442

По часам - как по нотам?

Бесплатная пересадка и новое тарифное меню в общественном транспорте Алматы: когда и как введут эти новшества. Эксклюзивное интервью с руководителем проектного офиса развития транспортной системы крупнейшего города Казахстана Артуром ШАХБАЗЯНОМ.

По часам - как по нотам?

- В минувшую пятницу мас­лихат утвердил единый тариф в 120 тенге на проезд в общественном транспорте Алматы, хотя в прошлом году стоимость проезда уже увеличивали на 20 тенге. Как то повышение повлияло на рынок транспортных перевозок с финансовой точки зрения, есть ли какие-то расчеты? Или это было всего лишь корректировкой на инфляцию, как и нынешнее повышение тарифа?

- Вы знаете, что достаточно долгое время тарифы, по сути, были заморожены. И в прошлом году их повысили, чтобы дотянуть до какого-то разумного уровня, хотя 20 тенге большой роли не сыграли, это всего лишь поступательная корректировка. Думаю, если брать в расчет только экономическую составляющую, можно было сразу повысить стоимость проезда даже не на 20 или 40 тенге, а больше.

Ни в одном городе мира общественный транспорт не приносит прибыль. Это социальная функция властей, и всегда для поддержки его работы выделяют субсидии из бюджета. Другой вопрос - на каких условиях. Сейчас субсидии перевозчикам Алматы ежегодно возрастают на 10-20 млрд тенге. В этом году они, по расчетам, достигнут 90 млрд тенге. Это происходит из-за того, что размер субсидий зависит от количества перевезенных пассажиров. Возникает немного абсурдная ситуация, когда с увеличением пассажиропотока (который нужен и к которому стремится город) растет нагрузка на бюджет. Хотя, по идее, должно происходить обратное.

Как изменить ситуацию? Выплачивать субсидии, опираясь на транспортную работу автопарков. Город заключает с перевозчиком контракт, в основе которого не количество перевезенных пассажиров, а количество совершенных рейсов, автобусов на линии, их состояние, уровень сервиса. Чистый ли автобус, работал ли кондиционер, насколько аккуратно вождение и так далее.

- О том, что нужно переходить на такие контракты, говорят давным-давно. Акимат уже начал заключать их с перевозчиками?

- Пока нет. В планах запустить работу по внедрению таких контрактов с начала следующего года. Благодаря им можно более четко планировать объемы финансирования, потому что расписание, количество рейсов и автобусов на линии - объективные показатели, их в отличие от пассажиропотока можно рассчитать заранее. Такой подход хорош и для перевозчиков: они заранее знают, на какую сумму могут рассчитывать при условии соблюдения ими положений контракта, и имеют возможность долгосрочного планирования. Это выгодно автопаркам, которые собираются долго работать на рынке и поддерживать качество услуг.

- Все перевозчики готовы принять новые правила игры?

- Не все. Сейчас в Алматы 23 перевозчика, это очень много. Чем больше парков, тем сложнее ими управлять. Консолидация транспортных перевозок всегда выгодна рынку. Когда мы говорим про некий стандарт качества, нескольким перевозчикам проще его соблюсти, нежели если их будет, как в Алматы, больше 20. Крупные автопарки с большей готовностью идут на новый формат взаимодействия с городскими властями.

- Акимат хочет сокращать количество перевозчиков?

- Сокращение их количества в интересах акимата. Есть автопарки, которые обслуживают один-два маршрута. Эти моменты можно оптимизировать, но, прежде чем это делать, следует подготовиться, чтобы это не отразилось на пассажирах.

- Вернемся к тарифу. Плюс 20 тенге в прошлом году, еще столько же в нынешнем. Значит ли это, что акимат принял решение ежегодно повышать стоимость проезда на незначительную сумму?

- Пока запланирована только текущая индексация. О том, чтобы сделать ее ежегодной, речи не идет. Но есть очень четкое решение о расширении тарифной сетки.

- Вы говорите о внедрении в Алматы тарифного меню, которое предполагает наличие разных видов тарифов: разовый, на два дня, на пять, на неделю, месяц, год и т. д. И цена, соответственно, у них разная. Проект готов?

- Проект готов, в меню множество вариантов тарифов. Сейчас идет социологическое исследование, благодаря которому мы поймем, какие из них будут наиболее востребованы, какие нужно оставить, какие убрать. После этого начнем формировать стоимость каждого из предложенных тарифов.

- А вообще есть понимание, сколько может стоить проездной билет, скажем, на неделю?

- Нет, конкретных цифр я сейчас назвать не могу. В июле мы заканчиваем опрос, отбираем виды тарифов, которые будем внедрять, и начинаем строить финансовую модель. Это работу мы планируем закончить в сентябре-октябре.

- Акимат уже объявил, что внедрят бесплатную пересадку в общественном транс­порте, о которой говорят чуть ли не с момента запуска электронной системы оплаты проезда “Оңай!”. Такая пересадка будет действовать в течение часа?

- Пока конкретный промежуток не обозначен, но, скорее всего, это будет час. Для Алматы, где среднее время поездки в общественном транспорте составляет около 40 минут, этого достаточно.

- Бесплатная пересадка будет действовать и в мет­ро? Или только в наземном транс­порте?

- Мое убеждение, что бесплатная пересадка должна распространяться на все виды общественного транспорта. Скорее всего, так и будет. Но прежде нужно объединить наземную и подземную системы оплаты проезда, они у нас разные. Это технические вопросы, которые предстоит решить.

До сих пор бесплатную пересадку не получалось внедрить из-за сложностей, которые возникнут при распределении субсидий. Человек проехал в двух автобусах разных перевозчиков, а заплатил только в одном. Как между ними делить субсидии? Платить два раза? Когда мы перейдем на новые контракты и количество перевезенных пассажиров перестанет иметь значение, эта проблема решится сама собой.

- Вы говорили, что конт­ракты нового типа с перевозчиками начнут внедрять с нового года. Это значит, что и бесплатная пересадка появится не раньше?

- Она начнет работать, когда внедрят новое тарифное меню. Да, скорее всего, это произойдет в начале следующего года.

- Разработают мобильное приложение, через которое можно будет купить проездной на день, три дня или неделю? Или начнут продавать карты, подобные “Оңай!”? Проблема в том, что в городе всего несколько точек, где их можно купить. И далеко не все алматинцы знают эти точки. Приезжие - тем более.

- Да, нужно расширять доступность карт “Оңай!”. Во многих странах транспортные карты продают на станциях метро, но в Алматы оно не такое разветвленное и не решит проблему. Нужно искать варианты. Делать более популярным мобильное приложение, расширять точки продажи транспортных карт. Постепенно ситуация начнет меняться.

Вы правы: чтобы внедрение тарифного меню повлияло на популярность общественного транспорта, люди должны знать, какие тарифы есть и как ими можно воспользоваться. Над этим мы работаем.

- В автобусах отменят оплату проезда наличными. Как быть людям, тем же туристам, у которых нет карт “Оңай!”?

- Отмена налички - правильное решение. Водитель не кассир, он перевозит пассажиров и должен быть полностью сконцентрирован на дороге, а не на том, чтобы продавать билеты. Возможности оплатить проезд без карты “Оңай!” есть, но их должно стать больше. Я считаю, нужно внедрять оплату через QR-коды банков, их пластиковыми картами.

Решения есть, их много, но они, опять же, требуют технической проработки. Думаю, какие-то альтернативы “Оңай!” еще появятся. Мы сейчас обсуждаем разные варианты.

Оксана АКУЛОВА, фото  Владимира ЗАИКИНА и Веры ОСТАНКОВОЙ, Алматы

(Вторая часть этого интервью - в завтрашнем номере газеты “Время”.)

Поделиться
Класснуть