Работа не от слова “РАБ”
Правительство пересматривает механизмы регулирования деятельности частных агентств занятости, отправляющих казахстанцев на работу за рубеж. Поможет ли закручивание гаек навести порядок на этом рынке? Остановит ли поток желающих рискнуть, но любыми путями попасть в качестве разнорабочих на заводы Южной Кореи, сборщиков овощей в Европу или переводчиков в золотой треугольник Юго-Восточной Азии?
Отправил клиента - гарантируй его возврат
Рынок труда, предлагающий казахстанцам работу за рубежом, регулярно сотрясают громкие скандалы (см. “Рубить английскую капусту суждено не всем”, “Время” от 4.10.2023 г.). Через поисковую систему я нашла десятки агентств, предлагающих золотые горы за рубежом, манящих соискателей фразами вроде “знание языка и законов страны необязательно”, “все расходы фирма берет на себя”. Хотела узнать их мнение о законопроекте “Об утверждении правил взаимодействия центров трудовой мобильности с частными агентствами занятости по организации трудовой деятельности граждан Казахстана за рубежом”. Он размещен для обсуждения на сайте открытых нормативно-правовых актов (НПА) до 25 ноября, и представители частных фирм могут вносить замечания. Но владельцы компаний поймали тишину и в обсуждении не участвуют.
А ведь законопроект, разработанный Министерством труда и социальной защиты населения, предполагает ряд изменений их работы. Прежде всего действие правил будет распространяться на компании, занимающиеся трудоустройством казахстанцев за рубежом по выделенным квотам в рамках заключенных и ратифицированных межправительственных соглашений с зарубежными странами.
По данным вице-министра труда Аскарбека ЕРТАЕВА, в настоящее время действуют соглашения с Турцией, ОАЭ, США, Великобританией, Южной Кореей и Израилем по обеспечению трудовых и социальных прав трудовых мигрантов из Казахстана.
Согласно новым правилам компания должна гарантировать работнику возврат в родную страну по истечении срока договора, в том числе путем внесения на его имя гарантийного взноса в банки страны трудоустройства. Еще заключать меморандум с центрами трудовой мобильности и предоставлять им документы, подтверждающие свой опыт, материальные и трудовые ресурсы, достаточные для исполнения обязательств.
Как сообщили в пресс-службе акимата Алматы, с 1 июля 2023 года 20 центров трудовой мобильности открыты в областных центрах и мегаполисах. В южной столице тоже такой есть. Но в какой форме он будет сотрудничать с частными агентствами занятости, пока сказать не могут.
Цель новых правил вполне логичная - подготовить выезжающих трудовых мигрантов в профессиональном, юридическом и языковом плане и обеспечить их права в период работы за границей. Но захотят ли заморачиваться с этим агентства и сами выезжающие?
“Схема громоздкая и медлительная”
Месяц назад депутат мажилиса Асхат АЙМАГАМБЕТОВ поднимал вопрос трудовых мигрантов. По его мнению, правительство почти не занимается трудовыми и социальными правами наших соотечественников, выезжающих на работу в другие государства.
В 2023 году комитет по миграции выдал общую цифру работающих за рубежом - 194 тысячи, львиная доля соотечественников трудится в России. Среди других популярных направлений - Турция, Южная Корея, ОАЭ, а также Польша, Германия и другие страны Европы. Многие казахстанцы не встают на консульский учет в стране пребывания, соответственно, не попадают в статистику.
В целом тенденция утечки рабочих рук и мозгов, особенно технарей, будет набирать обороты, считает депутат Аймагамбетов, и это препятствие в век развития технологий.
- На фоне достаточно позитивных данных о трудоустройстве в Казахстане существуют проблемы с уровнем заработных плат, которые становятся особенно низкими на фоне инфляции. Крайне мало предприятий, проводящих индексацию оплаты труда. Очевидно, что трудовая миграция казахстанцев будет расти, - высказала мнение руководитель проектов Eurasian Center for People Management Айман ЖУСУПОВА. - Что нужно сделать? Признать это и начать предпринимать системные шаги на уровне правительства, создавать в тех странах, куда больше всего едут казахстанцы, при посольствах должности атташе по трудовой миграции, налаживать прямое сотрудничество с зарубежными работодателями. По сути, брать на вооружение подходы стран, граждане которых уже давно участвуют в процессах трудовой миграции, посмотреть, какие меры они используют для защиты их прав за рубежом.
- Какой эффект мы получим, если предлагаемые правила будут приняты?
- Сложно сказать. С одной стороны, это выглядит как попытка перенести ответственность за казахстанских работников на частные агентства занятости, которые будут обязаны вернуть их после завершения деятельности. С другой - не будут ли агентства забирать львиную долю оплаты труда работников, не превратится ли это в своего рода рабство, если другие опции трудоустройства будут невозможны?
Политолог Марат ШИБУТОВ считает, что фактически грядет большой передел рынка, потому что сейчас многие агентства действуют на свой страх и риск и работают со странами, с которыми у Казахстана нет соглашений о трудовой миграции:
- Скорее всего, сразу возникнет нелегальный рынок. Предлагаемая схема очень громоздкая и медлительная. Она не будет оперативной, и это проблема. Соглашений по трудовой миграции мало, и куча стран, куда наши люди ездят, останутся незакрытыми государством. На месте агентств я бы постарался упростить процедуру и добиться, чтобы страны, куда едут работать казахстанцы, имели соглашения на государственном уровне. Кроме того, в правилах не прописан вопрос со страховкой и права самих агентств. И потом: что вообще мешает людям самостоятельно через биржу обращаться по вакансиям?
Побег через джунгли
Министерству иностранных дел хорошо известно, к каким последствиям приводят выезды на работу от фирм с сомнительной репутацией, а также нелегальная миграция.
- До сих пор есть случаи трудового, сексуального рабства, особенно в странах Юго-Восточной Азии, - рассказал нам официальный представитель МИД Айбек СМАДИЯРОВ. - В так называемом золотом треугольнике между границами Лаоса, Мьянмы и Таиланда непроходимые джунгли, там располагаются китайские компании, что-то вроде координационных центров мошенников. Туда обманным путем завлекают казахстанцев, причем едут ребята со знанием иностранных языков, с высшим образованием. А там у них отбирают документы, заставляют за копейки отрабатывать “огромные” затраты на билеты, визу, переезд. Были побеги, как в кино, когда казахстанцам удавалось дозвониться до консула, обойти вооруженную охрану, переплыть на лодке реку. На другой стороне их ждал консул с машиной, полицией, спецназом. Наши дипломаты уже несколько десятков соотечественников спасли из этого места.
- Но пострадавшие редко делятся своими злоключениями в соцсетях, СМИ…
- Вот мы и подошли к интересному моменту. Когда они возвращаются на родину, мы просим: расскажите о пережитом, чтобы предупредить других, вам голос изменят, лицо закроют. Они отказываются, хотят все забыть, как кошмарный сон.
Основная причина всех бед при выезде на работу в другую страну - правовая неграмотность. Другая причина - вера в то, что за рубежом так же, как дома, не учитываются местные законы и менталитет, - продолжает Айбек Смадияров. - Любыми путями люди пытаются попасть на работу. К примеру, группа казахстанцев оделась в одежду национальной сборной по борьбе и по прилете в Сеул пыталась вручить пограничнику липовую бумагу - приглашение на соревнования. Лжеборцов депортировали обратно. Другой молодой человек прилетел с загипсованной ногой, показал фиктивную справку якобы из корейской клиники. Его тоже развернули.
За нарушение визового законодательства работающие за рубежом соотечественники часто попадают в тюрьмы. Но даже риск оказаться за решеткой не останавливает от желания поймать удачу за хвост, заработать столько, сколько не платят на родине.
Елена КОЭМЕЦ, Алматы