались прокладывать такой же скоростной по улице Желтоксан. Что с этим проектом?
- Сейчас ведется проектирование этой части скоростного коридора, думаю, к августу его завершат. После проект должен пройти госэкспертизу, акимат объявит конкурс на его реализацию. Думаю, если в этом году работы и начнутся, то только подготовительные. Основные - в следующем.
К концу 2025 года уже должна сформироваться “микросеть”: коридор по улице Тимирязева с продолжением по улице Желтоксан до проспекта Райымбека.
![](http://time.kz/files/000/087/i1-X2479.jpg)
- На улице Желтоксан уже есть выделенная полоса для общественного транспорта. Что там изменится?
- Появится встречная полоса для автобусов, то есть для общественного транспорта улица станет двусторонней, а для остального автопотока останется односторонней. Сейчас решается, где именно будет проходить выделенная полоса. Организация, которая проектирует этот коридор, рассматривает два варианта: выделенные полосы для автобусов по краям проезжей части либо с одной из сторон навстречу друг другу. Если эти полосы будут, предположим, только с левой стороны (по движению вниз. - О. А.), то с правой можно будет сохранить парковочные места - они никому не мешают. Если с двух сторон, парковку автомобилей придется переносить.
- Две полосы для общественного транспорта, остановки - места для других машин вообще не останется.
- Место для машин останется, просто в зоне остановочных платформ (опять же, похожих на те, что сделали на Тимирязева. - О. А.), если они появятся, не будет парковки. На улице Желтоксан достаточно широкие автомобильные полосы, их можно немножко сузить и за счет этого выиграть место. Сейчас проектировщики ищут оптимальное решение.
![](http://time.kz/files/000/087/IVwYFtu480.jpg)
- На какой стадии проект скоростного трамвая - ЛРТ?
- В июне Научно-исследовательский проектный институт транспорта и коммуникаций приступил к разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) этого проекта. Они должны завершить эту работу до конца года.
В Алматы уже разрабатывали ТЭО проекта ЛРТ. Оно было рассчитано на финансирование в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП), сейчас же ЛРТ - это полностью городской проект.
- Акимат не будет привлекать инвестиции?! Город хочет сам построить ЛРТ?!
- Да, город будет сам строить ЛРТ! Но предполагается, что под большие проекты (не только скоростного трамвая) акимат будет выпускать зеленые облигации (ценные бумаги, которые предоставляют на условиях возвратности и финансируют природоохранные проекты, направленные на улучшение экологической ситуации. - О. А.).
![](http://time.kz/files/000/087/bGdr-AJFxB481.jpg)
- Слушаю вас и укореняюсь во мнении, что в Алматы никогда не будет трамвая.
- Почему же? На самом деле в рамках ГЧП реализовать проект сложнее, чем сделать это за почти бюджетные средства. У Алматы есть возможности привлекать внешнее финансирование. Один из вариантов - за счет выпуска облигаций, о которых я сказал. И на эти деньги строить ЛРТ.
- Это первый проект в сфере транспорта, который хотят финансировать по такой схеме?
- Да, первый, но не единственный, и не только в сфере транспорта.
- Найдутся ли компании, пожелавшие купить облигации под ЛРТ, который не могут построить больше 10 лет?
- Я общаюсь с командой специалистов, которые занимаются проработкой вопроса по зеленым облигациям. Они в целом настроены оптимистично.
- А если их оптимизм не оправдается? В бюджете Алматы достаточно средств, чтобы реализовать проект?
- Я не могу давать комментариев по поводу бюджета. В целом есть уверенность, что проект реализуют и деньги на него найдутся.
- В Казахстане есть компании, которые смогут построить современный трамвай?
- Думаю, в Казахстане есть крупные компании, которые могут построить саму линию, упрощенно говоря, проложить рельсы. Вагоны, оборудование для депо в любом случае придется закупать за рубежом. Еще один момент - обслуживание и сервис линии. Нужно будет заключать сервисный контракт на подвижной состав, системы управления и т. д. Все это решаемо.
![](http://time.kz/files/000/087/F42mnyh0OT484.jpg)
- В Алматы большие проблемы как раз с качеством реализации! Арыки не могут нормально проложить (недавний ливень в прямом смысле слова затопил весь свежевыложенный из плиток тротуар с арыком по нижней части проспекта Райымбека у здания редакции нашей газеты!), а мы говорим про сложнейший инфраструктурный проект, который изменит лицо города.
- Да, ЛРТ - это сложно, но к таким проектам приковано больше внимания, их тщательнее контролируют.
- ЛРТ в Астане это не помогло.
- Я оптимист. При должном желании и структурировании проект ЛРТ в Алматы можно реализовать именно в том виде, когда заказчиком является сам город. И сделать это в заявленные сроки - в 2025-2026 годах. Это кажется быстрым решением, но это возможно.
Мы говорим о привлечении внешнего финансирования, и в таких тендерах более строгие требования к поставщикам. Компания должна доказать, что у нее есть опыт и возможности реализовать такой проект. Поэтому очень важно на этапе конкурсных процедур сформулировать правильное, четкое, подробное техническое задание. Это один из решающих факторов.
- Если за два года в Алматы построят и запустят современный трамвай, я про вас своим внукам буду рассказывать!
- Трамвай все помнят, проект все время восстает из пепла, это говорит о том, что он нужен городу. Для мегаполиса масштабов Алматы ЛРТ - очень хорошее решение.
Вы правы в том смысле, что в Алматы много перезревших проектов и решений, которые по тем или иным причинам до сих пор не реализованы. Сейчас город взял на себя много обязательств в рамках реализации транспортного каркаса, который мы сформировали в прошлом году. Одна из задач - максимально оперативно, но при этом качественно (здесь действительно очень важен баланс) его реализовать.
- Почему раньше не получалось планы и проекты реализовать, а сейчас вдруг получится?
- В городе появилась комплексная система координации и управления этими проектами. Создан проектный офис при акимате, в котором я возглавляю транспортную часть, работает управление городской мобильности, есть много возможностей привлекать международных консультантов. Скажем так: есть коллективные усилия, и они должны дать результат.
- Вы же знаете, что в Казахстане есть такая особенность: со сменой акима может полностью поменяться городская (или областная) политика, в том числе и в транспортной сфере. И все эти, вмиг ставшие прежними, проекты окажутся ненужными.
- Это риск, с которым приходится мириться, но он есть везде. Скажем, если мы поменяем принципы взаимодействия с перевозчиками и они начнут работать или внедрим тарифное меню, будет сложно откатиться назад. Сейчас идет очень большая подготовительная работа. Чтобы все сложилось, в одной точке должны сойтись четыре-пять решений. Как только это произойдет, новшества начнут внедряться быстрее.
- Сколько нужно лет, чтобы алматинцы почувствовали изменения?
- Ух… давайте скажем так: два-три года - и алматинцы почувствуют изменения.
Оксана АКУЛОВА, фото Веры ОСТАНКОВОЙ, Алматы