В поисках золотой середины
Поправки в законодательство о персональных данных: итоги обсуждения с гражданским обществом
Инициатором изменений, напомним, выступило Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности (МЦРИАП), оно же и представило их на публичное обсуждение. Ряд предложенных нововведений в случае их принятия существенно усложнил бы работу журналистов и СМИ в целом, посчитали эксперты. Например, деятельность масс-медиа хотели исключить из списка случаев, в которых согласие субъекта на сбор и обработку персональных данных не требуется. Кроме того, предлагалось ввести норму о том, что распространение персональных данных, в том числе в общедоступных источниках и из них, допускается исключительно с согласия субъекта (см. “Лукавая неприкосновенность”, “Время” от 13.4.2021 г.). Разработчики законопроекта прислушались к мнению общественности. Что скорректировано?
В ходе прошедшей на днях дискуссии руководитель управления по защите персональных данных комитета информационной безопасности МЦРИАП Асем МАДЕНОВА рассказала, что в настоящее время пакет поправок включает четыре основных блока: введение госконтроля в сфере персональных данных, внедрение сервиса контроля доступа к персональным данным, уведомление граждан о действиях с их персональными данными в госбазах данных, регулирование публикации персональных данных в открытых источниках. При этом, по ее словам, были учтены замечания и предложения гражданского общества (правда, убедиться в этом лично у заинтересованных граждан нет возможности, поскольку последняя редакция законопроекта пока нигде не опубликована).
- Проект поправок трижды прошел публичные обсуждения на портале “Открытые НПА” с февраля этого года, - подчеркнула Маденова. - Документ всесторонне обсуждался на разных уровнях и площадках с различными представителями гражданского общества, субъектов бизнеса. И у нас есть основания полагать, что нам удалось все-таки найти золотую середину.
В частности, решено убрать из законопроекта ряд норм, вызвавших недовольство заинтересованных сторон. Исключен уведомительный порядок в отношении деятельности, связанной со сбором и обработкой персональных данных. Исключена также норма, предусматривающая введение реестра операторов персональных данных. Нет в нынешней редакции законопроекта и положения об обязательной интеграции и использовании государственного сервиса контроля доступа к персональным данным, это нужно будет только в случаях сбора и обработки информации из государственных баз данных. Кроме того, разработчики убрали поправку, исключающую деятельность СМИ из перечня случаев, когда сбор и обработка персональных данных возможны без согласия субъекта.
- На сегодняшний день проект поправок готовится к внесению в правительство, - подытожила Маденова.
В ходе последовавшего после выступлений чиновников и экспертов обсуждения директор общественного фонда “Правовой медиа-центр” Диана ОКРЕМОВА отметила, что основные нормы, изменение которых могло помешать работе СМИ, журналистскому сообществу, удалось отстоять.
Она коснулась и другого законопроекта МЦРИАП, предусматривающего так называемое право на забвение. В закон об информатизации предлагалось внести пункт о том, что в случае обращения физического лица или его законного представителя собственник или владелец интернет-ресурса обязан удалить из данных поиска интернет-ресурса устаревшую или неактуальную информацию личного характера (см. “Пусть быльем порастет?”, “Время” от 27.4.2021 г.). Эта норма вызвала немало нареканий, и, как выяснилось, ее тоже решено исключить из законопроекта. По мнению Окремовой, необходимо соблюсти баланс между интересами общества и отдельных его членов.
- Всегда существует конфликт между правом на свободу слова, на доступ к информации и правом на защиту приватности. Это весы, и какая-то из чаш все время перевешивает. У нас (Казахстана. - М. А.) много обязательств по открытости и прозрачности. Поэтому, когда мы говорим о защите приватности, важно всегда думать о балансе и не наставить флажков и закрывашек там, где это не нужно.
Окремова также сообщила, что правозащитники настаивали на введении в законодательство понятий “публичное лицо” и “общественный интерес”, но пока безрезультатно.
- Когда мы говорим о распространении персональных данных простых людей и чиновников, публичных лиц, то совершенно очевидно, что у чиновников и публичных лиц в этом плане должно быть меньше защиты. И если велик общественный интерес или есть ситуация, затрагивающая общественные права, то в этом случае право на приватность, на защиту частной жизни должно быть немного нарушено у этих людей, - считает она.
Впрочем, шанс добиться включения этих и других норм у общественников есть, так как законопроект должен пройти еще несколько стадий.
- Нам предстоит очень большая совместная работа, - сказал председатель комитета по информационной безопасности МЦРИАП Руслан АБДИКАЛИКОВ. - На этом этапе мы работу с обществом завершаем. Параллельно начали работу с большинством государственных органов. И там у нас есть отдельные вопросы, которые мы хотели бы вынести на суд общественности. И венцом нашей работы будет участие в рабочей группе в стенах парламента, где соберутся все участники и где депутаты будут, можно сказать, судьями и станут решать, какая норма проходная, какая преждевременная, а какая избыточная.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы