Физрукам везде у нас почёт?
Судя по результатам выступления наших спортсменов на прошедшей в Париже Олимпиаде, ответ однозначный: нет.Тогда вопрос второй: как минимизировать скандалы вокруг распределения образовательных грантов?
На фоне поднявшейся бучи вокруг раздачи госгрантов (см. “Их баллы не имеют значения?”, “Время” от 10.8.2024 г.) возрос интерес абитуриентов и их родителей к внутривузовским “плюшкам” для тех, кто набрал на ЕНТ больше 100 баллов, но не прошел по общему страновому конкурсу (средний балл по Казахстану в этом году 68, максимальный - 140). Непонятно: это разнарядка сверху, чтобы как-то разрядить ситуацию, или желание заполучить сильных студентов?
Президент Ассоциации вузов Казахстана, ректор университета “Туран” Рахман АЛШАНОВ уверяет, что второе. Мы встретились с ним, чтобы поговорить о том, как так получилось, что 10 000 сильных выпускников школ - абитуриентов остались за бортом госгрантов.
- В последние годы растет количество ребят, которые набирают высокие баллы. Несколько лет назад медалистов было около 2000, сейчас под 8000. Это объясняют тем, что школы стали хорошо работать, хотя не всегда в это верится. За три-четыре года резко повысился уровень обучения? Требования к ЕНТ стали чуть слабее (сколько лет шла дискуссия вокруг того, что тестирование - это стресс для выпускников)? Дети стали более ответственными? - рассуждает Рахман Алшанович. - В любом случае выпускников больше, чем мест в вузах, поэтому и конкуренция при распределении грантов, особенно на те специальности, где относительно мало бюджетных мест, с каждым годом становится все жестче.
Есть и перекосы при распределении квот на определенные специальности. Например, на “информационные технологии” в этом году дали большее количество грантов, потому что бывший министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат МУСИН сказал: Казахстану в будущем понадобится 100 000 специалистов в этой отрасли.
Не знаю, откуда взялась эта цифра и обеспечат ли всех будущих айтишников работой, но пока ситуация такая: в этом году на “информационные технологии” по конкурсу проходили абитуриенты, набравшие на ЕНТ 57, 60, 62 балла, то есть на грани фола. Конечно, выбирают эту специальность и отличники (на них и был расчет), но далеко не всегда.
- В этом году одной из самых популярных специальностей оказалась “учитель физической культуру”, поступали на нее и школьники с высокими баллами. Они, к слову, тоже в числе тех, кто не прошел по конкурсу. Неужели профессия стала настолько популярной или есть другое объяснение?
- Миннауки выделяет определенное количество грантов. На учителей физкультуры их было 517, а претендовало 5538 абитуриентов - 10,7 человека на место, третий показатель по стране! Творческий экзамен - спортивные упражнения. Видимо, их было легче показать, чем сдавать химию или математику.
В то же время на такие нужные специальности, как транспортное строительство и сооружения, было выделено 765 мест, а подано 26 заявлений. Почти в 200 раз меньше, чем на учителей физкультуры, - колоссальный перекос! Среди непопулярных специальностей - химическая инженерия, металлообработка, текстиль и ряд других.
В целом это явление настораживает, в какой-то мере говорит о пробелах в профориентации и семейных ценностях. Часто специализацию выбирают в последний момент, и не по интересам, а по принципу “куда смогу пройти”, “где больше грантов”.
Министерству и вузам пришлось здорово потрудиться, чтобы перебросить гранты с других, родственных направлений и закрыть огрехи профориентации. Очевидно, работодателям нужно завлекать молодежь в свою сферу, а не кивать на вузы, перекладывать с больной головы на здоровую.
Пока же нет глубокой связи между запросами экономики и направлениями, по которым вузы готовят специалистов. Или есть и то и другое, но в будущем нет перспектив, и профессия так и остается непопулярной. Государству нужны водники - оно дает больше грантов. Но на эту специальность идти не хотят. Потому что работа сложная, а зарплата невысокая.
- И все равно 10 000 сильных выпускников, которые остались без госгрантов, - это много…
- Есть диспропорция между количеством мест и престижностью профессии. Это всегда было и будет. И это даже хорошо: пусть на популярные направления поступают лучшие. Другое дело, что сильные ребята, которые не прошли по конкурсу из-за высокой конкуренции, должны иметь возможность учиться бесплатно на другую специальность, родственную, близкую. Мы сейчас собираем списки таких детей, выделяем для них внутренние гранты.
- Насколько серьезно на распределение госгрантов повлияли квоты для абитуриентов из паводковых регионов?
- Мы пока не анализировали, но такие абитуриенты у нас тоже есть. Они пришли с разным уровнем знаний, с высокими и средними баллами. Государство решило поддержать этих ребят, будем их учить. И, повторю, предложим бесплатные места и тем, кто хорошо сдал ЕНТ, но не прошел по конкурсу.
Оксана АКУЛОВА, фото Веры ОСТАНКОВОЙ, Алматы