2206

Южная столица. Перезагрузка

Как будет развиваться первый казахстанский мегаполис в ближайшие пять лет

В пятницу в большом зале Академии наук собрались представители разномастных НПО, общественные деятели и просто неравнодушные горожане южной столицы. Представленный им документ официально называется так: “Проект программы развития “Алматы-2020”. Ключевое слово здесь именно “проект”. Власти города впервые предоставили жителям возможность высказать свои пожелания, касающиеся дальнейшего развития мегаполиса, и даже обещали к ним прислушаться и приглядеться (предложения можно отправить на е-почту almaty2020@a-a.kz). Это, судя по всему, особенно вдохновляло собравшихся: приятно ведь, когда с тобой считаются. Тем более что с трибун рассказывали о том, как хорошо все мы скоро заживем.

В основе проекта - семь приоритетов развития Алматы. Город должен стать комфортным, безопасным, социально ориентированным, экономически устойчивым, интегрированным мегаполисом, который к тому же будет привлекателен для бизнеса и частного капитала и отличаться активной позицией горожан.
Ну кому не захочется жить на таком островке спокойствия и благополучия? Другое дело, при помощи каких мер власти хотят добиться этого благоденствия всего-то за пятилетку. На это горожанам тоже попытались дать ответ, представив комплекс мер по развитию различных отраслей. Начали с транспорта. И при ближайшем рассмотрении оказалось, что новаций не так уж и много, большинство было принято еще при прежнем руководстве южной столицы. Тут и расширение первой линии метро, и строительство системы ЛРТ (легкорельсового транспорта) с БРТ (автобусные экспресс-маршруты), внедрение интеллектуальной транспортной системы и диспетчерской службы по контролю качества (как раз это пытаются сделать в рамках со скрипом внедряемого электронного билетирования пассажиров), выпуск на линии дополнительных 600 газовых автобусов.
Из того, что показалось интерес­ным, - организация выделенных полос для автобусов общей протяженностью 200 км. К сведению, проспект Абая простирается всего на 9 км. Еще на заметку автомобилистам: в центре появятся платные уличные парковки на 24 тысячи мест (размах, конечно, впечатляющий, будет построено 10 многоуровневых парковок на 550 мест каждая!) и - внимание! - внедрена система платного въезда в город иногороднего автотранспорта (проект, который при прежнем акиме Ахметжане ЕСИМОВЕ так и застыл на стадии обсуждения). Интересно, потянет ли этот проект Бауыржан БАЙБЕК или возможный запрет так и останется лишь дутым пугачом для “понаехавших тут”?
Не забыли и про любителей двухколесной езды: в городе построят 140 км обособленных велодорожек, создадут велосипедные стоянки на 500 единиц и разработают схему общественного велопроката. Так что хоть новый градоначальник пока и не засветился ни в одном из велопробегов, но на двухколесных, похоже, крест ставить не собирается.
Что еще? В перегруженных районах города построят четыре новые поликлиники, введут единый стандарт их технического оснащения и внедрят механизмы обратной связи для пациентов (электронные порталы, call-центры). В год будут сдавать по пять детских садов и три школы и повышать зарплаты учителей и врачей за счет премирования.
А еще в ближайшие два года в Алматы появится система быстрого реагирования, которая будет функционировать при помощи интеллектуальных камер - их начнут устанавливать в местах массового скопления людей.
Кроме того, власти обещают модернизировать систему уличного освещения, которая во многих районах дышит на ладан, и внедрить концепцию “Умный город” (Smart City). Ну куда же без мирового опыта и передовых технологий, на которые так любит ссылаться городское начальство! Подобный проект уже реализуется в Астане - а чем мы хуже? Правда, чтобы внедрить современные смарт-технологии, придется серьезно трансформировать работу городских служб. А на это, по оценкам специалистов, уйдет от трех до семи лет. Так что “умнеть” будем постепенно.
И еще десятки различных проектов, за счет которых Алматы должен стать самым-самым: от организации брендовых культурных мероприятий, которые могли бы стать “визиткой” города (в пример скромно приводится карнавал в Рио или Венецианский биеннале), до введения специального туристического проездного для гостей города.
По сути, в проект собрали мировой опыт и те программы, которые уже реализовывались или рассмат­ривались при прежнем руководстве. Но в данном случае преемственность только плюс. Осталось дождаться, когда все это начнет воплощаться в жизнь. На бумаге - красиво, но она, как известно, все стерпит. Но о горожанах, которые активно выступают против внедрения тех же платных парковок и вообще довольно болезненно воспринимают многие нововведения, того же не скажешь.
Один из участников форума, взяв слово, оптимистично заметил: “Начинается перезагрузка Алматы!” Главное, чтобы система не зависла.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

А тем временем

Да скроется тьма!
Последнее время жители и гости южной столицы живут в условиях веерного отключения электроэнергии, но не спланированного, а стихийного: то там, то тут, да еще и в центре города, целые “квадраты” внезапно на несколько часов погружаются в темень. Очередной “конец света” большая часть Алматы, в частности жители Алмалинского и Медеуского районов, пережили в минувший четверг. Вчера за разъяснениями мы обратились в общий центр обслуживания по связям с общественностью Алматинского энергокомплекса.
Прокомментировать оперативно в целом причины сбоев в подаче элект­роэнергии за последнее время сотрудники центра затруднились, по­обещав сделать это чуть позже. Что же касается отключений вечером 5 нояб­ря и в ночь на 6 ноября, то, по информации энергетиков, они случились из-за аварий на двух подстанциях.
“Выездные ремонтные бригады и диспетчерская служба АО “АЖК” работают в круглосуточном режиме и незамедлительно реагируют при любой нештатной ситуации, - говорится в сообщении Алматинского энергокомплекса. - Кроме того, закольцованность энергосистемы Алматы позволяет при необходимости оперативно, а кое-где и автоматически переключать питание внутри распределительных сетей к другим линиям электропередачи. Энергоснабжение жизненно важных социальных объектов обеспечено системой автоматического переключения к резервным автономным источникам питания”.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее