2156

Остановить нашествие!

Остановить нашествие!
Фото с сайта kazpravda.kz

Они наступают!

На борьбу с саранчой в Казахстане в этом году предусмотрено в госбюджете более 2,5 млрд тенге. Наряду с этим на государственном уровне собираются вступить в схватку и с луговым мотыльком, потому что фермеры сами не справляются с этим паразитом. Об этом рассказал на брифинге глава комитета госинспекции в агропромышленном комплексе Министерства сельского хозяйства Алмабек МАРС.

- В этом году стадная саранча распространилась на площади 997,2 тысячи гектаров, в том числе итальянский прус - на 760 тысячах гектаров, азиатская саранча - на 201 тысячи гектаров, марокканская саранча - на 35 тысячах гектаров. Кроме того, другие саранчовые вредители распространены на площади 270 тысяч гектаров. Поэтому на борьбу с саранчой из республиканского бюджета выделено 1,9 млрд тенге и из местного бюджета - 659 млн тенге. Финансовые инструменты позволили закупить пестициды и услуги по химической обработке на всю предполагаемую площадь, - сказал Марс.

В регионах уже создали оперативные штабы во главе с заместителями акимов и утверждены планы работ по химической обработке площадей с мониторингом выполненных работ. Население предупреждают о протравливании полей, отметил спикер.

Он также ответил фермерам, которые беспокоятся из-за нашествия всеядного лугового мотылька: он способен съесть урожай большинства сельскохозяйственных культур (см. “Гнусный паразит”, “Время” от 18.6.2022 г.). Чиновник сказал, что в конце мая и начале июня на пастбищных угодьях Актюбинской и Атырауской областей действительно наблюдался вылет луговых бабочек. Однако повреждений сельскохозяйственных полей от первого поколения этих насекомых не замечено.

- Специалисты проверили 58 тысяч гектаров в регионах. Площадь расселения луговых бабочек выше экономического порога вредоносности установлена на 11,5 тысячи гектаров, в том числе в Актюбинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской областях. В целях оперативного реагирования на риски ухудшения фитосанитарной обстановки уже приняты меры по переводу лугового мотылька в перечень особо опасных вредных организмов, утвержден приказ. Этот приказ разрешает местным исполнительным органам выделять средства на борьбу за свой счет.

В дополнение к принимаемым мерам разработан проект приказа, предусматривающий порядок проведения неотложных фитосанитарных мероприятий при ухудшении фитосанитарной ситуации. Он проходит согласование с гос­органами. Ожидается, что в ближайшее время этот приказ будет утвержден, - объявил представитель Минсельхоза.

Марс отреагировал на критику сельхозтоваропроизводителей и нацпалаты “Атамекен” о том, что министерство затянуло принятие приказа о включении лугового мотылька в перечень особо опасных вредных организмов для проведения обработок за счет бюджета, ведь документ обсуждался аж с 2021 года.

- Вы знаете, в Казахстане с 2020 года защитой от лугового мотылька занимаются сами фермеры, им предоставляются субсидии на возмещение половины затрат стоимости пестицидов. Не прошло двух лет, как фермеры и палата “Атамекен” просят вернуть борьбу с луговым мотыльком за счет средств бюджета. А ведь в 2020 году нормативно-правовой акт согласовывался со всеми ассоциациями, союзами! И в том числе по настоянию самих фермеров луговой мотылек был тогда выведен из списка особо опасных вредных организмов! - упрекнул аграриев глава комитета госинспекции в АПК. - Я обращаю внимание, что нормативно-правовой акт, подразумевающий расходы бюджета, согласовывается-принимается минимум 5-6 лет, поскольку требует заседания республиканской бюджетной комиссии, соответствующих расчетов. Но, несмотря на все трудности, которые у нас были по согласованию с госорганами, приказ в ускоренном порядке введен в действие и уже зарегистрирован в системе Минюста. Очень большая работа проведена.

Кстати, чиновник прогнозирует резкий всплеск численности капустной моли, поэтому не исключает, что в скором времени сельхозтоваропроизводители также будут просить организовать борьбу с ними за счет бюджета.

Тогжан ГАНИ, Нур-Султан

Нашествие не остановить?

Павлодарские леса, можно сказать, отдали на съедение прожорливым гусеницам. Насекомые захватывают 700 с лишним гектаров в неделю. А лесники до сих пор ждут приезда лесопатологов, без заключения которых невозможно подать бюджетную заявку на потравку.

Еще неделю назад гусеницами в лесничествах павлодарского учреждения по охране лесов и животного мира было поражено 120 гектаров леса (см. “Гусеничный пир”, “Время” от 9.6.2022 г.). Сейчас - уже более 800 гектаров. Объедают леса и в Баян­аульском национальном парке, и в Шалдайском бору. Но если на территории государственного лесного природного резервата (ГЛПР) “Ертiс орманы” с непарным шелкопрядом как-то борются, то в остальных лесничествах области остается только шаманить с бубном, чтобы вызвать спасительный дождь. От воды гусеницы сворачиваются в кокон и хоть на какое-то время становятся безвредными.

Пара дождливых дней в регионе приостановила наступление насекомых в павлодарских лесах. Но синоптики вновь прогнозируют жару. Кстати, именно знойная погода в конце апреля и начале мая, по мнению специалистов, и спровоцировала, скорее всего, массовое развитие личинок непарного шелкопряда и превращение их в гусениц.

Местные лесники уверены, что имеют дело именно с непарным шелкопрядом, свирепствовавшим на их территории и в прошлом году. Но поскольку прошлогодние бюджетные заявки на потравку одобрили только “Ертiс орманы”, то в этом году нужно составлять новую. А для этого необходим свежий вердикт от лесопатологов. Своих таких специалистов в области нет. Ближайшие эксперты находятся в Семее.

- В семейском структурном под­разделении РГКП “Республиканский лесной селекционно-семеноводческий центр” есть три лесопатолога, и все они сейчас находятся в командировке в Павлодарской области. Двое контро­лируют подрядчика в ГЛПР “Ертiс орманы”, чтобы дезинсекционная кампания против непарного шелкопряда прошла эффективно. И один обследует лес в Урлютюб­ском лесничестве в Железинском районе, который также в невероятных количествах облюбовали гусеницы. До нас специалисты еще не доехали. Ждем! - рассказал руководитель павлодарского учреждения по охране лесов и животного мира Аждар ЖУСУПОВ.

Тем временем до дождей гусеницы успели пробраться и в пойму Иртыша. Достаточно быстро они распространяются и в Баянаульском нарцпарке. По данным Аждара Жусупова, еще несколько дней назад там было поражено этими насекомыми порядка 30 гектаров леса. Сегодня - уже около ста.

Если в совокупности посчитать все лесные территории, оккупированные мохнатыми насекомыми, то в павлодарских лесах впору объявлять карантин, чтобы остановить нашествие проглотов. В этом случае борьба с лесными вредителями осуществляется уже по линии комитета лесного хозяйства и животного мира, то есть финансирование выделяется из республиканского бюджета.

Если площадь распространения вредоносных насекомых меньше тысячи гектаров, то средства на борьбу с ними выделяются из местных бюджетов. Но опять же при наличии лесопатологического заключения.

В управлении недропользования, окружающей среды и водных ресурсов Павлодарской области подтвердили, что распространение гусениц наблюдается во всех трех подведомственных им лесничествах: Павлодарском, Урлютюбском и Максимо-Горьковском (район Теренколь). Но вопрос объявления карантина в регионе пока не стоит.

- Для этого нужно определить площадь поражения лесного фонда. Это должны сделать лесопатологи, которых мы ждем, - сообщил заместитель руководителя регионального ведомства Сагын ТОЛЕУТАЕВ.

И опять круг замкнулся на лесопатологах, а пока они доедут, проведут обследование, определят вид вредителя, дадут заключение, а потом на основе этого в области сформируют бюджетную заявку, объявят тендер, определят победителей, обрабатывать уже, может быть, будет нечего.

К слову, в прошлом году непарный шелкопряд объел свыше тысячи гектаров леса. Но не было ни карантина, ни республиканского финансирования (кроме 17 миллионов для “Ертiс орманы”). И ладно бы речь шла о каких-то больших, неподъемных в масштабах республики деньгах. По расчетам руководителя павлодарского лесхоза, на обработку площадей в его лесничествах требуется около 10 миллионов тенге. Совсем небольшая цена для сохранения флоры Прииртышья даже с учетом всех трех павлодарских лесхозов. Но каждый год в удовлетворении заявки на обработку лесов почему-то отказывают.

Ирина ВОЛКОВА, Павлодар

Поделиться
Класснуть