Опять лифт застрял
У Казахстана осталось чуть меньше трех месяцев, чтобы заменить все старые лифты в стране, как того требует технический регламент ЕАЭС. Однако ни у одного министерства, не говоря уже об акиматах, осуществляющих контроль за лифтами в стране, нет даже точной статистики, сколько подъемников, отработавших свой срок, подлежит обязательному выводу из эксплуатации.
Учите матчасть!
В августе почти все казахстанские СМИ со ссылкой на Министерство строительства и промышленности растиражировали новость о замене Казахстаном старых лифтов. По одной версии, всех, которые имеются в стране, по другой - 224 подъемника в этом году и более 300 - в 2025-м. Проблема в том, что хоть так, хоть этак - задача невыполнимая.
Взять, к примеру, Павлодар, где, по данным Национальной ассоциации лифтовиков Казахстана, самое большое количество устаревших лифтов. Кроме Павлодара в этом списке также Усть-Каменогорск, Атырау и Семей. Как думаете, на фоне такой лифтовой изношенности сколько подъемников было заменено в Павлодаре? Два! И столько же сейчас меняют в Семее, кстати, впервые за много лет. И там и там жильцы оформили кредит в рамках программы “Концепция развития жилищно-коммунальной инфраструктуры”.
Отмечу, что бюджетный кредит под 0,1 процента на 7 лет - это единственный проработанный механизм по замене лифтов в Казахстане. Теоретически местные бюджеты тоже могут выделять средства на замену донельзя изношенных лифтов, по крайней мере статистика такая есть. За последние пять лет за счет средств местного бюджета в Казахстане заменили 1728 лифтов. Где именно, сие неведомо, но где-то они есть. На практике же чиновники на местах никакой другой альтернативы, кроме уже упоминавшегося льготного кредита на ремонт общедомового имущества, жильцам не предлагают.
Хотя нет, можно еще организовать целевые сборы. Но с учетом стоимости пассажирского лифта собственникам из расчета, что в подъезде 36 квартир, придется одномоментно сдать от 200 до 280 тысяч тенге в зависимости от площади своей доли в общем кондоминиуме. А теперь представьте эту калькуляцию в контексте требования технического регламента ЕАЭС, согласно которому в Казахстане с 15 февраля 2025 года не могут эксплуатироваться все лифты, установленные до 2013 года!
Неудивительно, что профильное ведомство, в данном случае это Министерство по чрезвычайным ситуациям, не спешит официально уведомить местные исполнительные органы и правительство о выводе из эксплуатации в феврале 2025 года всех лифтов, введенных в эксплуатацию до 2013-го.
Фейк фейком выбивают?
В павлодарском отделе жилищной инспекции, например, рассылку о том, что “до 15 февраля 2025 года государства - члены ЕАЭС должны заменить старые лифты, если в паспорте отсутствует информация о сроке службы”, назвали фейком. Но ирония в том, что это не фейк. Как и само требование заменить такие подъемники, и сроки, в которые это нужно сделать. А Казахстан до сих пор не знает, сколько именно лифтов должен вывести из эксплуатации в феврале 2025 года, то есть уже через три месяца. По одной версии, речь идет о четырех тысячах лифтов, по другой - о пяти тысячах.
- С цифрами у нас все особенно плохо, полная анархия на всех уровнях. Раньше контроль за лифтовым хозяйством в Казахстане находился в компетенции комитета промышленной безопасности. Сейчас эти функции переданы местным исполнительным органам. За лифты и подъемные механизмы на этапе эксплуатации согласно закону “О гражданской защите” отвечают акиматы городов и районов, где находятся многоэтажные здания. Достоверной базы по лифтам нет ни в одном акимате. Что уж говорить о лифтах, установленных до 2013 года! Такими данными чиновники вообще не располагают, - говорит сопредседатель совета по развитию рынка профессиональных услуг в сфере техногенной безопасности Казахстана при национальной палате предпринимателей “Атамекен” Светлана ЗАИТОВА.
Точка отсчёта - 2013
Здесь стоит пояснить, почему обязательно нужно заменить подъемники, установленные в домах именно до 2013 года. В 2013-м вступил в силу технический регламент Таможенного союза (а впоследствии ЕАЭС) “Безопасность лифтов”, запрещающий эксплуатацию лифтов, отработавших обозначенный срок службы и установленных до того, как принятый документ приобрел законную силу.
На приведение лифтов в соответствие с требованиями вышеназванного технического регламента отводилось 12 лет с даты вступления в силу документа. И срок этот истекает 16 февраля 2025 года. Вот почему заменить отслужившие свой срок лифты, установленные до 2013-го, нужно именно с 15 февраля 2025 года. И это требование, обязательное к исполнению всеми государствами - членами ЕАЭС.
Почему Казахстан за эти неполные
12 лет даже ревизию своего лифтового хозяйства не провел, вопрос, наверное, риторический. Да, сейчас, как сообщили в Министерстве промышленности и строительства, в рамках заседания совета Евразийской экономической комиссии “рассматривается вопрос касательно внесения изменений в технический регламент Таможенного союза “Безопасность лифтов” в части продления установленного предельного срока эксплуатации лифтов, введенных в эксплуатацию до вступления в силу технического регламента и отработавших назначенный срок службы”. И отсрочка, скорее всего, будет получена.
Экспертов волнует другое: сдвинется ли дело с мертвой точки на местах? Согласно поручению членов комиссии по вопросам технического регулирования и метрологии перед профильными министерствами были поставлены две задачи: сформировать уточненную статистику о количестве лифтов, введенных в эксплуатацию до 2013 года и отработавших назначенный срок службы, и разработать план-график по приведению лифтового оборудования в соответствие с положением технического регламента.
Сроки исполнения были обозначены до 2 и 13 сентября 2024 года соответственно. Но, судя по реакции региональных чиновников на необходимость до февраля 2025 года заменить все старые лифты, эти поручения так и остались на бумаге. Статистики по состоянию лифтов, установленных до 2013-го, как не было, так и нет, и вряд ли она появится. Дорожной карты по выводу из эксплуатации то ли четырех, то ли пяти тысяч лифтов, отработавших свой срок, тоже нет. А этот документ, даже с учетом потенциальной отсрочки по выполнению требований технического регламента, быть уже должен. Во-первых, речь идет об огромных финансах, а во-вторых, нельзя сбрасывать со счетов и техническую сторону дела.
Рассчитывать на масштабные поставки лифтового оборудования из России в силу обстоятельств вряд ли стоит. А в Казахстане лифтовое оборудование производят три завода, которые суммарно с 2017 по 2022 год выпустили 3278 лифтов!
И даже если предположить, что при хорошем раскладе Казахстан и деньги на замену старых лифтов найдет, и полную их ревизию проведет, то вполне может статься, что одномоментно взять такое количество подъемников будет просто негде.
Ирина ВОЛКОВА, Павлодар