Как не профукать туристов?
Только за шесть месяцев этого года, по данным Казахстанской туристской ассоциации, отечественные гостиницы и дома отдыха разместили у себя более 4 миллионов гостей. Причем в разы выросло количество тех, кто прилетает из дальнего зарубежья. Чем их зацепить, чтобы они приехали вновь, да еще и семью с друзьями захватили?
Безвиз вдохновляет
Иностранцы активно интересуются Алматы. На мегаполис, по исследованиям компании Mastercard D&S, за 10 месяцев этого года пришлось почти 30 процентов туристических поисковых запросов среди направлений Центральной Азии. Город остается главным направлением туризма в Казахстане и бьет свои рекорды по посещаемости: в 2023-м - 2 миллиона 38 тысяч человек, а за шесть месяцев этого года - более 1 миллиона 70 тысяч.
Треть из них - иностранцы. Из России их стало меньше, а вот граждан Турции, США, Южной Кореи прибавилось. Сильно увеличился поток гостей из Китая (прирост 68,4 процента) и Индии (прирост 162 процента). Для них с лета прошлого года наша страна стала безвизовой.
Город зарубежному туристу, понятно, рад и делает на него ставку. Он оставляет тут в 8,7 раза больше денег, чем казахстанский: примерно 1500 долларов за поездку.
Где тут переночевать?
Гостей много, а остановиться практически негде - в гостиницах не хватает свободных мест. Единовременно, говорит руководитель департамента маркетинга и стратегического анализа “Алматы туризм бюро” Руслан ЖАНАБАЕВ, город может разместить чуть больше 20 тысяч гостей. Дефицит мест отзывается высокими ценами на них. Номер в трехзвездочном отеле обойдется в 69 долларов, категорией выше - 104 доллара, в пятизвездочном - 269 долларов.
Из-за роста цен сократилось время пребывания гостей в среднем на один день. Конечно, открылось множество хостелов, да и квартиры можно арендовать. Но их в основном выбирают бэкпекеры - те, кто колесит по странам бюджетно, стараясь уложиться в 100 долларов.
- Мы же больше ориентированы на более щедрого туриста, для него нужны условия. До конца 2027 года в Алматы планируют построить 23 новых отеля, - говорит Руслан Жанабаев.
- В городе есть дорогие сетевые отели, неплохие гостиницы. Но многим хочется аутентичности. Допустим, я останавливалась в Турции в доме, который построен в 1891 году, там даже после ремонта оставлен фрагмент старой стены. И это ценно для туриста. Один европеец, осматривая архитектуру Алматы, спросил: “А почему у вас нет бутик-отелей в исторических зданиях?” - вспоминает экскурсовод Евгения МОРОЗОВА.
Не Шымбулаком единым!
По факту, говорят эксперты, в самом Алматы wow-локаций не так много. День-два - и турист уезжает в Ташкент. Чаще всего приезжие отправляются на Арбат, в Вознесенский собор и парк первого президента. Возят их и в музеи: Центральный государственный, музей искусств, народных музыкальных инструментов. Есть, уточняет Евгения Морозова, и тематические туры: прогулки по кладбищам, в метро, в районы, где есть здания эпохи модернизма-конструктивизма. Это не для массового туризма, но иностранцы интересуются.
- Мы проанализировали категорию семейного отдыха в Алматы. И тут наблюдается рост негативных отзывов. Надо подумать о вариантах семейного досуга. Может, нужен серьезный международный проект, например большой парк развлечений, - предлагает старший управляющий консультант Mastercard D&S Бауржан ДЖАЗЫКБАЕВ.
Житель Пекина ЛЮ Фэй считает, что в городе не хватает какой-то системы безналичной оплаты такси для иностранцев. Местные водители принимают переводы только от одного казахстанского банка.
- А еще я так и не нашел, где купить сувениры. Странно, что по городу нет таких магазинов. От гор я остался в полном восторге, был на Шымбулаке. Правда, чтобы спуститься, пришлось прождать в очереди три часа, - вспоминает гость из Поднебесной.
Шымбулак, Медеу, Кок-Тобе, начинает перечислять топ-локации для иностранцев вице-президент ассоциации KazGuides Александр АКНАЗАРОВ, Чарын, Кольсай, Каинды. От всего этого гости в восторге. Но вы видели, сколько там людей? Не протолкнуться. Есть Тургеньский водопад, продолжает собеседник, красив, но мал, им не удивишь. Дорога на Иссыкское озеро часто закрыта, на БАО не проехать. Наверное, пора развивать новые объекты вблизи Алматы… И не только природные.
- Мы просим у акимата Алматинской области выделить большой участок для создания этноаула, где туристы смогут погрузиться в быт и культуру казахского народа. Здесь можно проводить и соревнования по кокпару, и демонстрировать соколиную охоту. Нужны площади для ремесленников, которые будут на глазах у приехавших создавать свои изделия. У нас много мастеров, но у них нет общей локации, к каждому надо ехать отдельно, а это время. В межсезонье сюда можно привлекать больше местных туристов, тех же школьников, - размышляет Александр Акназаров.
Есть под боком и исторические объекты, только нужно уметь их преподнести.
- Представьте, прилетает иностранный турист в Алматы и узнает, что всего в 20 километрах от города есть объект ЮНЕСКО - средневековый город Талхиз, - говорит Евгения Морозова. - Он существовал с VIII по XII век на участке Великого шелкового пути. Это однозначно ему интересно, потому что такие объекты для них, как для нас те же древнегреческие руины. Приезжает он туда, а городище в плачевном состоянии, прячется за забором, в траве по пояс.
И ведь вблизи города есть несколько таких городищ. Одно из них в селе Шенгельды. Так там, рассказывает Морозова, даже местные жители не знают о том, какая диковинка у них под боком.
И поесть, и подлечиться
Уже года три в Алматы все активнее прилетают из-за рубежа на… лечение. С начала этого года, подсчитала пресс-секретарь Национального госпиталя медицинского центра управления делами президента Полина ШИМАНСКАЯ, у врачей этой больницы пролечились 640 иностранных медицинских туристов из 40 стран мира. Больше всего из России, Турции, Узбекистана, Украины, Великобритании, Германии. Были пациенты даже из Венесуэлы, Филиппин, Норвегии.
- Медицинские туристы из Германии чаще всего выбирают стоматологические услуги. Ради лечения зубов они берут отпуск и прилетают в Алматы. По их словам, такие процедуры по сравнению с Европой у нас стоят в десятки раз дешевле, а проводят их не менее качественно. Иностранные пациенты также часто обращаются к эндокринологам, нейрохирургам, проводят чек-ап. У отечественной медицины в этом направлении есть большой потенциал, - уверена Шиманская.
Примерно на 30 процентов выросло в этом году количество зарубежных гурманов в наших кафе и ресторанах. Чаще всего, рассказывает финансовый директор Ассоциации клуба рестораторов Казахстана Ирина ЛЕБЕДЕВА, здесь трапезничают путешественники из ОАЭ, Индии, России, Китая, Германии, Франции. Нравится им, что у нас представлены практически все кухни мира. В городе работает около 7 тысяч точек питания - от крутых ресторанов до домашних лагманных! Их бы, предлагает Ирина Лебедева, оцифровать и разместить на базе англоязычного приложения. Открыл в смартфоне, и у тебя вся гастрономическая карта с меню, ценами, адресами. Такого инструмента у нас, кстати, нет. Хорошо бы создать!
Задержаться в Казахстане…
Конечно, туриста можно притянуть не только в Алматинский регион. В каждой области свои фишки. Чтобы их оценить, считает директор Казахстанской туристской ассоциации Рашида ШАЙКЕНОВА, нужно развивать малую авиацию и инфраструктуру для нее. Тогда бы небольшие группы туристов, до 50 человек, можно было доставлять к разным локациям. И почему бы, наконец, не реализовать круизы по Каспию? Формат такой, делится спикер, очень популярен среди иностранцев.
- На днях запустили туристский поезд “Шелковый путь”, который отправляется из Алматы, везет туристов в Туркестан, а затем в Узбекистан. Очень хорошая практика, нам бы ее продолжить. Можно запустить туристские поезда по стране. Например, организовать тур “Литературный Казахстан”. У нас столько авторов работали на востоке страны, можно доехать до этих музеев. Тематика может быть разная, - прикидывает Рашида Шайкенова.
Чтобы привлекать не просто командировочных (день-другой - и отчалил), а тех, кто готов поколесить по стране, нужны яркие события.
- Мы сколько лет говорим о фестивале тюльпанов, который бы мог провести Тараз, но вопрос не решается. Или большой фестиваль яблок в Алматы. Если все это организовать на должном уровне и, главное, разрекламировать заранее за рубежом, чтобы туристы смогли запланировать поездку, тогда бы мы смогли привлечь новые потоки иностранных гостей, - уверена собеседница.
Елена БАХАРЕВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы