Война войной, а ОПЕК - по расписанию
Рост нефтедобычи остановлен по решению ОПЕК+. Однако для Казахстана это некритично на фоне предшествующих потрясений.
Восемь главных игроков организации (Саудовская Аравия, Россия, Ирак, ОАЭ, Кувейт, Алжир, Оман и наша республика) подтвердили: в марте добычу не увеличиваем. Раньше планировался постепенный рост (на 137-165 тыс. баррелей в сутки каждый месяц), но сейчас решили заморозить все на уровне декабря-января.
Причиной называется сезонный фактор: дескать, зимой и весной спрос на нефть падает - люди меньше ездят, совершают меньше авиаперелетов. Если сейчас залить рынок лишней нефтью, то цены рухнут. Поэтому решили подождать до лета, когда спрос вырастет.
Квота Казахстана остается 1,569 млн баррелей в сутки, но это без учета компенсаций. А тут есть нюансы.
Дело в том, что в ноябре 2023 года ОПЕК+ приняла решение о добровольных дополнительных сокращениях добычи на общий объем около 2,2 млн баррелей в сутки. Казахстан в списке "добровольцев" формально присутствовал и даже объявлял о своих сокращениях, но на практике не выполнял этих обязательств в полном объеме и регулярно превышал квоты.
- К моменту подписания этого соглашения у нас завершался проект расширения добычи компанией "Тенгизшевройл", и, по сути, те обязательства, которые Казахстан на себя взял, мы изначально не могли исполнить, - объясняет запутанность ситуации эксперт по нефти и газу Олжас БАЙДИЛЬДИНОВ. - В частности, из-за того что мы в целом не контролируем наш уровень добычи. У нас порядка 65-70 процентов добычи обеспечивают месторождения Тенгиз, Карачаганак и Кашаган, и работающие там иностранные компании не могут официально присоединяться к соглашениям ОПЕК, потому что в их странах это будет считаться картельным сговором и послужит основанием для парламентских расследований. Так что для нас ОПЕК, как для нефтедобывающего государства, - это хорошо, это более высокие цены, но для ряда других стран-импортеров это плохая организация, которая заставляет их снижать показатели по добыче, когда цены растут.
Так что все последние годы наша страна превышала квоты, под которыми вроде бы сама же и подписалась. И вот теперь ОПЕК обновила планы компенсации за прошлые "переборы". Уличенные в них Казахстан, Ирак, ОАЭ и Оман теперь должны отработать долг дополнительным сокращением добычи до июня 2026 года.
Поэтому в феврале-марте из объема квоты Казахстану придется вычитать по 569 тыс. баррелей в сутки, а дальше - по 669 тыс. до июня. Это не новое наказание, а именно уточненный график штрафных баррелей, которые нужно, так сказать, недодобыть.
Но тут вступает фактор уже существующих проблем Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Это наш главный экспортный "шланг", протянувшийся из Тенгиза в Новороссийск. Через него идет 75-80 процентов всей казахстанской нефти. В конце 2025 - начале 2026 года там случились атаки на терминал, повреждения выносных причальных устройств, ремонт, авария на самом Тенгизе. В итоге добыча в январе упала до 1,27 млн баррелей в сутки (с 1,86 млн в декабре), а экспорт просел на 30 процентов (с 5,4 до 3,8 млн тонн).
Падение добычи ниже квоты автоматически помогает выполнять компенсацию ОПЕК+. Получается, мы и так недодобыли, так что долг уменьшился сам собой, без дополнительных усилий.
Но и тут есть нюансы. Если КТК полностью восстановят (а в феврале уже начали возвращать мощность после ремонта), добыча может быстро вырасти. Тогда придется искусственно ее сдерживать, чтобы уложиться в график компенсаций. Это прямой минус в бюджет.
- Мы даже сейчас не придерживаемся установленной квоты, если учитывать обязательства по штрафам, - замечает Байдильдинов. - Но у ОПЕК нет каких-либо рычагов влияния, тогда как страны Персидского залива, очевидно, будут недовольны этим. Саудиты уже неоднократно высказывались в том духе, что они взяли на себя вместе с Россией основное бремя по снижению добычи, цены выросли, все страны пользуются этим, но пропорционально свою добычу не снижают. Естественно, мы ее тоже не снизим. А происшествия с КТК и снижение добычи в январе на 30 процентов к декабрьскому уровню в любом случае не компенсирует то перепроизводство, которое было ранее.
Эксперт отмечает, что если Казахстан и иные страны не будут соблюдать это соглашение ОПЕК+, то саудиты вполне могут развязать настоящую ценовую войну (а свои зубы они уже показывали в апреле 2025 года, организовав так называемое шоковое увеличение поставок) и нарастить добычу, допустим, на миллион баррелей в сутки, тем самым "уронить" нефть до уровня 50 долларов за баррель.
- С точки зрения цен этот год, конечно, будет очень тревожный, - считает Байдильдинов.
Но пока что решение ОПЕК нам, скорее, в плюс, поскольку маскирует наши реальные проблемы с экспортом и помогает отработать старые долги.
Однако если КТК заработает на полную, а мы все равно будем вынуждены держать добычу ниже потенциала, то эта интрига может выстрелить самым неожиданным образом.
Владислав ШПАКОВ, Астана

Владислав ШПАКОВ