1918

Опять лифт застрял

У Казахстана осталось чуть меньше трех месяцев, чтобы заменить все старые лифты в стране, как того требует технический регламент ЕАЭС. Однако ни у одного министерства, не говоря уже об акиматах, осуществляющих контроль за лифтами в стране, нет даже точной статистики, сколько подъемников, отработавших свой срок, подлежит обязательному выводу из эксплуатации.

Опять лифт застрял
Фото Владимира Бугаева

Учите матчасть!

В августе почти все казахстанские СМИ со ссылкой на Минис­терство строительства и промышленности растиражировали новость о замене Казахстаном старых лифтов. По одной версии, всех, которые имеются в стране, по другой - 224 подъемника в этом году и более 300 - в 2025-м. Проблема в том, что хоть так, хоть этак - задача невыполнимая.

Взять, к примеру, Павлодар, где, по данным Национальной ассоциации лифтовиков Казахстана, самое большое количество устаревших лифтов. Кроме Павлодара в этом списке также Усть-Каменогорск, Атырау и Семей. Как думаете, на фоне такой лифтовой изношенности сколько подъемников было заменено в Павлодаре? Два! И столько же сейчас меняют в Семее, кстати, впервые за много лет. И там и там жильцы оформили кредит в рамках программы “Концепция развития жилищно-коммунальной инфраструктуры”.

Отмечу, что бюджетный кредит под 0,1 процента на 7 лет - это единственный проработанный механизм по замене лифтов в Казахстане. Теоретически местные бюджеты тоже могут выделять средства на замену донельзя изношенных лифтов, по крайней мере статистика такая есть. За последние пять лет за счет средств местного бюджета в Казахстане заменили 1728 лифтов. Где именно, сие неведомо, но где-то они есть. На прак­тике же чиновники на местах никакой другой альтернативы, кроме уже упоминавшегося льготного кредита на ремонт общедомового имущества, жильцам не предлагают.

Хотя нет, можно еще организовать целевые сборы. Но с учетом стоимости пассажирского лифта собственникам из расчета, что в подъезде 36 квартир, придется одномоментно сдать от 200 до 280 тысяч тенге в зависимости от площади своей доли в общем кондоминиуме. А теперь представьте эту калькуляцию в контексте требования технического рег­ламента ЕАЭС, согласно которому в Казахстане с 15 февраля 2025 года не могут эксплуатироваться все лифты, установленные до 2013 года!

Неудивительно, что профильное ведомство, в данном случае это Министерство по чрезвычайным ситуациям, не спешит официально уведомить местные исполнительные органы и правительство о выводе из эксплуатации в феврале 2025 года всех лифтов, введенных в эксплуатацию до 2013-го.

Фейк фейком выбивают?

В павлодарском отделе жилищной инспекции, например, рассылку о том, что “до 15 февраля 2025 года государства - члены ЕАЭС должны заменить старые лифты, если в паспорте отсутствует информация о сроке службы”, назвали фейком. Но ирония в том, что это не фейк. Как и само требование заменить такие подъемники, и сроки, в которые это нужно сделать. А Казахстан до сих пор не знает, сколько именно лифтов должен вывести из эксплуатации в феврале 2025 года, то есть уже через три месяца. По одной версии, речь идет о четырех тысячах лифтов, по другой - о пяти тысячах.

- С цифрами у нас все особенно плохо, полная анархия на всех уровнях. Раньше конт­роль за лифтовым хозяйством в Казахстане находился в компетенции комитета промышленной безопасности. Сейчас эти функции переданы местным исполнительным органам. За лифты и подъемные механизмы на этапе эксплуатации согласно закону “О гражданской защите” отвечают акиматы городов и районов, где находятся многоэтажные здания. Достоверной базы по лифтам нет ни в одном акимате. Что уж говорить о лифтах, установленных до 2013 года! Такими данными чиновники вообще не располагают, - говорит сопредседатель совета по развитию рынка профессиональных услуг в сфере техногенной безопасности Казахстана при национальной палате предпринимателей “Атамекен” Светлана ЗАИТОВА.

Точка отсчёта - 2013

Здесь стоит пояснить, почему обязательно нужно заменить подъемники, установленные в домах именно до 2013 года. В 2013-м вступил в силу технический регламент Таможенного союза (а впоследствии ЕАЭС) “Безопасность лифтов”, запрещающий эксплуатацию лифтов, отработавших обозначенный срок службы и установленных до того, как принятый документ приобрел законную силу.

На приведение лифтов в соответствие с требованиями вышеназванного технического регламента отводилось 12 лет с даты вступления в силу документа. И срок этот истекает 16 февраля 2025 года. Вот почему заменить отслужившие свой срок лифты, установленные до 2013-го, нужно именно с 15 февраля 2025 года. И это требование, обязательное к исполнению всеми государствами - членами ЕАЭС.

Почему Казахстан за эти неполные

12 лет даже ревизию своего лифтового хозяйства не провел, вопрос, наверное, риторический. Да, сейчас, как сообщили в Министерстве промышленности и строительства, в рамках заседания совета Евразийской экономической комиссии “рассматривается вопрос касательно внесения изменений в технический регламент Таможенного союза “Безопасность лифтов” в части продления установленного предельного срока эксплуатации лифтов, введенных в экс­плуатацию до вступления в силу технического регламента и отработавших назначенный срок службы”. И отсрочка, скорее всего, будет получена.

Экспертов волнует другое: сдвинется ли дело с мертвой точки на местах? Согласно поручению членов комиссии по вопросам технического регулирования и метрологии перед профильными министерствами были поставлены две задачи: сформировать уточненную статистику о количестве лифтов, введенных в эксплуатацию до 2013 года и отработавших назначенный срок службы, и разработать план-график по приведению лифтового оборудования в соответствие с положением технического регламента.

Сроки исполнения были обозначены до 2 и 13 сентября 2024 года соответственно. Но, судя по реакции региональных чиновников на необходимость до февраля 2025 года заменить все старые лифты, эти поручения так и остались на бумаге. Статистики по состоянию лифтов, установленных до 2013-го, как не было, так и нет, и вряд ли она появится. Дорожной карты по выводу из эксплуатации то ли четырех, то ли пяти тысяч лифтов, отработавших свой срок, тоже нет. А этот документ, даже с учетом потенциальной отсрочки по выполнению требований технического регламента, быть уже должен. Во-первых, речь идет об огромных финансах, а во-вторых, нельзя сбрасывать со счетов и техническую сторону дела.

Рассчитывать на масштабные поставки лифтового оборудования из России в силу обстоятельств вряд ли стоит. А в Казахстане лифтовое оборудование производят три завода, которые суммарно с 2017 по 2022 год выпустили 3278 лифтов!

И даже если предположить, что при хорошем раскладе Казахстан и деньги на замену старых лифтов найдет, и полную их ревизию проведет, то вполне может статься, что одномоментно взять такое количество подъемников будет просто негде.

Ирина ВОЛКОВА, Павлодар

Поделиться
Класснуть