3193

Про водоём и то, что в нём

Всего за месяц участок, формируемый из строительных отходов на крутом берегу водоема, увеличился почти до 1000 квадратных метров и уже достиг другого берега. И все это возле указателя “Алматы”, который приветствует въезжающих в самый крупный город страны cо стороны Капшагая.

Про водоём и то, что в нём

Что было

Месяц назад в нашу газету обратились неравнодушные жители города: их насторожило, что с начала лета как минимум 500 КамАЗов уже сбросили тонны строи­тельного мусора в местный водоем (см. “Свалка у парадных ворот”, “Время” от 14.8.2019 г.). Как выяснилось, по данным Жетысуского районного акимата, здесь с 2010 года имеется участок с целевым назначением “строительство и эксплуатация индивидуального жилого дома”, в реальности же до июня 2019 года на этом месте был только крутой склон - сразу от автострады к воде.

Владелица этого участка - некая А. СЕМБИНОВА, а точнее, ее супруг Нурлыбек Сембинов стал наращивать его из щебня, земли, камней, кусков бетона, кирпичей и прочих стройотходов. Большие здоровые тополя погребены под этой массой мусора. А рядом молодые деревца оказались завернуты в бетонное одеяло - кто-то слил сюда раствор, который потом затвердел и перекрыл насаждениям доступ к земле и воздуху.

А между тем водоему, по словам местных жителей, более полувека: его можно найти как на новых, так и на старых картах Алматы рядом с улицей Жайсан (бывшая улица Победы). Это не речка, а глубокий и продолжительный лог, который подпитывается подземными источниками, поэтому называется еще водяной линзой. За это время в водоеме сформировалась целая экосистема: там водились мелкие рыбешки, вили гнезда и выводили потомство утки чирки, чайки, жили - не тужили ондатры. Да и водоем всегда служил своего рода стоком для дождевых и грунтовых вод.

Что стало

Накануне мы вновь отправились туда и еще больше ужаснулись: с момента нашего последнего визита участок вырос в два раза и уже достиг противоположного берега, перекрыв водоем. Теперь он ровный, примерно 50 метров в ширину и 20 в длину. Участок видно и на картах Google. КамАЗов здесь нет: видимо, они уже выполнили свою миссию по завозу стройотходов. Кресло, на котором в прошлый наш визит сидел рабочий в спецовке, лежит перевернутым возле деревьев на груде свежепривезенных кирпичей.

Сам участок владелец попытался огородить или хотя бы обозначить, что он частный: от одного электрического столба до другого протянута полосатая красно-белая лента как символ ограждения. С автотрассы открывается печальный вид на водоем: из-за того что он перекрыт, воды с левой стороны больше, она застоялась и начала источать зловонный запах. Участок, выросший посредине водоема, стал своеобразной плотиной.

С правой стороны воды куда меньше, вся она в мелком мусоре и… дохлой рыбе. Чирки улетели отсюда, почуяв гибель водоема, а вот рыбе из лога уплыть было некуда.

После появления этого рукотворного “чуда” в водоеме погибли рыбешки.

Как вообще участок на бумаге появился раньше, чем в реальности? Я обеспокоилась этим вопросом и обратилась к акиму Жетысуского района Максату КИКИМОВУ, ведь именно ему тогда спустили жалобу местных жителей из Алматинской городской специальной природоохранной прокуратуры. Он отреагировал быстро, но не сказал ничего нового, скинув мне в Instagram тот же ответ, что и жителям в начале лета: “Специалистами отдела благоустройства совместно с отделом охраны окружающей среды и экологии, отделом коммунального хозяйства осуществлен выезд на место. В ходе осмотра было установлено, что данный земельный участок является частной собственностью, целевое назначение: строительство и эксплуатация индивидуального жилого дома”.

Видимо, глава Жетысуского района или его помощники, отвечающие за ведение переписки в соцсетях, не читали статью о том, что творится на курируемой ими территории, или читали ее не очень внимательно.

Я задала Максату Кикимову дополнительные вопросы: разве этот водоем не расположен в водоохранной полосе? как вывели эту землю из государственного фонда и отдали ее в частную собственность?

Через некоторое время со мной связался помощник акима:

- Мы не имеем права отвечать за вышестоящих. Обратитесь в управление земельных отношений акимата Алматы, они предоставят ответ в течение 15 дней.

Что случится за это время, не известно. Ведь, как показывает практика, земельные участки у нас вырастают быстрее, чем госорганы отвечают на запросы.

Что будет

Сразу после выхода статьи Нурлыбек Сембинов позвонил мне, пожаловался на шквал звонков из госорганов и попросил отразить в газете его официальную позицию в этой ситуации. Что ж, наша газета выступает за объективную подачу информации, так что привожу наш телефонный разговор полностью:

- Во-первых, вы написали, что мы заливаем бетоном деревья. Но если вы обратитесь в управление дорожной полиции, вам скажут, что на том месте была авария, перевернулась бетономешалка и слился бетон.

Во-вторых, вы писали, что местные жители жаловались на пожар на нашем участке. Есть в пожарной службе Алматы вызов: горел сухостой. Но не на моем участке.

В-третьих, на своем участке никакой свалки я не устраивал. Да, бетон, кирпичи, земля - все это есть. Но все это используется при строительстве на любом участке, который вы видели в Алматы. Законом это не запрещено. А если я сам себе буду там строить дом, зачем я буду использовать под строительство железные бочки или емкости из-под горюче-смазочных материалов, как жаловались местные жители? Бытового мусора у меня на участке нет и не было. Да, были случаи, когда кто-то неизвестный вываливал мусор в водоем и мне приходилось нанимать людей, чтобы вывезти его оттуда. Наоборот, я очищаю от мусора, а не сбрасываю его туда!

- Ходят слухи, что на этом участке вы будете строить автозаправочную станцию…

- Нет, автозаправочной станции там не будет.

- Но все равно собираетесь использовать участок под коммерцию?

- Я, честно говоря, еще не думал, что там будет. Прежде надо участок выравнять, чтобы он простоял, осел. В этом году точно не буду ничего строить. Еще жаловались на меня, что я срубал деревья. Но в АО “Зеленстрой” я взял разрешение на сруб 30 деревьев. Там не было ни одного большого дерева, только дикорастущие кустарники. Разрешение официальное я получил. В нем же указано: то, что я, грубо говоря, уничтожил, то и должен возместить, но уже в двойном размере - облагородить либо в том же месте, либо в другом. Что касается водоохранной полосы, то этот водоем к ней не относится. А вода там дурно пахла всегда: не думаю, что нормальный человек полезет туда купаться. Знакомые ребята пытались там ловить рыбу и не поймали: в такой воде она и не водится.

Комментарий в тему

А вот что считает по этому поводу Сергей КУРАТОВ, председатель экологического общества “Зеленое спасение”:

- К сожалению, эта ситуация является типичной для Алматы. Наша организация неоднократно сталкивалась с подобными проблемами на берегах Аэропортовского озера и на Сайране, на реках Малой Алматинке, Весновке, Султанке. Мы требовали наведения порядка, в том числе через суды. К сожалению, не всегда это удается.

И в этом случае очевидны те же многочисленные нарушения законов. Во-первых, каждый водоем должен иметь водоохранную полосу, в которой запрещается приватизация земель. Полосы должны быть обозначены на местности специальными знаками. В них не допускается строительство жилых домов, тем более производственных объектов. Это оговорено в статьях 114, 115 и 122 Водного кодекса. В пункте 2 статьи 114 четко указано: “Сброс в водные объекты и захоронение в них твердых, производственных, бытовых и других отходов запрещается”.

Во-вторых, промышленные и строительные отходы не могут быть использованы для сооружения новых построек. Их или перерабатывают, или вывозят на полигон. Смешанные отходы опасны еще и тем, что могут быть токсичны. Обращение с опасными отходами требует особой осторожности. В Экологическом кодексе имеется специальная 42-я глава, регламентирующая порядок обращения с ними.

В-третьих, нарушен Земельный кодекс. Согласно статье 65 собственник или землепользователь обязан “не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв”.

В-четвертых, если действия застройщика привели к гибели зеленых насаждений, это нарушение пункта 7 правил содержания и защиты зеленых насаждений города Алматы.

Как видите, налицо целый букет нарушений Экологического, Водного, Земельного кодексов и других законов. Поэтому позиция государственных органов вызывает недоумение. В любом случае с их стороны налицо бездействие, которое ведет к ухудшению экологической ситуации, создает угрозу здоровью жителей, нарушает их права на благоприятную окружающую среду.

Вместо P.S. Вчера я снова связалась с Сембиновым, но он отрезал: “Не надо никакой статьи”. Не потому ли, что участок вырос за это время до 1000 квадратных метров?

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть