6104

Пострадали от честности?!.

Павлодарская область по смертности от пневмонии обогнала все регионы страны. При этом до недавних пор в региональном управлении здравоохранения вовсе не считали своим “долгом” предоставлять общественности достоверную информацию по летальным случаямот легочных заболеваний. Два месяца все журналистские вопросы по поводу печальной статистики сводились к монологам с самими собой.

Пострадали от честности?!.

“Мой дядя самых честных правил…”

Метаморфоза с главой областного управления здравоохранения Биржаном ДОСМАИЛОВЫМ, у которого все павлодарские журналисты с начала июня пытались узнать количество летальных случаев от пневмоний, приключилась после заседания межведомственной комиссии по нераспространению коронавируса под председательством вице-премьера Ералы ТУГЖАНОВА. Ответ в правительстве держали акимы двух областей - Павлодарской и Восточно-Казахстанской. Абылкаир СКАКОВ - за наибольший уровень смертности от пневмоний, а Даниал АХМЕТОВ - за рост заболеваемости COVID-19.

На следующий же день главный медик Павлодарской области “счел своим долгом огласить статистику по летальным случаям в связи с пневмонией, какими бы печальными ни были эти цифры”.

За два последних месяца (июнь и июль) пневмония унесла жизни 399 жителей Павлодарского Прииртышья. При этом наибольший рост смертей от этого легочного заболевания пришелся на июль - 314. В июне павлодарские медики лечили от пневмонии и не смогли вылечить 85 человек. Для сравнения: с января по май этот диагноз стал причиной смерти 29 больных. А по сравнению с июлем прошлого года летальность от пневмоний в регионе увеличилась более чем в 10 раз!

А знаете, что стало причиной того, что в больницах области в прошлом месяце ежедневно теряли как минимум по 10 человек с диагнозом “пневмония”? Как следует из выступления Биржана Досмаилова, реалистичность и честность павлодарских медиков! С 18 июля, когда казахстанские медики по согласованию с ВОЗ стали выделять из общего количества летальных случаев именно коронавирусную пневмонию, от нее в области скончалось 8 больных. Но в региональном управлении здравоохранения не скрывают же ничего! По этой причине все остальные 306 июльских летальных случаев от пневмонии, которые были до 18 июля, также вошли в общую статистику смертей.

В местном облздраве просто уверены, что в печальные лидеры по наибольшему уровню смертности от пневмоний регион выбился не потому, что здесь все действительно так плохо, а исключительно из-за специфики учета, который велся без разделения на то, чем страдал человек при жизни.

- Если у гемодиализного больного, пациента с онкопатологией или с хронической сердечно-сосудис­той недостаточностью на момент лечения выходила на первый план пневмония и он умирал, то этот случай включали в статистику по смертности от пневмонии, хотя фактически летальность шла от других заболеваний, - рассказал Биржан Досмаилов.

Медицинская подноготная

И в качестве подтверждения своих слов Досмаилов предоставил анализ по всем летальным случаям от пневмонии за июль. Согласно этим данным, наибольшее количество умерших - 32 процента - были в возрасте от 60 до 69 лет.

- Это пациенты, страдающие хроническими заболеваниями, преимущественно сердечно-сосудистой системы и ожирением II и III степени. 86 процентов из них состояли на диспансерном учете, но нерегулярно принимали необходимые им лекарственные средства. Фоновыми патологиями данной группы больных являлись артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, хронические неспецифические заболевания легких и сопутствующий сахарный диабет 2-го типа, - пояснил главный медик области.

Вторая большая группа умерших (24 процента) были в возрасте от 70 до 79 лет и также имели хронические декомпенсированные формы ишемической болезни сердца с признаками хронической сердечной недостаточности. Многие были после хирургических вмешательств на открытом сердце с нарушениями ритма.

18 процентов летальных случаев составили больные от 80 до 89 лет. На четвертом месте (15 процентов) оказалась возрастная группа от 50 до 59 лет. И 5,6 процента павлодарцев, скончавшихся от пневмонии, были в возрасте от 40 до 49 лет. В этой группе пациентов фоновыми заболеваниями были ожирение II и III степени, впервые выявленный диабет 2-го типа, артериальная гипертензия.

- Как видите, при анализе летальности от пневмоний везде отмечалось наличие сочетанной патологии. Это и болезни системы кровообращения, и эндокринные патологии, и сердечно-сосудис­тые проблемы, и болезни легких, а также вредные привычки. Все это вкупе и повлияло на летальный исход, - резюмировал Биржан Досмаилов.

Журналисты попытались выяс­нить у спикера, придерживались ли такого же принципа статистики по смертности от пневмоний в других регионах. Но оказалось, что такими данными он не владеет.

- Я не знаю, как вели подсчет смертей от коронавирусной пневмонии мои коллеги из других регионов. Я вам говорю, как это делали мы и почему у нас такой большой процент смертности именно по пневмониям, - ответил руководитель павлодарского управления здравоохранения.

Выражая соболезнования родным тех, кого медики не смогли спасти, Биржан Досмаилов заявил, что всю ответственность за случившееся берет только на себя, не перекладывая ее на медработников.

Синдром соломинки и бревна

Заявление, конечно, очень благородное. Но кому в голову придет спрашивать за летальность с врачей и медсестер, которые из своей зарплаты сбрасывались на покупку расходников для кислородных баллонов (см. “Копилка пошла в ход”, “Время” от 8.7.2020 г.), обращались в акимат с просьбой найти спонсоров, чтобы закупить необходимые лекарства для больных (см. “Врачи сами ищут спонсоров”, “Время” от 22.7.2020 г.)? Разве медики виноваты в том, что провизорные госпитали, в спешном порядке открытые в регионе, кроме коек не имели ничего?

Обычные градусники и стойки для систем сюда привозили волонтеры и горожане, сбросившись, кто сколько может. А лекарства первой необходимости родные тех, кто с тяжелой пневмонией попал на больничную койку, искали по всем приграничным российским городам. Но высокий уровень летальности, конечно же, не от этого… Это все особенности павлодарской статистики, по всей видимости, самой реальной в рес­публике!

…В одном из разделов медицины есть такое понятие, как аутизм - крайняя форма ухода от действительности. Симптомы идентичны с теми, от чего так лихорадит сегодняшнюю казахстанскую систему здравоохранения, которая в чужом глазу соломинку видит, а в своем бревна не замечает. По логике вещей череда провалов должна была чему-то научить, сподвигнуть на какой-то анализ, ну хотя бы самый простецкий… В чем, например, была ошибка, стоящая жизни 399 человек за два последних месяца только в Павлодарской области?

- Вот эта ситуация - не только в Павлодаре, это во всем мире, во всей республике, европейская медицина с ее высшим уровнем, европейская медицина даже не справилась. Поэтому сейчас кого-то обвинять, что кто-то не справился, кто-то заранее не предугадал и не предусмотрел, я не знаю… Весь мир находится в данном положении, - ответил Биржан Досмаилов на вопрос о том, пытались ли в регионе анализировать, почему в час икс область оказалась не готовой к пандемии. Особенно учитывая то, что введенный в марте режим чрезвычайного положения позволил стране выиграть время.

Критично о мышлении

Это к вопросу об уровне топ-менеджеров здравоохранения, и не только на местах, о котором без устали говорит президент нацио­нальной ассоциации Primary health care Толебай РАХЫПБЕКОВ:

- Вы знаете, во всей этой аховой ситуации я и себя в какой-то мере считаю виновным. Мы успокоились на маленьких цифрах, которые были у нас в начале пандемии, и не сделали ничего, чтобы оставить их на том же уровне. Самая главная причина этого, на мой взгляд, - это отсутствие опытных и грамотных кризис-менеджеров, обладающих критическим мышлением. Я уверен, что в такой период министра здравоохранения нужно наделять функциями заместителя премьер-министра, чтобы он напрямую мог оперативно решать любые возникающие вопросы с акимами на местах. У нас не сработало не только руководство Минздрава, но и члены правительства в целом. Не было учтено золотое правило войны - беречь свою пехоту, которую всегда поражают первой. Только мы виноваты в том, что наша медицинская пехота в первые же дни решающих сражений с коронавирусом вышла из строя. Мы не смогли обеспечить медиков необходимым количеством СИЗов. А это нужно было делать в первую очередь, чтобы было кому лечить больных. Да что там не смогли! У нас до сих пор нет полной подготовки в части обеспечения медицинских работников средствами индивидуальной защиты! - констатирует факт эксперт национального здравоохранения.

Ирина ВОЛКОВА, фото с сайта zakon.kz, Павлодар

Поделиться
Класснуть