2717

Лукавая неприкосновенность

Поправки в законодательство о защите персональных данных могут поставить крест на журналистских расследованиях

Лукавая неприкосновенность
Фото Владимира ЗАИКИНА.

Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности подготовило пакет поправок в законодательство по вопросам защиты персональных данных, которые могут парализовать работу журналистов и средств массовой информации.

Но сначала о хорошем. Авторы законопроекта предлагают упростить правило публикации в СМИ фото- и видеоизображения гражданина. Согласно нынешней редакции статьи 145 Гражданского кодекса публикация фотографий, видеороликов, картин и т. д. допускается лишь с согласия изображенных на них людей, а после их смерти - с согласия их детей и пережившего супруга. Исключение составляют случаи, если лицо позировало за плату или если это установлено законодательными актами (правда, какими именно, не указано). Предлагаемая же редакция этой статьи гласит, что согласие также не требуется, если “изображение лица получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и т. п.), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования”.

Но при этом разработчики поправок предлагают скорректировать статью 6 закона о персональных данных и их защите. Согласно ей в целях информационного обеспечения населения используются общедоступные источники персональных данных, например биографические справочники, телефонные, адресные книги, общедоступные электронные информационные ресурсы и СМИ. Так вот, авторы законопроекта предлагают добавить в эту статью пункт 2, в соответствии с которым “распространение персональных данных в общедоступных источниках, а также сбор, обработка и распространение персональных данных из общедоступных источников допускаются при наличии согласия субъекта или его законного представителя”.

Предлагается внести поправку и в статью 9 того же закона. Сегодня она позволяет в ряде случаев сбор и обработку персональных данных без согласия субъекта. К таким случаям относится в том числе осуществление законной профессиональной деятельности журналиста и СМИ либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Предлагаемая же редакция статьи оставляет только законную профессиональную деятельность журналиста. Деятельность СМИ (вообще-то неразрывно связанная с деятельностью журналиста), а также научная, литературная и иная творческая деятельность исключается.

Но если собирать и обрабатывать информацию, не бегая за субъектом с целью получения его согласия, журналисты еще худо-бедно смогут, то распространять ее - нет. Предлагаемая законопроектом редакция статьи 15 закона о персональных данных гласит: распространение персональных данных допускается только с согласия субъекта, и точка.

При этом в законодательстве не указывается, какие именно сведения относятся к персональным данным. “Персональные данные - сведения, относящиеся к определенному или определяемому на их основании субъекту персональных данных, зафиксированные на электронном, бумажном и (или) ином материальном носителе” - вот и все определение, прописанное в законе о персональных данных. Получается, что при желании к таким данным можно отнести все, что угодно, вплоть до имени и фамилии.

А теперь представим себе ситуацию: идет суд над маньяком, который, зная законы, запрещает присутствующим на процессе журналистам распространять свои персональные данные. И пестрят новостные ленты заголовками: судят гражданина N, уроженца N-ской области, ранее то ли судимого, то ли несудимого… Или, например, журналист выяснил, что у некоего должностного лица имеется дорогущая вилла в Испании (США, Италии, Франции и т. д.), купленная явно не на трудовые доходы. Даст ли это лицо согласие на такую публикацию? Ответ, думается, очевиден. И у журналиста остается всего два варианта: либо отправить информацию в корзину, либо, как и в случае с маньяком, написать: владелец виллы - некий гражданин N…

Комментарий в тему

Сергей ЗЛОТНИКОВ, юрист международного фонда защиты свободы слова “Адил соз”:

- Если эти поправки будут приняты, то на журналистских расследованиях, да и в целом на работе журналиста, можно смело ставить крест. Потому что журналист будет заниматься не своими прямыми обязанностями, а тратить все свое время на то, чтобы получить согласие людей, упоминающихся в статье или телесюжете. Плюс практически у любого человека появится повод засудить журналиста. Все это приведет к тому, что коррупция в разы возрастет и вообще преступность. Ведь преступники не будут бояться огласки.

Что самое интересное, такие важные изменения не обсуждаются с обществом, в том числе с журналистами. Да, выложили законопроект на портале электронного правительства в разделе “открытые НПА”, но об этом мало кто знает, так что это формальность. Другими словами, нас просто ставят перед фактом.

При этом поправки затрагивают не только журналистов. Например, хотят ввести норму о создании реестра операторов, а также о том, что сбор и обработка персональных данных оператором осуществляются при условии уведомления уполномоченного органа. Но не будем наивными: мессенджеры (WhatsАpp, Telegram и т. д.) и социальные сети не будут уведомлять наши госорганы о сборе персональных данных. Как наши власти собираются это регулировать, непонятно. Похоже, все идет к тому, что это все хотят запретить. Вслед за Россией, где такой процесс уже начался. Но у них хоть свои “Одноклассники”, Яндекс и т. д. есть. А у нас вообще ничего нет! Получается, под угрозой в целом право граждан на получение и распространение информации.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Когда верстался номер

Зри в корень - не ошибёшься

После того как срок обсуждения законопроекта на портале электронного правительства в разделе “открытые НПА” закончился, МЦРиАП опубликовало еще одну версию документа.

В нем предлагается новая редакция статьи 145 Гражданского кодекса, предусматривающая еще два основания для публикации изображения человека без его согласия: если он совершил административное или уголовное правонарушение, а также если он является госслужащим или работником квазигосударственного сектора и осуществляет свои служебные обязанности в рабочее время. То есть если вы увидели пьяного чиновника в ночном клубе во время карантина, перед публикацией фото или видео вам все-таки придется спросить у него разрешение.

Версия вторая также предлагает несколько иное содержание статьи 9 закона о персональных данных и их защите. В частности, пункт 6, регламентирующий право на сбор и обработку персональных данных без согласия субъекта в случае осуществления профессиональной деятельности журналиста, СМИ, а также научной, литературной и творческой деятельности, предлагается оставить неизменным. Зато изменения внесены в пункт 7, который сейчас гласит, что согласия на сбор и обработку персональных данных не нужно, если они опубликованы в соответствии с законами страны, в том числе если публикуются изображения кандидатов на выборные государственные должности. В предлагаемой же редакции говорится, что можно собирать и обрабатывать данные без согласия, когда речь идет о персональных данных, в том числе фамилии, имени, отчестве, должности, био­графии, номеров служебных телефонов и адресов служебной электронной почты госслужащих и работников квазигосударственного сектора, а также кандидатов на выборные госдолжности.

А вот статья 15, регламентирующая порядок распространения персональных данных, в новой версии законопроекта осталась такой же, как и в первой: это разрешено делать только с согласия субъекта. Здесь комментарии, думается, излишни.

Поделиться
Класснуть