5852

Школам здесь не место?

Главный архитектор Алматы Алмасхан АХМЕДЖАНОВ рассказал нашей газете о том, почему новые ЖК в городе появляются гораздо быстрее, чем учреждения среднего образования. Первый материал на эту тему вышел в номере “Времени” от 16.1.2020 г. (см. “Каждой школе - по ЖК”). Наш корреспондент проехала по городу и нашла немало новостроек, которые за последние пару лет выросли возле и без того переполненных школ. Почему так происходит, мы спросили у руководителя городского планирования и урбанистики Алматы.

Школам здесь не место?
Фото Владимира ЗАИКИНА.

- Сейчас в школах Алматы не хватает около 30 тысяч ученических мест. С одной стороны, причины всем известны: детей с каждым годом рождается все больше, жители регионов стремятся переехать в самый большой город страны; свободной земли, на которой можно было бы построить школу, в старой части Алматы нет. Но, с другой стороны, мы видим, как в тех же самых районах появляются целые жилые комплексы. Насколько я знаю, прежде чем выдать разрешение на их строительство, ваши специалисты должны оценить, позволяет ли существующая инфраструктура возводить новостройки, в том числе учитывать не только наличие, но и, если я правильно понимаю, наполняемость близлежащих школ. На практике так и происходит?

- Возможность строительства многоквартирных комплексов предусматривается градостроительной документацией, планами функционального зонирования территорий. Развитие города заранее должно планироваться на определенный расчетный период. Каждый год количество жителей Алматы увеличивается на 2,8 процента. Мы знаем, что ежегодная потребность в жилье - около двух миллионов квадратных метров. Все это учитывается на стадии разработки генерального плана. Единственный фактор: иногда существующая инфраструктура не успевает за развитием, допустим, того же жилищного комплекса.

Алмасхан АХМЕДЖАНОВ.

- Генплан, о котором вы говорите, старый, а нового еще нет...

- Корректировка генерального плана была проведена, но в основном она была рассчитана на окраины города. Центральная часть должна была уплотниться за счет сноса ветхого жилья. Параллельно должна была развиваться школьная инфраструктура. Но те 30 тысяч ученических мест, которых сейчас не хватает, - это же в основном проблема окраин города.

- Нет, это проблема всех районов.

- Все-таки основной дефицит там, потому что в центральной части города крупной застройки нет. Строятся по два-три дома.

- Многие переполненные школы как раз и сосредоточены в центральной части города - в классах по 40-45 человек.

- Но в них много учеников не потому, что все они живут рядом со школой, - родители привозят туда своих детей, потому что считают, что там образование лучше. Я это говорю, опираясь на личный опыт.

- И это тоже есть, никто не спорит. Но все же: есть переполненная школа (неважно, в каком районе она находится), и рядом с ней появляется новый жилой объект. Получается, зная об этом, вы все равно выдаете разрешение на строительство. Вы так и не сказали, проверяете ли вы, сколько рядом школ, сколько детей там учится? И если вдруг видите, что она переполнена, отказываете ли? Такое вообще возможно?

- Возможно. Раньше такое было.

- Когда?

- В 2015-2016 годах.

- А сейчас?

- Сейчас нет такого бурного строительства, чтобы что-то было нужно запрещать.

- Это как посмотреть. Вы изу­чаете ситуацию, прежде чем дать разрешение?

- Оно уже проведено на стадии функционального зонирования территории.

- Когда оно производилось?

- В 2002 году.

- 18 лет назад...

- Но проекты детальной планировки (города. - О. А.) разрабатывали четыре-пять лет назад. И тогда определялась максимальная плотность застройки, которая возможна в том или ином районе, инфраструктура, которая должна там появиться. Все это учитывается. Если бы мы каждый раз проводили такой анализ, то рассматривали бы документы год-два.

- Получается, что вы не знаете, перегружена школа или нет. А ведь за несколько лет ситуация могла кардинально измениться...

- До 2018 года мы получали только статистические данные управления образования, а потом провели паспортизацию объектов и теперь знаем, сколько детей учится в той или иной школе. Но вы поймите: если застройщику выдали земельный участок и по генплану на этом месте предусмотрено строительство, мы не можем ему отказать - он должен строить. Если в генплане указано строительство ЖК, то там также должны появиться и школы. Это классическая система: дом - школа.

- Сколько за последние годы было примеров, когда застройщик соблюдал эту систему, особенно в центре?

- Они есть. Но в центральной части нет примеров крупного строительства. Только три-четыре дома.

- Если строится один или два дома, это небольшой проект?

- Да, небольшой. И он не даст серьезной нагрузки на инфраструктуру. Вопрос ведь и в том, что у нас есть перегруженные квартиры: в одной-двух комнатах живут по пять-шесть человек. Когда говорят: все перегружено, все плохо, наступает какая-то апатия - нельзя так. Самые крупные компании во всех проектах берут на себя социальные обязательства: они возводят либо пристройку на 400-600 мест, либо новую школу.

- Я назову вам кучу ЖК, когда строят только дома без всяких обязательств. Вот жилой комплекс “На Жандосова” - семь домов, которые построило “Предприятие капитального строительства Алматы” - структура, входящая в акимат.

- Там есть планы по модернизации существующих школ. Уже финансирование выделено. Это дело времени.

- Почему сначала дом, а потом школа?

- Если домостроение ветхое, оно при первом толчке рассыпается. Дом нужно снести и построить новый - это тоже социальная ответственность. Да, вы правильно говорите - эти вещи нужно синхронизировать, что мы и сделаем. Просто иногда мы опаздываем с развитием социальной инфраструктуры. Но по программе ветхого жилья у нас сейчас нет бурного строительства. А когда будет, то и школы, и детские сады мы будем строить. Земля в центральной части города давно закончилась, школы мы можем строить только с изъятием и сносом.

- Что мешает? Вот вы будете сносить каркасно-камышитовые дома по программе ветхого жилья. Почему бы не обязать застройщика построить школу?

- Для строительства школы нужно минимум два гектара земли. Это не один дом.

- Ну и что? Или никто на такие условия не пойдет?

- Вы же знаете, что дома строит бизнес. Мы его тоже не можем загружать. Какой тогда может быть себестоимость квартиры для рядового жителя Алматы? Городу необходимо новое жилье; если мы сейчас притормозим развитие строительства, то стагнация произойдет во всем.

- Не лучше ли тогда развивать окраины, а не уплотнять старые районы?

- У нас центр не сильно уплотнен.

- Вместо двухэтажного дома строим 15-этажный. Разве это не уплотнение?

- Любое строительство - это вложение капитальных средств. Построили дом - заработали. Условно миллиард тенге. Школа стоит два миллиарда. Как вы думаете, бизнесмен будет ее строить? Начнутся дисбаланс, гиперинфляция.

- Получается, в первую очередь учитываются интересы бизнеса. Но ведь вы можете сказать застройщикам: друзья, вот Алатауский, Наурызбайский районы - экология, свободные земли, новые районы...

- Вот вы живете в центре?

- В центре. А какое это имеет значение?

- Ваши дети вырастут, создадут свои семьи, придут жить к вам. Вам нужно будет покупать квартиру. Вы же не поедете на окраину. И все остальные точно так же. Просто нужно найти баланс: если строим дома, то параллельно нужно модернизировать школы.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть