6707

Огласите весь список, пожалуйста!..

Как нелогичность и хаотичность решений санврачей могут повлиять на распространение коронавируса

Огласите весь список, пожалуйста!..

В последнее время если и говорят о борьбе с COVID-19, то преимущественно в негативном ключе: “Надоели! Где логика? А почему нельзя было предупредить заранее?!” Больше других достается главному санитарному врачу Алматы Жандарбеку БЕКШИНУ. Его выступления разбирают на цитаты, анализируют и опять задают все те же вопросы. Вместе с экспертами мы продолжаем извлекать уроки минувшего экстремального года (см. “Побольше бы логики”, “Карго-культ по-нашему”, “Время” от 17 и 18.3.2021 г.). На этот раз пытаемся разобраться, какова польза от противоковидных ограничений в обществе и как их правильно доносить до людей.

Ставший главным ньюсмейкером санврач Алматы Жандарбек Бекшин выпускает новые постановления чуть ли не каждую неделю, порой отменяя решения, важность которых отстаивал буквально пару дней назад.

Самая показательная история - работа общественного транспорта. Его сначала запретили на выходные (хотя понятно, что в будни пассажиров на порядок больше), потом все-таки решили разрешить, но только в определенное время. И все это на фоне признания Бекшина, что ограничение движения автобусов во время летнего локдауна было ошибкой!

Почему примерно половине школьников разрешили вернуться на офлайн-обучение незадолго до начала каникул - не раньше и не позже, а некоторое время спустя попросили “по возможности оставить их на онлайн-обучении”?

Неужели “забыли”, что 8 Марта - праздник, а потому забили (причем все стороны дружно) на ограничения? А перед Наурызом схватились за голову, закрыли все, что могли, и стали стращать очередным локдауном?

Зачем госпитализировать бессимптомных, а потом просить частные клиники выделить часть коек для лечения больных ковидом?

В итоге все меньше людей соблюдают ограничения, зато все чаще спрашивают: а нужны ли они вообще?

Пандемическая усталость…

Ботагоз КАУКЕНОВА, доктор медицины, биолог:

- Ограничения, безусловно, нужны - пока это единственный способ хоть как-то остановить инфекцию. Есть еще один - вакцинация, но в Казахстане она идет довольно медленно. Что касается последовательности ограничений... Я читаю новости других стран и вижу, что практически все борются с распространением инфекции интуитивно, просто у кого-то это получается лучше, а у кого-то хуже. И это объяснимо: коронавирус, как уже было сказано множество раз, новая инфекция, подобного масштаба пандемию мы никогда не переживали, никто не знает, что делать в этой ситуации.

Да, у нас эти действия хаотичны, ведь мы тоже учимся на ходу. Поэтому я бы не стала обвинять санврачей в непрофессионализме. Никого из нас, медиков, не учили, какие меры принимать во время пандемии неизвестных инфекций. К тому же теория и прак­тика - это не всегда одно и то же.

Но, конечно, есть и слабые стороны в работе наших санврачей. Они серьезно вредят ситуации и в итоге приводят к еще большему количеству заболевших. Вот я недавно читала о подходе, который применяется в Ирландии. Там приняты пять уровней распространения ковида, которые зависят от количества зараженных. Есть документ, он размещен на сайтах государственных органов, в нем четко указано, какие ограничения вводятся в зависимости от одного из пяти уровней.

- И эти ограничения действуют постоянно, их не меняют каждый месяц?

- Да, это постоянные правила. Они охватывают все сферы жизни, в том числе работу бизнеса, общественного транспорта, религиозные обряды, массовые мероприятия и т. д. Мы в первой зоне - значит, живем так-то, во второй - меняется то-то и то-то, и так по каждому уровню. Этот документ помогает людям ориентироваться, выстраивать свою жизнь, понимать, что будет дальше.

У нас же все наоборот: о ново­введениях сообщают постфактум и принимаются их разъяснять. Казахстану нужно активнее взаимодействовать и с населением в общем, и с отдельными категориями в частности. Выстраивать диалог. А в какие-то моменты признавать: мы не знаем, что делать. Просить помощи сторонних экспертов, волонтеров, самих участников процесса - того же бизнеса. Чем больше разговариваешь с людьми, тем охотнее они соблюдают ограничительные меры.

- А если этого не делаешь, получаешь обратный эффект?

- Конечно. Есть документ ВОЗ, посвященный новым способам повышения вовлеченности общества в борьбу с ковидом. В нем говорится, что во всем мире сейчас наблюдается пандемическая усталость. Постепенно она будет нарастать, граждане - и это касается всех стран - перестанут прислушиваться к призывам государства, касающимся попыток остановить пандемию. Если вы держите в руке пудовую гирю, рано или поздно ее уроните - мышцы не выдержат постоянного напряжения.

Чем чаще меняются решения об ограничениях, чем они более непоследовательны и хаотичны, тем меньшее количество людей их выполняет. В документе так и говорится: будьте четкими, точными, предсказуемыми. Используйте простую и понятную инфографику в качестве эффективного способа рассказать об ограничениях, эпидемиологических рисках и взаимосвязи между ними.

Нам нужно думать, как встраивать в реалии пандемии элементы привычной жизни. Найти способы безопасно их совмещать. Ни одно общество не сможет постоянно существовать в условиях локдауна. Нужно учиться разговаривать с людьми и вместе находить решения, которые позволили бы нам преодолеть эту усталость.

…и непоследовательные действия

Акмарал ТУРСУНОВА, юрист по защите прав врачей и пациентов, основатель сообщества MedSupport.KZ:

- Обоснованны ли ограничения? Считаю, да. Мы не можем не учитывать эпидемиологические данные Минздрава и загруженность врачей в противоковидных стационарах. Но под вопросом свое­временность и адекватность этих ограничений. На мой взгляд, их нужно было вводить превентивно, перед праздниками - Новым годом, 8 Марта и, как сейчас, Наурызом.

Я понимаю, что люди устали и стремятся к прежней жизни, но, чтобы мы вышли из пандемии с минимальными потерями, сегодня, образно говоря, придется отрезать себе палец, чтобы потом не ампутировали руку. Перед глазами есть пример - европейские страны, которые пошли на послаб­ление ограничений непосредственно перед Рождеством, получили резкий скачок к концу января и сейчас официально объявили о начале третьей волны коронавируса.

Думаю, что через две-три недели после мартовских праздников мы будем наблюдать подобную картину и у нас.

- Хаотичность и нелогичность действий санврачей можно чем-то объяснить?

- Здесь сыграли свою роль несколько факторов. Лет десять назад санитарную службу Казахстана реформировали, в итоге она была сильно упрощена, опытные специалисты ушли из этой системы, их заменили другие, не обладающие таким багажом знаний. Когда начался коронавирус, оказалось, что в нашей стране нет сильных экспертов, которые, опираясь на свою репутацию и профессионализм, могли бы занять ключевые позиции в Минздраве, принимать решения и объяснять людям, что происходит.

Еще один момент - коррупция, ее никто не отменял. Мы до сих пор до конца не знаем, по каким критериям санврачи принимают решения о переходе регионов из “красной” зоны в “желтую” или “зеленую”. Как собираются данные по заболеваемости? У нас масса людей, которые не попадают в статистику. Во Франции признают, что реальное количество случаев ковида в пять раз выше выявленных. У нас же такая политика: я учитываю только то, что вижу, и не беру в расчет все остальные случаи. Это плохая практика.

- Очевидно, что нелогичность решений, о которой мы говорим, негативно влияет на восприятие ограничений. Как это в итоге может сказаться на ситуации?

- Все нелепости Жандарбека Бекшина, Ерлана КИЯСОВА, Алексея ЦОЯ (соответственно вице-министр здравоохранения, главный государственный санврач страны; министр здравоохранения. - О. А.), противоречия в их словах (один говорит, что массовая вакцинация будет, а другой тут же его опровергает) уже привели к тому, что эти заявления для людей - пустой звук. Чиновники от Минздрава своими непоследовательными действиями обесценили собственный авторитет и те необходимые ограничения, которые могли бы сдерживать распространение коронавируса.

Что касается Бекшина, который стал самой удобной мишенью для всех, то он, на мой взгляд, оказался в ловушке своей публичности. Алматинский санврач пытается активно общаться с журналистами, но вопрос в том, как он с ними говорит и как готовится к своим выступлениям.

- Можно ли верить таким его высказываниям: мол, мы два дня назад запретили работу общественного транспорта и сегодня видим, что статистика заболеваемости снижается?

- Нет. Слово “после” не означает “из-за”. Для того чтобы снизить показатели заболеваемости, должно быть, по идее, меньше ПЦР-исследований. А этот процесс, как вы понимаете, находится в руках тех же людей, которые вводят или снимают ограничения. Поэтому высказывание “через два дня после ограничений стало меньше заболевших” - та очевидная манипуляция, которую может раскусить любой человек, даже не имеющий медицинского образования. Что еще больше вредит доверию к словам санврачей.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Кстати

Без воды и света

Кафе и рестораны, нарушившие карантин в Алматы, будут отключать от водо- и электроснабжения.

В южной столице с 20 марта действует жесткий карантин по аналогии с прошлогодней весной. С 21 по 28 марта запрещена работа ТРЦ, торговых домов, непродуктовых рынков, спортобъектов. Согласно новому постановлению главного санврача Алматы Жандарбека БЕКШИНА кафе и ресторанам в этот период нельзя принимать посетителей - они могут работать только на вынос еды и ее доставку.

Нарушителям будут отключать свет и воду. Такая мера, по словам руководителя городского управления предпринимательства и инвестиций Еркебулана ОРАЗАЛИНА, не нова - ее уже применяли на практике. Однако не согласные с этой мерой предприниматели вправе ее обжаловать как в суде, так и в прокуратуре.

Екатерина ТИХОНОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть