Мутные воды оброчной реки
Почему карагандинские налоговики приводят к банкротству рентабельные предприятия?
Мы уже достаточно долго и упорно обращаем внимание на проблематику некоторых положений налогового законодательства, в частности на несовершенство камерального контроля. А все потому, что непрозрачность происходящих в нем процедур вовсе не помогает улучшению деловой атмосферы в стране. Напротив, фискалы загоняют предприятия в угол, из которого не так много путей выхода: разориться и вдобавок оставить своих сотрудников без средств к существованию или, что не исключено, прибегнуть к заключению с налоговиками коррупционного “пакта о ненападении”. Радует, что на юридические бреши уже обратили внимание судьи и мажилисмены. Но выправление ситуации пока идет больше на словах, чем на деле.
Давайте вспомним, к чему призывает президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ. В минувшем ноябре на совете иностранных инвесторов он сообщил, что правительство подготовит качественно новую регуляторную систему. И рассказал, что все контрольно-надзорные, разрешительные и иные инструменты будут подвергнуты масштабной ревизии. 16 апреля этого года на совещании по вопросам противодействия коррупции глава государства отметил, что общество, бизнес и инвесторы должны чувствовать надежную защиту от коррупционного давления.
Спустя пять дней состоялось заседание совета по улучшению инвестиционного климата под председательством премьер-министра Аскара МАМИНА. На нем наши чиновники и представители иностранных посольств и компаний рассматривали вопросы налоговой реформы в Казахстане. По итогам глава правительства заключил:
- В результате реформы налоговая система станет более гибкой и будет способствовать повышению объемов привлечения внутренних и внешних инвестиций в экономику Казахстана. Мы обеспечим эффективное выполнение рекомендаций по дальнейшему укреплению международной позиции Казахстана как надежного и предсказуемого государства с четкой и прозрачной налоговой системой, - сказал премьер-министр.
А теперь поговорим о событиях, развивающихся на местах в реальности. Так вышло, что наибольшая концентрация предпринимательского недовольства сейчас наблюдается в Карагандинской области. Впрочем, похожие смертельные для МСБ процессы происходят и во многих других регионах нашей страны. Бизнесмены не чувствуют себя защищенными от коррупционного прессинга и не видят оптимистических преобразований бизнес-климата, поскольку достаточно серьезное количество фирм, вместо того чтобы развиваться и наращивать обороты или хотя бы сохранять рабочие места в тяжелых условиях пандемии, вынуждены месяцами заседать в судах, отбиваясь от незаконных, а порой и абсурдных притязаний налоговых органов. Чаще всего виной тому уведомления камерального контроля.
Вот, казалось бы, хороший инструмент придумали. Налогоплательщиков разделили на категории по степеням риска: низкая, средняя и высокая. Таким образом государство стимулирует законопослушных предпринимателей не допускать нарушений, оставаться вне тени, внизу “Пирамиды” (информационная система налоговых органов). Однако в Карагандинском регионе остро ощущается обратный эффект. Местные фискалы весьма фривольно трактуют статью 96 Налогового кодекса. Им почему-то не важен добропорядочный статус предпринимателей. Фирмы с низкой степенью риска все равно бросают в общий котел с обнальщиками и прочими махинаторами.
Мы уже приводили в своих публикациях яркие тому примеры. Взять хотя бы историю, когда накануне нового года карагандинские налоговики отправили уведомления об устранении нарушений по результатам камерального контроля десяткам предприятий, которые находятся в категории низкой степени риска. Причиной стал не вступивший в законную силу (!) акт проверки ТОО “KAZ Temir Stell”. По мнению фискалов, сделки этой фирмы не существовали в действительности. Поэтому тем или иным образом контактирующие с ней бизнесмены автоматом стали потенциальными злодеями, пытающимися утаить от охранителей госказны часть налогов. Среди попавших в фискальный замес предприятий оказались “КУЗЕТ-2050”, NEO Stroy KZ, Backup Service Resorts, “ШахтСтройСнаб”, “РусорМеталл” и многие другие компании с положительной репутацией и огромным штатом сотрудников. Всех их теперь пытаются склонить к необходимости исполнить уведомления. Речь идет о миллиардах тенге.
Отдельно стоит отметить, что письма счастья компании-контрагенты получили в последних числах 2020 года. По всей видимости, представители ДГД хотели таким образом, увеличив период исковой давности, отчитаться о более крупных доначислениях.
Никто не спорит, что пополнение бюджета - дело крайне важное. Но ведь все должно происходить на законных основаниях. И не походить на коллективизацию или экспроприацию в период революции! Признать сделки недействительными вправе только суд. Однако на руках у представителей налоговых органов судебных решений нет.
В храмах правосудия меж тем идут многочисленные разбирательства по искам предпринимателей, пытающихся отбиться от странных претензий фискалов. Пробуют выяснить у них, на основании каких критериев или норм порядочным предприятиям вдруг вменили нарушения с высокой степенью риска. Какой закон их таковыми определил? Но в ответ от налоговиков ничего вразумительного не слышат. Ничего толкового по этому поводу не пояснил и руководитель ДГД Карагандинской области Кайрат ОРКАШБАЕВ во время недавнего “круглого стола” с бизнесменами, представителями областного суда, юристами и общественниками:
- Критерии делятся на две части - открытые и закрытые. Открытые опубликованы на наших сайтах и в соцсетях. Но есть и закрытые, конфиденциальные данные. На основании совокупности всех критериев предприятию присваивается высокая, средняя или низкая степень риска, - сообщил он.
Это про категорирование налогоплательщиков. Здесь и так ясно. По сути, ответил не на тот вопрос. Но что же получается? Субъективное понимание норм закона фискалами, отсыл к закрытой информации, и любой предприниматель, даже с низкой степенью риска, в любой момент может получить уведомление о нарушении? Какими же нормативными документами налоговики руководствуются при оценке нарушения, история умалчивает.
И что интересно, думаете, только бизнесмены не понимают логики фискалов? Ошибаетесь. Служители Фемиды тоже заметили прорехи в законах, позволяющие сотрудникам органов госдоходов действовать по своему усмотрению. Судья Карагандинского облсуда Жанна СЕЙДАЛИНА недавно опубликовала на специализированном юридическом сайте статью под названием “О белых пятнах камерального контроля налоговых органов”.
В ней она обращает внимание на законодательные пробелы и противоречия правовых норм, которые предоставляют необоснованно широкие полномочия фискалам, сопряженные с коррупционными рисками. Приведем один из выводов судьи: “Статья 96 Налогового кодекса нуждается в существенной законодательной корректировке. Необходимо регламентировать порядок отнесения налоговыми органами результатов камерального контроля по степеням риска нарушений. Дать исчерпывающую формулировку понятий нарушений с высокой, средней и незначительной степенью риска. Определить объективные критерии по возможному вынесению налоговым органом решения по признанию уведомления неисполненным при наличии пояснений налогоплательщика, так как отсутствие норм, регламентирующих права и обязанности должностных лиц или государственных органов, создает возможность для самостоятельного определения ими объема своих прав и обязанностей и принятия решения по собственному усмотрению” (полный текст можно посмотреть по ссылке https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=33029119).
Вершительнице правосудия вторит и депутат мажилиса от партии Nur Otan Гульнара БИЖАНОВА.
- Мы провели анализ сложившейся ситуации из публикаций в СМИ, судебных актов Верховного суда, научных статей совместно с судейским сообществом. Установлено, что процедурные моменты камерального контроля в связи с его непрозрачностью на практике создают огромные проблемы добросовестным налогоплательщикам по всей стране, - заявила депутат на пленарном заседании 21 апреля. - Полагаем, здесь имеется прямая лазейка для рейдерства! Нередки случаи, когда налогоплательщикам блокируют счета даже раньше, чем они получают решения по своим жалобам.
При этом уведомление органа госдоходов совсем не значит, что налоговое обязательство действительно имеется. Обжалование предпринимателями решений в вышестоящие налоговые органы неэффективно, там занимается позиция нижестоящих. Обращение в суд также не приносит ожидаемой защиты, так как суд рассматривает жалобу только в рамках процедурных нарушений. В итоге все сводится к тому, чтобы налогоплательщик устранил нарушения, выявленные по итогам камерального контроля, вне зависимости от того, согласен он с ними или нет. Либо второй вариант - банкротство! - уверена Гульнара Бижанова.
В своем запросе министру финансов Ерулану ЖАМАУБАЕВУ депутат Бижанова в целях обеспечения конституционного принципа равной защиты государственной и частной собственности предложила регламентировать порядок отнесения нарушений по степени риска. Дать право налогоплательщику предоставлять пояснения на любом этапе. Разработать четкий механизм процесса вынесения решения налоговиками о принятии пояснения либо его отказе.
Между тем карагандинские фискалы, даже потерпев поражение в судах в спорах с бизнесменами об отмене незаконных уведомлений, продолжают упорно втягивать их в новые судебные противостояния. Подают апелляционные жалобы... Отрадно, что на высоких уровнях ведутся открытые и достаточно жесткие разговоры об этой проблеме. Но, может быть, пора уже переходить от громких слов к исправлению ситуации? Иначе потеряем еще нескольких инвесторов и местных предприятий, создающих высокую добавленную стоимость, значительное количество рабочих мест и в целом влияющих на удельный вес в доходах госбюджета. Кто понесет за это ответственность?
Ирина МОСКОВКА, фото автора и из соцсетей, Караганда
Ссылки по теме:
“Фискальный оскал” https://time.kz/articles/strana/2021/02/22/fiskalnyj-oskal
“Камеральный прокол” https://time.kz/articles/strana/2021/03/02/kameralnyj-prokol