5381

Рацион неслыханной жадности

Кому выгодны нападки на добросовестных подрядчиков, обеспечивающих питанием металлургов и шахтеров "Арселора"?

Рацион неслыханной жадности

Не так давно появилась информация, что в Карагандинской области сталевары и горняки АО "АрселорМиттал Темиртау" не имеют возможности полноценно питаться в рабочих столовых. Мол, цены на обеды возросли так, что люди не могут себе позволить их покупать. Выпускаемая профсоюзом металлургов "Жактау" газета "Магнитка" разразилась серией критических статей. Автор назначила виновником во всех смертных грехах ТОО "Backup Service Resorts" (BSR) -подрядчика, оказывающего услуги питания. Однако когда мы стали разбираться в сложившейся ситуации, выяснилось, что либо профсоюзные деятели целенаправленно перекинули проблему с больной головы на здоровую, либо попросту не разобрались в конъюнктуре.

С приходом на казахстанский рынок компания "АрселорМиттал Темиртау" стала избавляться от непрофильных активов. В число таковых попал комбинат питания со всеми столовыми и буфетами, которые с советских времен существовали при каждом цехе и каждой шахте Карагандинской области. Кормление работников возложили на специально созданную "дочку" АМТ, а потом и вовсе на сторонних подрядчиков. В их задачу входило обеспечение работников АМТ лечебно-профилактическим питанием (ЛПП) и молоком. Заключаемые контракты также содержали и пункты о продаже блюд на свободной раздаче, чтобы люди могли питаться за свой счет, притом по фиксированным ценам.

Оказалось, что накормить более 26 тысяч работников предприятий промышленного гиганта не так уж и просто. Были многочисленные срывы в обеспечении ЛПП и молоком, все это вело к социальной напряженности. "Арселор" несколько раз расставался с недобросовестными подрядчиками. Больше года-двух никто не задерживался.

К 2014 году в столовых АО "АрселорМиттал Темиртау" возникла катастрофическая ситуация, вызванная срывом обеспечения ЛПП и молоком, грозящая социальным взрывом. Подвел очередной подрядчик: перестал завозить мясо и молоко в столовые, а также выплачивать заработную плату поварам. В тот критический момент руководство АМТ обратилось за помощью к ТОО "Backup Service Resorts", которое управляло домом отдыха "Шахтер" и санаторием "Жартас". BSR зарекомендовал себя как надежный партнер. И в "Арселоре" надеялись, что BSR исправит положение в столовых в лучшую сторону. Так и произошло: 7 апреля 2022 года исполнилось 8 лет, как предприятие добросовестно и качественно, исполняя условия контракта, в круглосуточном режиме кормит шахтеров и металлургов. Подтверждение этому - многочисленные благодарственные письма от всех подразделений АМТ.

Однако неожиданно, с середины 2021 года, в адрес BSR посыпались различные нарекания. То 20 граммов рассольника не хватило, то 5 граммов хлеба… Апофеозом стали претензии о том, что в столовых часто и неоправданно задирают цену на еду, чем будто бы лишают рабочих возможности полноценно питаться. Мы решили провести с руководством ТОО "Backup Service Resorts" откровенный диалог. Неужто они необоснованно и попросту пытаются нажиться на шахтерах и металлургах, труд которых давно уже не является высокооплачиваемым? Спойлер: все оказалось совсем не так, а претензии отдельных менеджеров АМТ и профсоюза "в интересах рабочих" преследуют совсем иную цель.

- Расскажите о системе ценообразования на блюда, реализуемые в ваших столовых и буфетах. Из чего складывается разница приобретенных на рынке и уже готовых к употреблению продуктов?

Надежда ЦЫГАНОВА

- На рынке, в отличие от простого обывателя, мы ничего не покупаем. Все сырье закупается у юридических лиц, сопровождается наличием сертификатов и справок. Мы ведем контроль за качеством продукции, начиная с момента поставок. После закупки и поступления на базу ОРСа все сырье подвергается переработке. Таким образом мы получаем полуфабрикаты, - поясняет замдиректора по производству BSR Надежда ЦЫГАНОВА. - Естественно, возникают потери. Например, тушевое мясо - его нужно отделить от костей, сделать обвалку. При этом из полутуши весом 100 килограммов после обвалки остается 73 килограмма, потери составляют 27 процентов. Далее - процесс приготовления, соответственно, потери при термической обработке. Если взять килограмм полуфабриката, то на выходе после приготовления уже получится 600 граммов, потери составляют 40 процентов. И, естественно, в итоговую цену блюда входит торговая наценка. Она включает в себя затраты предприятия на выплату зарплат, соцотчислений, расходы на логистику (шахты угольного департамента и подразделения АМТ разбросаны по всей области), закупку спецодежды, сопутствующего инвентаря и моющих средств, расходы на медобслуживание персонала, оплату услуг подрядчиков, налоги и т. д.

Елена ПОНОМАРЕВА

- Из-за коронавирусной пандемии расходные статьи увеличились за счет приобретения антисептиков, масок, одноразовых перчаток и дополнительной санобработки, - добавляет санврач BSR Елена ПОНОМАРЕВА.

- Выходит, не вполне корректно сравнивать стоимость сырых продуктов на базаре и уже готовых на ваших прилавках?

- Конечно. Стоимость у нас указывается за готовое блюдо с учетом потерь при обработке и приготовлении. Также стоимость реализуемой продукции включает в себя содержание штата в 700 человек, закуп оборудования, производственные расходы, транспортные расходы, налоги. Поэтому глупо сравнивать цены на продукты питания в магазине или на рынке с ценами на готовые блюда в столовых.

- Хорошо. Тем не менее нельзя ли изыскать какую-то возможность снизить цены в ваших столовых?

- На сегодняшний день это невозможно. В условиях рыночной экономики мы зависим от целого ряда внешних факторов: инфляции, постоянного роста цен на продукты и прочее сырье, повышения стоимости оборудования, роста цен ГСМ, стоимости услуг подрядных организаций, регулярной индексации заработной платы и прочих нюансов. К примеру, в регионе не осталось крупных мясокомбинатов. А закупать мясо непромышленного забоя у фермеров мы не можем. Да у них и нет таких объемов, какие нам нужны. Поэтому мы вынуждены приобретать его за границей - это Беларусь и Украина, которая сейчас тоже отпала, - говорит Надежда Цыганова.

Впрочем, по словам сотрудников ТОО "Backup Service Resorts" есть и еще одна немаловажная проблема. Заказчик в лице компании "АрселорМиттал Темиртау", во-первых, оплачивает услуги поставщика по ценам 2020 года, а во-вторых, не исполняет ряда своих обязательств. Наверное, в этом и кроется причина всех бед?!

Елена ХМЕЛЕВА

- Сейчас бесплатное лечебно-профилактическое питание получают 4,5 тысячи металлургов. Его стоимость нам оплачивает АМТ. В 2020-м году "Арселор" установил фиксированную цену на обеды ЛПП и молоко. По условиям договора пересмотр цен должен был быть в октябре 2021 года: с учетом повышения цен на продукты, увеличения заработной платы и инфляции. Но начиная с 2020 года и до сих пор не было ни одного пересмотра! Между тем из-за роста цен на сырье и инфляции мы уже давно не укладываемся в те расходы, которые несем - объясняет управляющая по производству BSR Елена ХМЕЛЕВА.

- Вопреки условиям договора нам также приходится работать в достаточно непростых условиях. Когда мы пришли, "Арселор" должен был передать нам объекты с соответствующим нормам санитарным состоянием и необходимым количеством оборудования для оказания услуг, - вспоминает Надежда Цыганова. - Но в действительности практически все столовые нуждаются в ремонте. Речь идет про сколы и повреждения на полах, стенах и откосах, затрудняющих проведение санобработки.

Татьяна ЮРАСОВА

- Содержание и ремонт оборудования, аварийный ремонты в итоге тоже легли на наши плечи, - подключается к разговору директор BSR Татьяна ЮРАСОВА. Порой мы вместо АМТ вынуждены самостоятельно закупать оборудование и посуду, чтобы не сорвать процесс обеспечения питанием работников "Арселора". Где-то вытяжки не функционируют, частично отсутствует необходимое технологическое оборудования, а морально и физически устаревшие холодильники не позволяют соблюдать нужный температурный режим и товарное соседство. И за это проверяющие органы наказывают штрафами нас, а не АМТ, который должен был все это предоставить.

- Выходит, себе в убыток работаете?

- Угольный департамент весь для нас убыточный. За счет перераспределения прибыли из других своих подразделений пытаемся свести концы с концами и быть на плаву. Мы не можем закрыть столовые ни на одной шахте. Создавать социальную напряженность - это не наша политика, - говорит Надежда Цыганова.

- Почему бы вообще не перестать сотрудничать с не исполняющим своих обязательств "Арселором"? Бизнес ведь должен приносить прибыль, а иначе - это уже не бизнес.

- С прошлого года нас упорно к этому подталкивают и принуждают недавно появившиеся в АО "АрселорМиттал Темиртау" управленцы. Они действуют примерно так же, как и печально известный Парамжит КАЛОН (бывший гедиректор предприятия. - И. М.), в итоге уволенный из Арселора. Несвоевременно и не в полном объеме платят нам деньги. И пару лет назад при Калоне наблюдалась похожая картина с задержкой оплаты и непроведенными ремонтами. Создавались такие условия, чтобы мы ушли самостоятельно, так как никаких законных оснований для расторжения договора с нами не было. Потому что хотели завести "своих" подрядчиков, - рассказывает Надежда Федоровна.

- А если отбросить альтруизм, в который, честно говоря, не верится, что вас останавливает от ухода из таких условий?

- Слишком много сил и средств потрачено: 8 лет тяжелой, кропотливой и практически безупречной работы. За 8 лет нашей деятельности у нас никогда и нигде не было срывов в обеспечении ЛПП и молоком - подчеркивает Надежда Цыганова. - Да и коллектив - 700 человек - выгонять на улицу?

- Тем не менее претензии из-за высокой стоимости обедов в ваш адрес недавно все-таки прозвучали.

- Не нужно быть депутатом или финансистом, чтобы видеть рост цен на продукты. Любая хозяйка, которая кормит семью и варит борщи, ощущает это на своем кошельке, - отмечает Татьяна Юрасова. - И люди из "Арселора", которые нам утверждают меню, тоже прекрасно понимают, какие продукты закладываются в рацион и как они сейчас дорожают.

Вячеслав ТОЛКАЧЕВ

- Мы еще заметили такую тенденцию: претензии начинают появляться, когда на АМТ приходят новые руководители. То ли подрядчиков своих завести хотят, то ли еще что. У самих рабочих особых нареканий нет. Большинство питающихся, наоборот, признательны за вкусные и сытные обеды, шлют благодарственные письма от цехов и шахт, - рассказывает замдиректора BSR по питанию Вячеслав ТОЛКАЧЕВ. - Бывают, конечно, и случаи недовольства. Но они, скорее, связаны с индивидуальными вкусовыми пристрастиями: кто-то не любит печень, другой не ест рыбу, кому-то гречка в армии надоела. На все замечания мы оперативно реагируем и устраняем проблемы. Постоянно поддерживаем обратную связь с людьми, которые питаются в столовых. Для этого регулярно проводим потребительские конференции. В феврале-марте этого года опросили 1600 человек. Плохо о качестве питания отозвалось около одного процента от числа опрошенных. Цифра говорит сама за себя. Притом часть критики не касается сферы нашей ответственности, например: душно в зале или нет охлажденной воды.

- Какой выход можно найти из сложившейся ситуации с ценами? Может быть, стоит, как в некоторых заведениях, порции уменьшить?

- Мы не можем так поступить, так как нормы по ЛПП утверждены приказом министра здравоохранения, и мы обязаны их соблюдать. А на свободной раздаче мы, конечно же, продаем вторые блюда на выходе по 100, 75 или 50 граммов, - поясняют сотрудники ТОО "Backup Service Resorts". Единственный выход - это четкое исполнение обязательств со стороны АМТ по своевременной оплате услуг в ценах 2022 года согласно договору. Ведь основной доход мы получаем от оплаты за ЛПП и молоко.

- Профсоюз говорит о том, что люди не могут позволить себе полноценно питаться, но почему-то не подходит к проблеме конструктивно. Если зарплаты, которую сейчас получают металлурги и шахтеры, якобы не хватает на обеды в столовой, то кто в этом виноват? И что делать? Вот куда нужно смотреть, - считает Надежда Цыганова.

В заключение отметим, что профсоюз "Жактау" (в котором, кстати, состоят не только металлурги, но и порядка 600 работников BSR!) направил письмо пришедшему в 2021 году на должность исполнительного директора АМТ Алишеру АБЕНОВУ. Вместе с ним профсоюзные деятели хотят проанализировать цены в заводских столовых и принять соответствующие меры. Наверное, профсоюзникам в интересах своих членов надо настоять и на том, чтобы инвестор исполнял свои контрактные обязательства по своевременному пересмотру стоимости ЛПП и молока? Но вот ведь странность: почему-то на это жизненно важное направление у компании денег не находится. Зато на покупку дорогих автомобилей для руководства более 110 млн тенге нашлось, в том числе и для Алишера Абенова. Да что уж говорить, если даже вопросы обеспечения шахтеров и металлургов льготной ипотекой взяли на себя аким Карагандинской области Женис КАСЫМБЕК и "Отбасы банк" (см. "Серьёзное подспорье!", "Время" от 19.3.2022 г.). В общем, простые рабочие бедствуют и жалуются на нехватку средств на пропитание, а кто-то в то же время балует себя игрушками в стиле "лакшери". Вопрос: правильно ли на АМТ расставляют приоритеты?

Только цифры

Примеры стоимости меню свободной раздачи ТОО "Backup Service Resorts" (цены первых и вторых блюд за 100 гр.)

1) Борщ со свежей капустой, говядиной и сметаной - 235 тг.

    Шницель рубленый из говядины - 325 тг.

    Рис припущенный - 45 тг.

    Кисель - 40 тг.

    Хлеб пшеничный/ржаной - 10 тг.

Итого: 655 тг.

2) Рассольник ленинградский с говядиной и сметаной - 230 тг.

    Окорочка жареные в яйце - 315 тг.

    Гороховое пюре - 65 тг.

    Чай разовый с сахаром - 30 тг.

    Хлеб пшеничный/ржаной - 10 тг.

Итого: 650 тг.

3) Солянка домашняя с майонезом - 190 тг.

    Рыба жареная с луком (минтай) - 279 тг.

    Картофельное пюре - 120 тг.

    Компот из сухофруктов - 45 тг.

    Хлеб пшеничный/ржаной - 10 тг.

Итого: 644 тг.

Ирина МОСКОВКА, фото автора, Караганда

Поделиться
Класснуть