Тогда считать мы стали бабки...
Премьер-министр Серик АХМЕТОВ вчера на заседании правительства поручил целому ряду ведомств определить приоритеты в реализации программы “Дорожная карта бизнеса-2020”. Причина такого поручения проста: объемы финансирования программы непомерно растут, а бюджет ограничен.
Напомним, программу, направленную на “устойчивый рост регионального предпринимательства и создание новых рабочих мест”, с помпой и большими надеждами утвердили в апреле 2010 года. Правительство принимало ее как антикризисный план поддержки экономики. Объемы финансирования программы на тот момент оценивались в 15,4 миллиарда тенге. Но за три года аппетиты выросли почти в 3,5 раза и составили 53,2 миллиарда тенге. По словам Серика Ахметова, в этом году объемы финансирования увеличены в два раза по сравнению с 2012 годом. А Министерство регионального развития уже запрашивает дополнительные ресурсы.
- То есть оно (Минрегионразвития. - Л. Б.) уже в три раза увеличивает объемы финансирования, - уточнил Ахметов. - Мы должны понимать, что объемы финансирования растут в разы, а бюджет-то ограничен! Может, рассмотреть вопросы, к примеру, кластерной политики, определить семь или шесть отраслей, которые следует перевести в обрабатывающую промышленность?
Расставить соответствующие приоритеты глава кабмина поручил Минрегионразвития, фонду “Даму” и Минэкономики и бюджетного планирования.
Между тем выступивший на заседании вице-министр регионального развития Каирбек УСКЕНБАЕВ (на снимке слева) сообщил, что сейчас в программу предлагается внести пакет изменений и сместить акцент в сторону поддержки малого и среднего бизнеса и небольших проектов. В частности, планируется упростить порядок рассмотрения проектов стоимостью до 60 миллионов тенге - такие проекты не будут проходить через региональный координационный совет. Кроме того, снизятся требования к начинающим предпринимателям, которые захотят получить гранты на новые бизнес-идеи. Как сказал Ускенбаев, этот пакет изменений Минрегионразвития планирует внести в правительство в октябре этого года.
Вторым вопросом повестки дня значился уровень материнской и младенческой смертности в стране. Выступившая на заседании министр здравоохранения Салидат КАИРБЕКОВА (на снимке справа) рассказала, что в целом ситуация улучшается. Однако по итогам первого полугодия этого года в сравнении с аналогичным периодом прошлого показатель материнской смертности вырос в Павлодарской, Жамбылской, Атырауской, Акмолинской, Костанайской, Мангистауской, Актюбинской областях и Астане.
По словам министра, более чем на два с половиной года в целом по республике выросла продолжительность жизни населения. Если в 2008 году она составляла 67,11 года, то в 2012-м - 69,61. Правительство предпримет определенные усилия, чтобы к 2015 году этот показатель увеличился до 70 лет. Для профилактики здоровья будущих матерей главный врач страны предложила обогащать продукты полезными микроэлементами. По ее словам, таким способом без значительных затрат на лечение можно существенно улучшить показатели здоровья населения, особенно женщин и детей.
С аналогичной идеей на заседании выступил и представитель детского фонда ЮНИСЕФ в Казахстане Джун КУКИТА:
- Мы предлагаем инвестировать средства в профилактику недостатка йода, витаминов А и В. Если мы будем добавлять йод и другие витамины в муку, это предотвратит анемию и поднимет рождаемость. Анемия также убивает женщин во время родов.
В кулуарах вице-министр здравоохранения Эрик БАЙЖУНУСОВ сообщил журналистам, что обязательное йодирование муки и соли в Казахстане планируется ввести уже со следующего года, “если все расчеты Минздрава подтвердятся”.
Лэйла БАСАРОВА, фото автора, Астана
Кстати
...убытки подбивать
Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета (СК) в ходе проверки эффективности хода реализации программы “Дорожная карта бизнеса-2020” выявил финансовые нарушения на общую сумму 32 млрд. 968,1 млн. тенге. Проверка проводилась за период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012-го.
В ходе контроля, в частности, установлено (по тексту выделено нами. - Ред.):
“1. Анализ и оценка хода реализации программы показывают, что механизм субсидирования и предоставления гарантий сложный и многоступенчатый. Внесенные изменения и дополнения в механизм реализации программы не направлены на системную поддержку предпринимательства в регионах и увязку этой программы с другими отраслевыми и региональными программами. В результате не определены приоритетные новые бизнес-проекты по секторам экономики в разрезе регионов на 2011-2015 годы. Это приводит к неоднократному пересмотру объема финансирования программы в течение финансового года в сторону уменьшения. В 2011 году на финансирование программы были предусмотрены средства республиканского бюджета в сумме 60,3 млрд. тенге, при уточнении республиканского бюджета в июле и октябре они были уменьшены до 28,1 млрд. тенге, а в 2012 году - 70,3 и 36,5 млрд. тенге соответственно.
2. В 2011 году неиспользованными остались средства в сумме 7,1 млрд. тенге, из них 2,5 млрд. тенге - АО “Даму”, 1,7 млрд. тенге - в банках второго уровня. На счетах местных исполнительных органов (далее МИО) остались средства в сумме 3,9 млрд. тенге, из них 1,6 млрд. тенге возвращены в республиканский бюджет, а 2,3 млрд. тенге использованы в 2012 году.
В 2012 году остаток неиспользованных средств составил 6,2 млрд. тенге, из них 1,8 - МИО, 0,8 - АО “Даму”, а 3,6 млрд. тенге - в банках второго уровня.
Многозвенность механизма реализации программы приводит к оседанию бюджетных средств на различных счетах и невыполнению конечных результатов программы, в частности, к необеспечению устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики...
3. Не отработаны конкретные процедуры финансирования инвестиционных проектов. В результате в 2011 году по 127 инвестиционным проектам на сумму 14,6 млрд. тенге отсутствуют документы по строительству объектов инфраструктуры по формированию бюджетной заявки, а в 2012 году - по 119 проектам на сумму 14,5 млрд. тенге.
Отсутствие четкого взаимодействия между Министерством регионального развития, координаторами в регионах и АО “Даму” приводит к необоснованному перечислению средств бюджета в АО “Даму” без учета потребности в средствах для субсидирования проектов, что приводит к увеличению переходящего остатка на счетах АО “Даму”, который на 1 января 2012 года составил 4,2 млрд. тенге, а на 1 января 2013 года - 4,4 млрд. тенге.
Местными исполнительными органами системные работы по подбору и реализации проектов по субсидированию и финансированию инфраструктурных проектов не проводятся. В результате ими отобраны проекты, не относящиеся к перечню приоритетных секторов экономики для потенциальных участников программы, а также не отвечающие критериям, утвержденным в постановлении правительства РК № 301. В 2011 году просубсидировано 20 таких проектов, а в 2012-м - 33 проекта. На реализацию крупных проектов расходуется более 40% от общего объема субсидии”.
Из постановления СК от 14.2.2013 г. № 8-П “Об итогах контроля эффективности хода реализации программы “Дорожная карта бизнеса-2020”, а также соблюдения стандартов государственного финансового контроля”.
21.08.2013