9997

Нехорошая квартира

В Алматы надзорный орган по строительству не видит нарушений там, где о них заявляет управление городского планирования и урбанистики

Нехорошая квартира

Недавно наша газета писала о том, как жители панельной девятиэтажки из 27 квартир, в которых проживает более 50 человек, вот уже почти год живут в постоянном страхе, что могут оказаться погребенными под плитами своего дома (см. “А если рухнет?”, “Время” от 20.3.2019 г.).

Дело в том, что в этом жилом здании, расположенном в районе пересечения проспекта Достык и улицы Омаровой, в августе прошлого года тогда еще владелица одной из квартир Раушан ДЖАТАБАЕВА сделала сомнительную перепланировку: с задней стороны дома на уровне первого этажа вместо привычной плиты-панели в стене - большой сквозной проем. Причем в нем установлена пластиковая дверь с окном, заложенная вокруг кирпичами, и все это просто заштукатурено!

Кроме того, новоявленная хозяйка захватила помещение колясочной в подъезде, прорубив дыру теперь уже и во внутренней несущей стене дома. В один прекрасный день жильцы открыли дверь колясочной и увидели перед собой… кирпичную кладку. То есть владелица этой злополучной квартиры самостоятельно, никого не спросив, расширила ее, соединив с колясочной, которая считается общедомовым помещением. При этом стена колясочной соседствует с лифтом. А ведь лифт, как не раз заявляли и в правительстве, и в компаниях по их установке, является источником повышенной опасности. О какой перепланировке может идти речь, тем более - самовольной?!

Жители девятиэтажки обратились с жалобами и разъяснениями во все компетентные ведомства по поводу ситуации в доме, в котором - заметьте - живут, спят и растят детей именно они, а не владелица квартиры, затеявшая перепланировку под коммерческие цели. Письма попали и в управление государственного архитектурно-строительного контроля (УГАСК), и в акимат, и в прокуратуру.

Однако главный специалист УГАСК Алматы Медет РАБАЕВ, приходивший с проверкой первый раз в октябре прошлого года, а потом еще несколько раз, в упор не заметил разрушение внешней стены, причем на первом этаже дома, которая держит остальные восемь этажей! Никак не зафикисировал главный специалист и отсутствие архитектурно-планировочного задания (АПЗ) у владельца переделываемой квартиры. Единственное, он обратил внимание на то, что пристройка вышла за пределы дома - без наличия у владельца права на землю. То есть земля принадлежит государственному фонду.

Уже после выхода нашей статьи, в мае этого года, пришел ответ за подписью заместителя руководителя управления государственного архитектурно-строительного контроля Бахыта АБДИЛОВА. Там сообщалось: квартиру переоформили на нового владельца - Андрея КИМА. По информации из открытых источников, весной он числился сотрудником Сбербанка. А ответ УГАСК, прямо скажем, шокировал жителей своим заключением: “Разрушение несущей стены в виде устройства дверного проема не установлено”.

Однако по поводу колясочной в этом ответе объяснили так: обнаружен заложенный дверной проем, не предусмотренный в техническом паспорте. Для установления влияния заложенного дверного проема на несущую способность конструкции жилого дома выдано предписание за №117 от 17.04.2019 года для произведения технического обследования и выполнения рекомендаций (в случае их наличия)”.

В этом же ответе сообщается, что новый владелец Ким представил заключение о техническом состоянии строительных конструкций жилого дома, которое выдало ему ТОО “СейсмоСтройЗащита” 29 апреля этого года. Так вот, эта компания в своем техническом заключении заверила: “Закладка проема между помещением №1 и помещением общего пользования (колясочная) в несущей стене не оказывает влияния на существующий уровень сейсмобезопасности рассматриваемого многоквартирного жилого дома, специальные конструктивные мероприятия по усилению не требуются”.

Между тем я случайно наткнулась на интервью с руководителем службы городского планирования и координации территориального развития по Алмалинскому району Бахытом РЫМЖАНОВЫМ, опубликованное на сайте krisha.kz. Там глава службы сообщал: перепланировки в домах серий 1/4641АЭС, 1КЗ464, 16С, 158 запрещены. Мне стало интересно: а относится ли тот самый проблемный дом на проспекте Достык, в котором представители надзорного органа не заметили перепланировку, хоть к одной из этих серий?

Я отправила официальный запрос Рымжанову, и его ответ подтвердил мои предположения: “по адресу: проспект Достык, 268, расположен крупнопанельный 9-этажный жилой дом 158-й серии. Во времена индустриальной застройки по проектам восьмидесятых годов в городе Алматы возведено 604 крупнопанельных многоквартирных жилых дома 158-й серии в 5-этажном и 9-этажном исполнении. В основном домами 158-й серии в Алматы были застроены микрорайоны “Жетысу”, “Аксай”, “Айнабулак”, “Коктем”, “Таугуль”, “Мамыр”, “Тастак”.

То есть во всех домах этой серии категорически запрещены перепланировки! А именно: не разрешается демонтаж внутренних несущих продольных и поперечных стен, а также устройство дверных проемов как во внутренних, так и наружных несущих стеновых панелях.

Но что мы имеем на деле? Прак­тически целый год специалисты УГАСК не замечают разрушения внешней несущей стены, хотя об этом нарушении утвердительно заявляют в другом госоргане! Правда, еще в сентябре прошлого года УГАСК составил административный материал по статье 310 (незаконное строительство без права на землю) и отправил его в специализированный межрайонный административный суд Алматы. Там тогда владелицу квартиры Джатабаеву суд оштрафовал на 15 МРП (в прошлом году эта сумма составляла 36 075 тенге) и потребовал еще в сентябре снести незаконно оборудованный участок с прилегающей к дому лестницей. Однако все так и стоит по сей день. Возникают логичные вопросы: а если у Джатабаевых было бы право на землю, то до штрафа и суда дело бы не дошло? Да и как техническое заключение частной компании может быть выше закона об архитектурной и градостроительной деятельности, запрещающего перепланировку в домах этой серии?

Может, руководителям ведомства стоит иногда общаться между собой, чтобы выработать единые мнения по одним и тем же вопросам? А с другой стороны, может, и не стоит: ведь управление городского планирования и урбанистики Алматы, а если точнее, служба городского планирования и координации территориального развития по Алмалинскому району рассказала мне о правилах перепланировки, не зная ситуации в доме по проспекту Достык, 268 (который находится вообще в Медеуском районе), не зная о техническом заключении компании “СейсмоСтройЗащита”, то есть совершенно непредвзято...

Екатерина ТИХОНОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть