6013

Станет ли Алматы городом для всех?

После очередного заседания общественного совета мегаполиса заговорили о том, что идея “город для пешеходов” уже не в моде, не в почете и, вообще, теперь ей, мол, крышка. И все-таки: продолжит ли новый аким Алматы Бакытжан САГИНТАЕВ в своих начинаниях курс, взятый его предшественником? хватит ли в его новой концепции “Город без окраин” места для “Города для людей” образца Бауыржана БАЙБЕКА?

Станет ли Алматы городом для всех?

Пока Бакытжан Абдирович все еще знакомится с городом. Вот в минувший четверг разбирался с общественным транспортом (ОТ) и даже сделал несколько заявлений. В частности, сказал, что в Алматы не хватает квалифицированных водителей и их нужно готовить заблаговременно. Я сразу вспомнила, как еще при акимстве Ахметжана ЕСИМОВА городские власти рассматривали возможность разрешить автопаркам нанимать рулевых ОТ из соседних республик - Киргизии или Узбекистана, потому что уже не знали, как самим решить эту проблему. И про учебные центры говорили, и про квалификацию... Где тот самый воз, алматинцы хорошо знают. Но аким Сагинтаев, судя по всему, долго ждать не собирается.

“Поручил управлениям городской мобильности и образования выстроить системную работу по их (водителей. - О. А.) подготовке, - появилось сообщение на странице градоначальника в соцсети. - Эту работу нужно проводить заблаговременно, исходя из прогноза потребности в кадрах и учебного плана колледжей. В течение недели ТЕЛИБАЕВ (Сагындык, руководитель управления городской мобильности. - О. А.) должен дать конкретный механизм организации этого процесса”.

Всего одной недели! Будет очень интересно посмотреть, как Телибаев за семь дней сделает то, что не удавалось его предшественникам несколько лет.

Написал Бакытжан Абдирович и про то, что нужно решать вопрос с пригородными маршрутами ОТ (обновлять подвижной состав и вводить повсеместно систему электронного билетирования пассажиров “Оңай!”) - тоже не новая тема. И, наконец, упомянул про троллейбусную сеть: мол, она очень изношена, скоро начнется замена контактных сетей по всей улице Тимирязева, на это выделят деньги. Примерно то же самое незадолго до своего ухода говорил и его предшественник Бауыржан Байбек. А вот что он не говорил, так это то, что город будет закупать новые троллейбусы и открывать дополнительные маршруты. Видимо, это уже позиция самого Бакытжана Сагинтаева. Любопытно, что при этом нынешний аким не упомянул электробасы, которыми так гордился Бауыржан Кыдыргалиевич. Не уйди он со своего поста - глядишь, по Алматы уже бы курсировали такие автобусы. По крайней мере, так нам обещали.

В общем, преемственность новой власти Алматы в отношении развития городского ОТ, судя по всему, сохранится, хотя и с некоторой корректировкой вектора этого развития. Чего не скажешь по поводу лозунга прежнего акима “город для пешеходов” (в рамках глобальной концепции “Город для людей”). На эту мысль наталкивает прошедшее - к слову, тоже в минувший четверг - очередное заседание общественного совета (ОС) Алматы. И все потому, что общественники заговорили про велодорожки, ЛРТ и повышение скорости на проспекте Аль-Фараби и Восточной объездной дороге (ВОАД). Тон задал член ОС Ерлан СМАЙЛОВ.

- На заседание мы приглашали руководителя управления городской мобильности Сагындыка Телибаева. Главный вопрос, ответ на который мы надеялись получить: зачем повторно асфальтировать центральные улицы города? - поведал “Времени” подробности совещания Смайлов. - Мы все видим, что на улицах Наурызбай батыра, Достык или Курмангазы, к примеру, вновь перестилали дорожное полотно, хотя оно и до этого было в хорошем состоянии. При этом к нам поступает множество обращений от жителей других районов, которые жалуются на то, что рядом с их домами разбитая дорога. А небольшие улицы на вновь присоединенных территориях вообще не асфальтируют. Зачем переделывать центр, если в других районах люди ходят по грунтовкам?!

Вместо Телибаева, который во время заседания ОС, по имеющейся информации, был на приеме у акима, отдувался руководитель отдела развития улично-дорожной сети Нурзат ОРДАБАЕВ. Но его аргументы, по словам Ерлана Смайлова, собравшихся не устроили.

- Нам пытались доказать, что на самом деле асфальт на указанных дорогах давно не перестилали! - красноречиво разводит руками мой собеседник. - Как говорится, не верь глазам своим! После этого я заговорил про ЛРТ и велодорожки, и это неожиданно вызвало бурную реакцию у некоторых горожан. Но я считаю, что именно сейчас нужно обсуждать эти вопросы! И это абсолютно не связано со сменой акима. Вот, допустим, ситуация с ЛРТ. Все знают, что происходит в Нур-Султане. Я считаю, что, учитывая тот негативный опыт, нам в Алматы нужно еще раз все изучить, подсчитать расходы, озвучить горожанам, каким будет тариф, подумать, есть ли альтернатива. Мы хотим сейчас услышать конкретные ответы на наши вопросы, чтобы потом не было неожиданностей.

- Вы выражаете сомнение, нужен ли городу ЛРТ?..

- Нет, никто не говорит о том, что нужно отказаться от проекта. Но мы не можем не учитывать ситуацию со столичным ЛРТ! Давайте изучим все сейчас, чтобы потом не было неожиданностей типа удорожания проекта, высокой платы за проезд и т. д. Я говорил именно об этом, не нужно делать из моих слов какие-то далекоидущие выводы! То же самое касается и велодорожек. На некоторых улицах, в частности Кунаева и Байтурсынова, убрали парковки авто. В общественный совет поступают обращения от предпринимателей, которые работают в этих районах. Они давно заявляют о том, что запрет на парковку транспорта в этих местах негативно отразился на их бизнесе. Возникает резонный вопрос: обязательно ли делать велодорожки с двух сторон? Почему бы не повторить опыт улицы Шевченко? Там с одной стороны широкая велодорожка для движения в обе стороны, а с другой - место, где можно оставить машину. Малый и средний бизнес - это занятость, налоги, рабочие места. Нужно учитывать интересы всех горожан, подходить к этому вопросу сбалансированно. Но это не означает, что мы предлагаем убрать или сократить велодорожки - ни в коем случае! Давайте обсуждать этот вопрос.

- Насколько я помню, по поводу скорости автотранспорта на Аль-Фараби и ВОАД у вас однозначная позиция: вы предлагаете вернуть 80 км в час.

- Верно. Но в данном случае мы говорим о вопросах, рассматриваемых общественным советом, а не о моей личной позиции. И как только речь заходит о необходимости снижения скорости в городе, мы считаем, что нужны четкие обоснования, опираясь на которые можно понять, на каких участках целесообразно снижать скорость, а где этого лучше не делать. С предложением вернуть на Аль-Фараби и ВОАД 80 км/ч в общественный совет обратился Независимый автомобильный союз, его представители выступали на этом заседании. Они считают, что эффект от снижения скорости с 80 до 60 км/ч в большей степени негативный: и для экологии, и для экономики, а также для безопасности - люди пытаются перебежать дорогу. Если та мера (о снижении скорости. - О. А.) дала больше плюсов, то власти должны предоставить четкие обоснования. А мы их пока не видели. Я сам автолюбитель и постоянно езжу по этим улицам. И скажу: не вижу позитивных изменений с точки зрения аварийности после того решения. На Аль-Фараби и ВОАД стоят камеры, их количество увеличивается, поэтому в час пик там все равно не разгонишься быстрее 40-50 км/ч. Но если есть возможность ехать быстрее днем, поздно вечером или в выходные дни, почему бы не дать ее людям? Это же объездная дорога, ее и задумывали таким образом, чтобы поток проходил быстрее и не загружал город!

- Ерлан, все эти “нюансы”, о которых вы говорите, случайно не означают, что в Алматы будут постепенно отходить от сверх­задачи, которую (конечно же, условно) можно выразить фразой “прежде всего пешеход” в рамках концепции “Город для людей”, которую продвигал прежний аким?

- Знаете, не надо искать черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет! Все, что я сказал, совсем не значит, что меняется концепция развития города и он будет развиваться по другому курсу.

Мы в общественном совете в рамках текущей работы обратили внимание на актуальные проблемы, - продолжил мой собеседник. - На том же совещании обсуждали проблемы ветхого жилья в нижней части города (там до сих пор стоят каркасно-камышитовые дома), но об этом почему-то никто не пишет!

- Говорить о том, целесообразным ли оказалось снижение скорости на ВОАД и Аль-Фараби, или о корректировке велодорожек на улицах Кунаева и Байтурсынова, весной было слишком рано. Чтобы делать какие-то выводы, сначала нужно накопить опыт. Его нужно собирать, анализировать. Семь-восемь месяцев - достаточный срок, чтобы принять необходимые корректирующие меры. Город - это живой организм, и это нормальный процесс - продолжение той работы, которая была раньше, - подытожил наш разговор Ерлан Смайлов.

Стало быть, выводы делайте сами, уважаемые алматинцы. Мы же со своей стороны продолжим наблюдать за тем, как будут меняться акценты в политике городских властей. В том числе очень интересно будет посмотреть, вместит ли в себя уже объявленная новой властью мегаполиса концепция “Город без окраин” права и интересы пешеходов (и, естественно, пассажира ОТ) в качестве приоритетных.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Ссылка по теме

“Городской роман-с, или От какого наследства откажется новый аким Алматы?” - “Время” от 9.7.2019 г.

Поделиться
Класснуть