3199

Операция “Аккредитация”, или Допуск с пристрастием

Казахстанских журналистов продолжает “удивлять” родное ведомство - Министерство информации и коммуникаций. Только вроде бы улеглись страсти вокруг его инициативы “по уменьшению негативного контента” в СМИ, как родилась другая - внести изменения в правила аккредитации журналистов в госор­ганах. Новый проект вызвал бурную реакцию в журналистском сообществе. 

Операция “Аккредитация”, или Допуск с пристрастием

В складывающуюся ситуацию на медийном рынке готова вмешаться сенатор Дарига НАЗАРБАЕВА (на снимке).

- Я пока не знакома с проектом, но я вам обещаю (я взяла с собой этот документ), что обязательно изучу его и переговорю с министерством, - сказала парламентарий в кулуарах сената в интервью журналистам, к которой те обратились прежде всего как к главе исполкома Конгресса журналистов страны. - Поэтому не надо заранее паниковать. У нас еще время есть, поэтому на следующей неделе будем активизировать работу. Я постараюсь к следующей среде что-то выяснить и быть готовой вам ответить.
Комментируя в целом ситуацию в сфере СМИ, сенатор отметила:
- Сейчас закрыть рот журналистам невозможно! Журналисты всегда думают о народе и стоят на защите народа. Они доносят его чаяния до власти и всего общества, поэтому их роль очень важна. Мое личное мнение: сегодня действительно очень сильно зарегулирована эта сфера, и, на мой взгляд, в конечном итоге это приводит к постепенному вымиранию не то чтобы профессии, а традиционных СМИ. Сегодня очень плохо живут телевизионные каналы, сегодня очень плохо живется газетам, сегодня, получается, больше всего выгод из всего этого получает Интернет. А в Интернете, как водится, никому рот не закроешь, это абсолютно свободная сфера волеизъявления людей и, я считаю, большое преимущество. Поэтому, на мой взгляд, сегодня профессио­нальный журналистский цех, может быть, сам должен разработать какой-то свой альтернативный законопроект и выйти с этой инициативой.
Дарига Назарбаева пожурила журналистское братство медийщиков за инерт­ность:
- К сожалению, журналистское сообщество очень пассивно в этих вопросах. Когда обсуждался законопроект о СМИ, где вы все были? Почему проглядели? Вы как профессионалы больше понимаете в этой сфере, чем каждый из нас, отдельно взятый депутат. Нужно уметь бороться!
- Но мы выступали через прессозащитников… - попытались было оппонировать депутату представители СМИ.
- Есть еще сенат, и ко мне никто не обращался, - парировала она.
Высказывая свое мнение об объявленной инициативе по квотированию новостей различных тематик, Дарига Назарбаева решительно заявила:
- Это сизифов труд! На самом деле не нужно бороться со следствием, а нужно предотвращать те события, которые вызывают негативную реакцию. Вот и все. В данном случае нужно, чтобы все госорганы на местах и в центре активизировали работу. Особенно, в первую очередь, в социальной сфере. Тогда не будет негативных публикаций!
Проект приказа министра информации и коммуникаций “О внесении изменений в приказ министра культуры и информации РК от 21 июня 2013 года № 138 “Об утверждении Правил аккредитации журналистов” вынесен на пуб­личное обсуждение с 13 по 27 февраля - его текст размещен на портале электронного правительства egov в разделе “Открытые нормативно-правовые акты (НПА)”.
Если документ будет утвержден, то для получения аккредитации в госоргане журналисту нужно будет помимо требуемых сейчас удостоверения личности и свидетельства о постановке на учет СМИ, в котором он работает, предоставить письменное согласие на соблюдение внутреннего распорядка этой госорганизации и регламента, установленного модератором, а также документы, подтверждающие наличие договорных отношений между ним и СМИ. Проект приказа также предусматривает отказ в аккредитации по причине “отсутствия возможности размещения журналистов в помещениях, где проводятся заседания, совещания и другие мероприятия, при условии аккредитации и размещения в помещениях иных журналистов”. Еще одно новшество заключается в том, что журналиста могут лишить аккредитации в случае нарушения им внутреннего распорядка аккредитующего органа и регламента модератора. И, конечно же, репортер станет персоной нон грата в случае, если распространил “не соответствующие действительности сведения, порочащие честь, достоинство и репутацию” аккредитовавших его структур.
Эксперты, правозащитники и СМИ уже подвергли критике предлагаемые новеллы за формулировки, которые могут стать формальными основаниями для отказа в доступе к мероприятиям и завуалированным принципом избирательности. В частности, у чиновников появится законный способ “отшивать” неугодных журналистов, которым якобы просто не хватит мест в помещении. Или другой пример: модератор запретил задавать вопросы, а журналист все-таки посмел раскрыть рот - его могут просто больше не допустить на мероприятия этой организации.
Группа алматинских журналис­тов подала в городской акимат заявку на митинг за свободу слова, который они собираются провести 2 марта. Кроме того, планируются сбор подписей против внесения изменений в правила аккредитации журналистов и обращения в МИК, комиссию по вопросам доступа к информации и другие госорганы. А редакция информ­агентства КазТАГ уже обратилась в Генпрокуратуру за разъяснением законности инициативы Мининформкоммуникаций.
“Генеральная прокуратура Рес­публики Казахстан - это орган, надзирающий за соблюдением законности, и если речь идет о нарушении закона или подготовке к нарушению закона, ваше ведомство по действующему законодательству обязано реагировать на данные факты с целью недопущения нарушения законности и устранения нарушений законности”, - говорится в официальном запросе КазТАГ на имя генпрокурора Кайрата КОЖАМЖАРОВА.
Вечером того же дня, в минувший четверг, министр информации и коммуникаций Даурен АБАЕВ (на снимке) прокомментировал предлагаемые поправки в правила аккредитации журналистов.

- Никаких правил мы не ужесточали. Эти правила старые. Они были приняты еще в 2013 году, - сказал он, выступая в программе на телеканале “Хабар”. - По аккредитации мы добавили только два пункта: первый - это письменное согласие журналиста о соблюдении внутреннего распорядка аккредитующей организации. Это нормальная общепринятая прак­тика. Вы приходите в музей, в биб­лиотеку, и там существуют определенные правила, которые вы всегда соблюдаете. Так и в случае с госорганами. У каждого из них есть свой регламент.
Что касается второго пункта - о предоставлении копии документа, подтверждающего наличие договорных отношений между журналистом и СМИ, то, по словам министра, с таким предложением выступили “некоторые главреды”.
- Потому что возникали ситуации, когда журналисты уже не работают в редакции, а до сих пор ходят на мероприятия и представляются как журналисты этой организации, - пояснил глава МИК. - Все пишут и возмущаются, полагая, что теперь каждый раз при аккредитации журналист должен предоставлять трудовой договор. Во-первых, под это определение подходит и справка с места работы, и договор об оказании услуг, и трудовой договор. И во-вторых, он не должен предоставлять его каждый раз. Этими же правилами установлено, что аккредитация проводится один раз в год и на все мероприятия данного органа. Это упрощает процедуру как для журналиста, так и для госоргана.

Тогжан ГАНИ, Астана
Мадина АИМБЕТОВА, Алматы 

Фото с сайтов parlam.kz, kursiv.kz и ekaragand.kz

КСТАТИ

“Никаких конкретных концепций”

Газета “Время” получила официальный ответ МИК по поводу “спецпроекта по ограничению негативного контента в СМИ”, о чем мы сообщили в номере за 9 февраля 2019 г.

“Инициатива о снижении негативного контента в СМИ до 30 процентов была озвучена представителями Конгресса молодежи Казахстана. Эту идею, так же, как и общественность, мы услышали впервые за “круглым столом” в сенате. Пока никаких конкретных концепций, предложений по ее реализации мы не получали. Если таковые будут, то вместе с представителями СМИ и всеми заинтересованными органами мы готовы их обсудить.
В то же время министерство сейчас рассматривает предложение другой молодежной организации - “Жас Улан”. Речь идет о борьбе с кибербуллингом и культуре поведения в Интернете. В рамках проекта предлагается провести ряд встреч с молодыми людьми, ставшими жертвами интернет-травли, и тому подобное. То есть проект никаким образом не касается вопросов ограничения свободы слова. При этом, в соответствии с законодательством, министерством ведется работа по сокращению деструктивного контента”, - говорится в письме.

Ссылки по теме:

“Квота на негатив, или Есть только МИК?”, “Время” от 9.2.2019 г.

“Как мы дышим - так и пишем, или Хорошая мина замедленного действия”, “Время” от 12.2.2019 г.

“Министр информации - журналистам: Вы всё не так поняли!”, “Время” от 13.2.2019 г.

Поделиться
Класснуть