Каждой школе - по ЖК
Наш корреспондент разбиралась, как связаны уплотняющая застройка и переполненные классы в школах Алматы и почему новые жилые комплексы появляются гораздо быстрее, чем учебные заведения
Началось все с жилого комплекса “На Жандосова”, который построили в рамках программы сноса ветхого жилья. На перекрестке улиц Жандосова и Берегового на месте каркасно-камышитовых двухэтажек появилось шесть (седьмой на подходе) 16-этажных (!) домов. Я приехала на заселение. Счастливые новоселы показывали нам просторные квартиры, а директор ТОО “Предприятие капитального строительства акимата Алматы” Адиль БУРЛИБАЕВ, которое и возродило эти новостройки, бодро рассказывал журналистам о дальнейших планах акимата по очистке города от домов-пенсионеров.
- До 2030 года запланирован снос 948 ветхих домов, - говорил он и перечислял те улицы, на которых в ближайшие месяцы должны начаться работы.
- На месте двухэтажных домов вы построите высотки? - спросила я на всякий случай, хотя ответ и так был очевиден.
- Конечно, это будет многоэтажное строительство. Но согласно стандартам и нормам любой проект сначала проходит экспертизу и согласование с управлением архитектуры.
- Я не заметила ни школы, ни детского сада на территории этого жилого комплекса.
- Любой застройщик, частный или государственный, перед началом строительства первым делом получает архитектурно-планировочное задание, разрабатывает эскизный проект. В нем производится расчет плотности населения в данном районе и обеспечения дошкольными детскими учреждениями и школами. Если эта плотность превышена, соответственно, не выдается разрешение, эскиз не утверждается - просят либо этажи срезать, либо расширить расстояние между домами. За это отвечают городские власти.
- Здесь семь шестнадцати-этажек, в которых будет жить огромное количество детей.
- Две школы есть чуть выше. И по Сулейменова еще одна школа.
Любой такой проект согласовывается с районными властями. Как правило, частные застройщики идут на то, чтобы модернизировать существующие школы. Здесь на проблему нужно смотреть чуть-чуть шире, потому что (опять-таки, я этим не занимаюсь) школа согласно СНиПам должна иметь 2,4 гектара (территории. - О. А.). В условиях города Алматы… Программа сноса ветхого жилья создания инфраструктуры не предполагает. Это задача города - управления образования, строительства.
Этот разговор состоялся еще в середине октября прошлого года. Господин Бурлибаев поди и забыл о нем. А я запомнила и стала собирать информацию.
На сайте bilimalmaty.kz есть электронная карта микроучастков Алматы, согласно которым и ведется прием в школы. Что касается тех школ, которые расположены неподалеку от ЖК “На Жандосова”: рядом с новостройками действительно школа-гимназия №5 и 1 с русским языком обучения и еще одна школа №72 - с казахским. Я позвонила в первые две.
- Хочу купить квартиру в жилом комплексе недалеко от вашей школы, но у меня двое детей - второй и девятый классы, - закидываю удочку.
- Классы переполнены, поэтому мы берем детей только по микроучастку. Если ваш дом к нам не относится, мы не сможем принять вашего ребенка, потому что его просто негде будет посадить. У вас ЖК “Берекет”? Он к нам относится.
Оказывается, рядом еще один жилой комплекс есть. Сразу лозунг родился в духе советских времен: каждой школе - по ЖК. Захожу на сайт “Берекет”. Шесть домов не ниже десяти этажей. Площадки детские, деревья - красота. “Комплекс окружают торговые центры, школы, детские сады, рестораны и фитнес-центры”, - говорится в рекламе. Ну окружают же...
Набираю номер приемной школы-гимназии №1. Повторяю заготовленную легенду.
- Дом 144-149 (как раз здесь расположен ЖК “На Жандосова”. - О. А.)? - слышу уточняющий вопрос. - Да, это наш участок. В девятых классах - до тридцати или чуть больше тридцати человек. Во вторых - больше тридцати. Имейте в виду, мы только по микроучастку принимаем.
* * *
В Алматы 175 школ, в которых учится более 214 тысяч детей. По информации Министерства образования и науки, сейчас в городе не хватает более 30 тысяч ученических мест. Если учитывать, что каждый год первоклашек становится все больше (ежегодный прирост около 14 тысяч детей), то к 2024 году дефицит мест в алматинских школах составит уже 70 тысяч!
По санитарно-гигиеническим нормам в классе не должно учиться более 25 человек. Если больше, то это уже нарушение. Во многих школах Алматы ситуация такая: как правило, это требование соблюдается только в старших классах, но чем младше дети, тем больше учеников. Так что если в началке рядом с вашим сыном или дочкой за партами сидят “всего” 30 человек, можно считать, что вам крупно повезло. Про то, что в школах вообще-то должны учиться в одну, а не в две и не в три смены, лучше промолчу.
В ноябре тогдашний руководитель управления образования Алматы Гульнар ХОДЖАБЕРГЕНОВА проводила брифинг для журналистов и заявила по поводу перегруженности школы:
- По нормативам в одном классе не должно быть более 25-30 детей. Если в классах более 35 детей, школа считается перегруженной. Таких школ у нас около 15.
Я пыталась узнать, что это за “15 перегруженных школ”. Отправляла официальный запрос в городской акимат, позже встречалась с новым руководителем управления образования Ляззат ЖЫЛКЫБАЕВОЙ, но, как меня уверили, списка таких школ нет - многие переполнены. Чтобы все-таки собрать более детальную информацию, в соцсетях я обратилась к родителям (кому, как не им, знать, где в классах сидят по 30, 40, 45 человек), и они мне накидали столько номеров - хватит не на один список. Были среди них, как говорят, центровские - №105, 35 или 56, в новых микрокрайонах - №201 в “Нуркенте” или №181 в “Аккенте”, те, что не всегда на слуху, но тоже, как оказалось, загружены - №22, 132, 60, 75, 38, 46, 20, 26… И это, поверьте, далеко не все. Большинство родителей жаловались, что учеников много как раз в начальных классах. Некоторые писали: понастроили жилых комплексов - и ни одной новой школы. Проверить все мы, конечно, не могли. Да и есть ли в этом смысл? Что-то мне подсказывает, что картина примерно везде одинаковая. Но по некоторым адресам все же проехали.
* * *
На улице Досмухамедова (между улицами Шевченко и Жамбыла) строится многофункциональный жилой комплекс, правда, пока непонятно, на сколько этажей. На этом месте тоже раньше были ветхие двухэтажки (кстати, здесь их еще полно, так что и стройка, скорее всего, не последняя).
Недалеко отсюда - по улице Шарипова (между улицами Курмангазы и Шевченко) - тоже возводят три высотки. Раньше здесь был пустырь, потом каток и футбольная площадка. С другой стороны по улице Кабанбай батыра (между той же Шарипова и Шагабутдинова) - еще три дома (правда, есть информация, что акимат судится с застройщиком, но чем дело кончится, пока непонятно). К чему я так подробно перечисляю? Все эти дома стоят на микроучастке школы-гимназии №8, начальные классы которой тоже переполнены. Завтра в этих новостройках начнут продавать квартиры. Куда пойдут дети, которые будут здесь жить? Скорее всего, в “восьмерку”. И учеников в классах будет еще больше, потому что администрация школы не имеет права не принять ребенка, который прописан на ее микроучастке. И это совершенно типичная ситуация.
Вот еще пример. Новый жилой комплекс “Оркендеу” в Бостандыкском районе - два дома по 21 этажу, четыре - по 16. Квартиры здесь все еще продаются - звонила, уточняла. По микроучастку он относится к школе-гимназии №22. А там в началке по сорок человек. Тоже звонила. В районе улиц Розыбакиева - Гагарина - Березовского - Левитана вообще строительный бум. Сбилась со счету, сколько новостроек там сейчас возводят. И все по закону. С разрешения. К застройщикам вообще никаких претензий. А школы…
Их, конечно, тоже обещают построить. Мне присылали несколько писем, в которых была информация о таких планах. Вот, например, справка Минобра: “Для покрытия дефицита ученических мест в школах с 2020 по 2024 год в рамках плана предусмотрено строительство 19 школ на 51,3 тысячи мест, также 15 пристроек к школам на 11,3 тысячи мест.
Гульнар Ходжабергенова на том брифинге, который я упоминала, обещала:
- В 2020 году планируется начало строительства восьми школ на 12,9 тысячи мест в рамках государственно-частного партнерства, трех частных школ на 1640 мест и двух пристроек на 600 мест каждая.
Есть большой список школ и пристроек, которые хотят построить в рамках развития алматинской агломерации. Решит ли это проблему? Но большинство новых школ - на окраинах. Когда именно это произойдет? Почему новостройки строить получается, а школы - нет? Как в акимате регулируют эти моменты и вообще обращают ли внимание на наполняемость классов? Об этом я поговорила с представителями акимата Алматы, в сферу ответственности которых входят эти вопросы. Интервью с ними читайте в ближайших номерах нашей газеты.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы