3555

Городской роман-с,

или От какого наследства откажется новый аким Алматы?

Городской роман-с,
Бывший и нынешний градоначальники Алматы обменялись сообщениями в Twitter. “Пост сдал”, - написал Бауыржан Байбек. “Пост принял”, - ответил Бакытжан Сагинтаев.

От “города для людей”...

Бауыржан БАЙБЕК стал акимом Алматы 9 августа 2015 года. Неожиданно стал. Горожан, которые могли сказать, как зовут только что назначенного градоначальником обаятельного первого зампредседателя партии “Нур Отан” (сейчас она брендируется как Nur Otan), было немного. Но молодой мэр изо всех сил пытался понравиться землякам-алматинцам. Уж чего не отнять у Бауыржана Кыдыргалиевича, так это умения произвести впечатление. И проекты он любил запоминающиеся, действовал размашисто, порой балансируя на грани. И преуспел, надо сказать! Забудут его нескоро: были алматинцы, которые стенали в соцсетях, когда отца 15-метровой соломенной белки и ставшей пешеходной улицы Панфилова сняли с должности.

Первый раз на публике аким Байбек появился 15 августа (получается, почти через неделю после своего назначения), когда открывал Назарбаев Интеллектуальную школу в Наурызбайском районе Алматы. Но я увидела, как он работает и общается с подчиненными чуть позже, в начале сентября, когда градоначальник приехал в ТОО “Транспортный холдинг Алматы”, тогда готовившееся к внедрению системы электронного билетирования пассажиров общественного транспорта “Оңай!”. Вел он себя непринужденно, в меру демократично, спрашивал, как будет работать новая система, пекся о благе простого народа...

Тогда мне казалось, что градоначальник будет открыт для общения с журналистами. Молодой, продвинутый, с европейским образованием - кто, если не он! Но Бауыржан Кыдыргалиевич глубоко забурился в соцсети (акимат открыл аккаунт в Instagram и Facebook, куда можно было послать жалобы, на которые, надо признать, реагировали) и плотно там окопался. Если и брал с собой в кортеж репортеров или блогеров, то только своих, тех, которые лишних вопросов не задавали. Пресс-служба акима рассылала релизы, отчитываясь о том, как постепенно из города для машин Алматы превращается в город для людей: велодорожки, реформа в сфере общественного транспорта, реализация проектов датского архитектора Яна ГЕЙЛА, снос заборов, классическая музыка в подземных переходах... Что-то, безусловно, получалось. Да что там что-то - многое!

В конце июня, выступая на международной выставке автобусной техники, аксессуаров и услуг BUSWORLD Central Asia, впервые состоявшейся в Центральной Азии, Бауыржан Байбек, возможно, сам того не ведая, подвел свое­образный итог своему акимству в Алматы: “Сегодня благодаря субсидированию подвижной состав перевозчиков обновлен на 80 процентов, закуплено почти 1300 новых автобусов. До конца года обновление будет доведено до 100 процентов. Далее планируем увеличить автобусный парк города в четыре раза. Это во многом стало возможным за счет того, что мы вывели многомиллиардные средства из тени, создав прозрачную транспортную отрасль. В ближайшее время на маршруты выйдут электроавтобусы made in Almaty. Для этого был открыт завод FalconEurobus по сборке электрических автобусов третьего поколения с автопарком на 300 мест”. Ну разве это не повод для гордости?!

А еще аким сообщил, что уже нынешним летом будет начата работа по обновлению троллейбусных сетей (уже готова ПСД на реконструкцию 172,6 км), что позволит увеличить количество троллейбусов на маршрутах, среднюю скорость движения и снизить количество аварийных сходов. Запуск первой линии BRT, подчеркивалось в пресс-релизе, позволил пассажирам на 40 процентов сэкономить время в пути. “Ежедневно новой линией пользуются более 100 тысяч пассажиров. Как показывает анализ, в часы пик скорость движения автобусов по Тимирязева даже с учетом остановок в три раза выше, чем автомобилей”. Оборудовано 122 км выделенных полос для общественного транспорта, что позволило увеличить скорость движения автобусов по 22 улицам. Завершен первый этап конкурса LRT, продолжается строительство двух новых станций метро…

И, конечно же, нельзя не отметить (вишенка на торте!) упакованную в плиточку центральную часть Алматы, на радость горожанам превратившуюся в большую пешеходную зону.

Разумеется, как и в любом серьезном деле, не все шло гладко. Где-то было и криво, и косо, и со скандалами. И мы, наша газета, об этом писали. Но вот спросить акима напрямую, зачем менять добротные бордюры на новые или почему город тонет после каждого ливня, мы так и не смогли. То ли боялся он нас, то ли просто игнорировал.

Как результат: открыто пообщался с алматинскими журналистами г-н Байбек всего один раз. Возможно, вынужденно, но, надо признать, не без огонька - когда чуть заматеревший к тому времени, 22 апреля 2016 года, градоначальник отчитывался о ходе реализации президентского плана нации “100 конкретных шагов”. Если бы не этот архиважный повод, ей богу, не видеть нам Бауыржана Кыдыргалиевича, как Алматы - трамваев! Тогда я спросила городского голову: почему он и его подчиненные не ездят на велосипеде? Ведь за два месяца до той пресс-конференции Байбек на отчетной встрече с населением пламенно обещал (сам, никто его за язык не тянул):

- Я планирую ездить на велосипеде. 86 сотрудников тоже пересядут. Все наши машины переведем на газ. Если не мы покажем пример, тогда кто?!

К слову, тогда Бауыржан Кыдыргалиевич еще не сказал про то, что в алматинском ресторане можно поесть за 500 тенге, но фраза “в Германии сперва моют посуду, потом этой же водой моют полы, сперва купают детей, потом сами моются” к тому времени уже стала крылатой.

И аким ответил мне тогда с присущим ему красноречием:

- Все меня спрашивают: “Когда вы начнете? Когда вы начнете?” А я хочу спросить: “Когда все мы начнем?” Я так хочу поставить этот вопрос!

…к “городу без окраин”

Не начали. И он не начал. Да, появился пару раз на велопробегах. Но и его предшественник Ахметжан ЕСИМОВ тоже любил прокатиться на двухколесном, но пересесть на велосипед не обещал. И первые велодорожки при нем появились, и Гейла он пригласил, и автобусный парк начал обновлять. Кстати, 30 января 2015 года, когда в город поступила очередная партия китайских газовых автобусов Yutong, принимать их аким Есимов приехал вместе с Бакытжаном САГИНТАЕВЫМ, который тогда был первым вице-премьером. Кто ж знал, что спустя четыре с половиной года Бакытжан Абдирович вновь будет осматривать автобусный парк Алматы, но уже в статусе градоначальника! И будут там и те самые Yutong, но уже убитые до такой степени, будто закуплены были не при Есимове, а при царе Горохе.

Да, потрепало за это время муниципальные автопарки. В январе 2016-го аким Байбек передал 70 процентов этих парков в доверительное управление Green Bus company, объясняя эту меру так: “Сегодня 90 процентов наших гос­предприятий неэффективны. Бизнес все делает лучше, чем государство”. В ноябре 2017-го аким говорил, что “у нас сейчас частная компания Green Bus, которой мы отдали в доверительное управление (муниципальные автопарки. - О. А.), она показала свою эффективность”, но при этом уже заново создавал муниципальный автопарк “Алматыэлектротранс”. А в январе 2019-го акимат разорвал отношения с компанией, показавшей свою “эффективность”, и теперь через суд пытается взыскать с нее более 14 млрд тенге за нарушение договора. Но разгребать этот и другие завалы уже придется новому акиму.

Сагинтаев, назначенный новым градоначальником Алматы 28 июня, всю прошлую неделю объезжал вверенные ему владения. Причем показательно начал с проспекта Сейфуллина, призвав полицию к беспощадной борьбе с проститутками, затем окунулся в Турксибский район, потом - в Наурызбайский, следом - в Алатауский, Жетысуский, возможно, давая понять, что центр Алматы и так в последнее время был в центре внимания.

- Хотя микрорайоны считаются окраиной, стандарты жизни надо повышать. Принцип развития мегаполисов президента ТОКАЕВА - “город без окраин”. В первую очередь это касается Алматы, - подчеркнул при этом новый мэр.

Новый аким Алматы сразу пошел в люди: вот так он общался с жителями Наурызбайского района.

Любопытное заявление! Получается, из города для людей он начнет трансформироваться в город без окраин? Или одно другому не мешает? А вот еще один интригующий посыл. Побывав в Жетысуском районе Алматы, Бакытжан Абдирович сказал:

- Загруженность дорог - острый вопрос для алматинцев. Предстоит работа по расширению дорожной сети и увеличению пропускной способности.

Значит ли это, что новый аким благополучно прикроет некоторые проекты по реконструкции города, предполагающие как раз сужение проезжей части, например, недавно одобренный прежним акимом Vizion zero? Вообще же один из основных принципов концепции “город для людей” - сделать все (в том числе и сузить дороги), чтобы люди перестали ездить на личном транспорте и пересели на общественный, велосипеды или начали ходить пешком. Как теперь будет с этим?

Сагинтаев сразу же и, похоже, тоже основательно обосновался в соцсетях, а к горожанам обратился, записав ролик, который, опять же, разместили в интернете. Тут полная преемственность! С другой стороны, судя по первым шагам нового градоначальника, видно, что его помощники внимательно мониторят соцсети и знают, за что алматинцы ругали Байбека. В начале недели Бакытжан Абдирович, посетив ТЭЦ-2, тут же отчитался: “Знаю, это волнует всех горожан. Планирую детально изучить вопрос о переводе городской ТЭЦ-2 на газ”.

Везде говорил про благоустройство территорий, давал поручения разбить скверы, поставить детские площадки (хотя вроде это делал и прежний аким). Провел совещание с руководством ДВД по вопросам борьбы с преступностью и хулиганьем (хотя и эта тема не новая). Встретился с руководством управления общественного здоровья и представителями НПО, работающими в этой сфере, поручив чиновникам от медицины в течение двух недель подготовить комплексный план решения проблемных вопросов. Интересно, что будет дальше: ведь только в начале этого года утвердили “Дорожную карту” по развитию системы здравоохранения. Будут писать новый план? Или все-таки обойдутся тем, что уже есть?

В общем, политический тяжеловес Сагинтаев избрал, быть может, самую правильную тактику: изучал, раздавал поручения, обозначал сроки исполнения и всячески демонстрировал открытость и близость к народу. Как говорят опытные функционеры, теперь он ждет реализации поставленных задач. А нам жутко интересен ответ на наш сакраментальный вопрос: будет ли Бакытжан Абдирович открыт для всех журналистов или унаследует практику своего предшественника?

Оксана АКУЛОВА, фото пресс-службы акимата Алматы и из Twitter Бакытжана САГИНТАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть