2140

Я другой такой страды не знаю

Как бы далеко ни шагнули высокие технологии, а в бескрайнем Казахстане аграрный сектор останется одним из приоритетных. Земли у нас много, но и вопросов к ее освоению - тоже. На некоторые из них “Времени” ответил министр сельского хозяйства Айдарбек САПАРОВ.

Я другой такой страды не знаю

- В своем прошлогоднем послании народу глава государства Касым-Жомарт ТОКАЕВ говорил о необходимости реального прорыва в агропромышленном комплексе и поручил увеличить финансирование сельского хозяйства в два раза. Что сделано для исполнения поручения и можно ли говорить, что уже произошли какие-то изменения сейчас, когда идет уборочная кампания?

- Да, эффект от применения агротехнологий мы должны получить уже в текущем году. Давайте сразу поясню, на какие именно агротехнологии выделялись льготные заемные средства, а это 580 млрд тенге. Речь идет о качественных семенах, внесении удобрений, обязательной обработке почвы, применении средств защиты растений. Перечис­ленные агро­технологии в совокупности дают возможность поднять урожайность в два раза, к чему мы и стремимся.

Однако на урожай влияют и другие факторы, и один из основных - погодные условия в период вегетации растений и уборки. В ряде регионов мы наблюдали высокие температуры и нехватку осадков, а в других - дожди. Все это может отразиться на урожае.

Тем не менее наличие финансовых средств позволяет не только вносить удобрения и использовать пестициды, но и вовремя подготовиться к уборке. Тем более что деньги аграриям выделяются на год и под чистые 5 процентов, то есть не нужно возвращать заем осенью или ждать субсидии, оплачивая полную ставку по кредиту (а это уже 22 процента). Раньше это и представить было сложно. Но президент поручил, а правительство оказало поддержку в выделении средств. И в итоге объем льготного кредитования весенне-полевых и уборочных работ в 2024 году вырос более чем в три раза - со 180 до 580 млрд тенге.

- Уже весьма продолжительное время в нашем растениеводстве проводится диверсификация культур. Многие фермеры с традиционных зерновых перешли на выращивание, например, масличных. Не произошло ли перенасыщение рынка этой новой продукцией и в каком направлении предполагается продолжить диверсификацию?

- Вы правы, диверсификация посевных площадей - один из наиболее важных процессов в растениеводстве, так как позволяет сохранять плодородие почв и повышать финансовую устойчивость аграриев.

Замечу, что в Казахстане долгое время преобладала монокультура - мягкая пшеница, которая занимает больше половины из 23-24 млн га посевных площадей. Но ежегодный сев одной и той же культуры истощает почву, а в случае неблагоприятных цен на пшеницу на мировых рынках наличие одной культуры бьет по карману фермера и в целом по экономике отрасли. Таким образом, сев нескольких культур позволяет диверсифицировать риски агробизнеса. Тем более что казахстанские фермеры научились возделывать, продавать, перерабатывать и использовать самые разные сельхозкультуры.

Нашим министерством был проведен обширный анализ отрасли, по результатам которого разработана дорожная карта, включающая показатели по диверсификации посевных площадей. Планы по диверсификации были сформированы с учетом региональной специфики и потребностей рынка.

Для стимулирования аграриев к переходу на высоко­рентабельные культуры применяются меры государственной поддержки. Скажем, для стимулирования выращивания приоритетных культур (масличные, сахарная свекла, гречиха и кукуруза) предусмот­рены субсидии на частичное возмещение затрат на производство продукции, сданной на переработку перерабатывающему предприятию. Уже в текущем году планируем получить рекордный урожай по сахарной свекле - 1,1 млн тонн. Площади масличных культур увеличены на 135,5 тысячи га и доведены до 2,9 млн га, а площади кормовых сегодня составляют 3,2 млн га, что больше уровня прошлого года на 84 тысячи га.

Отдельно стоит отметить сокращение площадей влагоемких культур. Так, для южных регионов разработаны индикативы по сокращению площади риса в течение 5 лет на 21 тысячу га и хлопчатника - на 46,4 тысячи га. За счет сокращения площадей этих культур экономия воды составит 1,4 млрд кубометров!

Для облегчения перехода с одних культур на другие преду­смотрена господдержка: субсидии на приобретение техники, льготный лизинг, а также субсидии на закупку семян, удобрений и прочих ресурсов.

Что касается перенасыщения, то, безусловно, вопрос сбыта очень актуален для аграрной отрасли, так как товары АПК относятся к категории commodity, то есть к однородным и взаимозаменяемым товарам, для которых важны цена и доступность на рынке. Именно для создания наиболее выгодных возможностей для сбыта продукции АПК мы стараемся открывать новые рынки сбыта.

Кроме того, чтобы повысить добавленную стоимость и дать нашим аграриям несколько каналов сбыта, важно развивать переработку сельхозпродукции. Министерство сельского хозяйства включило перерабатывающие предприятия в список приоритетных отраслей для льготного кредитования под 2,5 процента через социально-предпринимательские корпорации, а также разработало комплексный план развития переработки. Уверен, что эти и другие меры будут эффективными.

- Не секрет, что проблемой, тормозящей развитие АПК, является изношенность машинно-тракторного парка. Какая работа проведена по обновлению сельскохозяйственной техники?

- Действительно, эта проблема остается актуальной. Вынужден констатировать, что средний уровень износа парка на сегодняшний день составляет 76 процентов.

Но за последние годы предприняты значительные меры для обновления сельскохозяйственной техники. Результаты данной работы аграрии уже ощущают.

Если в 2017 году уровень обновления парка сельхозтехники составлял всего 1,9 процента, то по итогам 2023-го он увеличился до 4,5 процента. Главой государства поставлена задача довести этот показатель до 10 процентов. К августу 2024 года был достигнут индикативный уровень обновления 5 процентов, планируем дойти до 6 процентов к концу года.

В текущем году реализован новый механизм поддержки аграриев, исключающий возможность субсидирования импортной техники, производство аналогов которой налажено в Казахстане. При этом применен дифференцированный механизм субсидирования ставок вознаграждения по кредитам и лизингу на приобретение сельхозтехники. Это позволило увеличить объемы субсидирования отечественной техники более чем вдвое без привлечения дополнительных бюджетных средств.

С запуском программы льготного лизинга сельхозтехники отечественного производства в размере 100 млрд тенге аграрии получили возможность приобретать технику на выгодных условиях - со сроком лизинга до 7 лет и ставкой вознаграждения всего 5 процентов годовых. В рамках этой программы уже одобрено более 2500 заявок на сумму 68,4 млрд тенге.

В результате наблюдается положительная динамика: по состоянию на август 2024 года было реализовано 7904 единицы техники, что на 57 процентов больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Таким образом, предпринимаемые меры способствуют не только обновлению машинно-тракторного парка, но и развитию всего ­агропромышленного комплекса республики.

- Два года назад в стране случился так называемый сахарный кризис, причиной которого многие называли сокращение посевов сахарной свеклы. Какова ситуация сейчас в данном сегменте?

- Могу с уверенностью сказать, что она значительно изменилась.

Ожидаемый рекордный урожай сахарной свеклы 1,1 млн тонн в этом сезоне станет результатом мер, предпринятых в рамках комплексного плана по развитию сахарной отрасли и государственной поддержки. Напомню, что в прошлом году валовый сбор составил всего 509 тысяч тонн, то есть нынешний урожай вдвое превысит прошлогодний.

Замечу, что внутреннее потребление сахара в республике остается стабильным, составляя около 500-550 тысяч тонн в год, и основная часть этого объема обеспечивалась импортом. Однако существенное увеличение урожая, а также запланированное производство порядка 120 тысяч тонн сахара на местных заводах должны помочь сократить зависимость от импортных поставок и улучшить ситуацию на внутреннем рынке.

А на сахарных заводах в ожидании урожая проводятся ремонтные работы и разрабатываются графики приемки сырья, что позволит избежать задержек и скопления на транс­портных путях.

В общем, ситуация в сахарной отрасли сейчас выглядит куда более благоприятной, чем два года назад, и можно ожидать дальнейшего роста производства и повышения стабильности, так что в долгосрочной перспективе мы сможем полностью закрыть потребности внутреннего рынка и снизить зависимость от импорта.

- Кстати, а в целом насколько обоснованно, на ваш взгляд, мнение о том, что Казахстан зависим от импорта иностранной сельхозпродукции?

- Не могу согласиться с таким мнением! По подавляющему большинству социально значимых товаров казахстанские производители закрывают внутреннюю потребность. То есть мы сами можем обеспечить себя всеми необходимыми продуктами питания.

Да, пока что есть несколько позиций, по которым мы испытываем сложности, и основная - это как раз сахар. Тут большая часть потребности внутреннего рынка обеспечивается за счет переработки импортного сырца и импорта готового сахара. В 2023 году в республике из импортного сырья произведено 150 тысяч тонн тростникового сахара и завезено 303 тысячи тонн готового сахара из стран ЕАЭС. Доля России в этой статистике составляет 57 процентов, Беларуси - 1,5 процента.

Но, например, по таким позициям, как колбасные изделия или мясо птицы, вопрос не столько в нехватке собственных производств, сколько в первую очередь в высокой конкуренции с импортными товарами. При наличии соответствующих условий казахстанские производители готовы наращивать объемы производства. В этой связи мы работаем над доступом к рынку регулируемых закупок: в этом году впервые продукты питания были включены в список для изъятия из нацрежима, то есть местные производители имеют приоритетный доступ к госзакупкам.

В случае же с сырами и творогом главная проблема связана с нехваткой качественного сырья. Наше министерство и Бюро национальной статистики провели большую работу по списанию несуществующих объемов сельхозпродукции, в том числе 3 млн тонн молока. Одновременно ведется работа над увеличением производства через строительство молочно-товарных ферм, для чего имеются все меры поддержки, а главное - льготный кредит под 2,5 процента.

По другим позициям я придерживаюсь мнения, что нужно стремиться производить те товары, по которым рентабельность производства сопоставима с ценой закупа. Также нужно учитывать климатические условия, объем рынка. Хотя у нас уже выращивают и бананы, и лимоны, а также есть проект по оливкам.

Так что если бизнес готов вкладываться, то и на получение господдержки претендовать можно.

Владислав ШПАКОВ, Астана

Окончание интервью читайте в следующем номере газеты.

Поделиться
Класснуть