Геродот был неправ
Западноказахстанские археологи уверены: нужно пересмотреть некоторые аспекты истории, связанные с жизнью наших далеких предков - сарматов. Находки последних лет позволяют с высокой долей уверенности предполагать, что сарматы вели не кочевой, как это было принято считать ранее, а полуоседлый образ жизни.
В этом году западноказахстанские археологи закончили раскоп одного из курганов в Таксае. Это тот самый комплекс, в котором в 2012 году была найдена знаменитая золотая принцесса - Алтын Ханшайым. И в очередной раз историки обнаружили в захоронениях бревенчатые конструкции. По словам научного сотрудника по истории и археологии историко-краеведческого музея Западно-Казахстанской области Яны ЛУКПАНОВОЙ, такие конструкции встречаются во многих объектах Западного Казахстана: Урысай-2, Кырык-Оба, Таксай. Иногда они без крыши, в виде ограды с длинным коридором, но чаще шатровые. И везде можно отметить мощно продуманную архитектуру: бревна накладывали друг на друга в виде сруба, при этом все щели тщательно замазывали, чтобы в них не проникал воздух. Изучая находки, ученые все чаще склоняются к мысли, что сарматы в погребальных обрядах повторяли свои реальные жилища.
- Согласно эксперименту, который был проведен Виктором ЗАЙБЕРТОМ в поселении эпохи бронзы Ботай, если разжечь внутри такого строения очаг, то оно прогревается до температуры 40 градусов. Это позволяет предполагать, что в таких шатровых домах наши кочевники вполне могли зимовать, - считает Яна Лукпанова. - Когда-то об этом уже говорил советский археолог Константин Федорович СМИРНОВ. Он давно предполагал, что сарматы могли жить в таких срубных домах и именно их они повторяют в погребальном обряде.
Археолог особо подчеркивает, что дерево, которое использовали для строительства погребальных камер, не относится к так называемым черным породам. В основном это стволы хвойных деревьев и береза. Предполагается, что этот массив сплавляли по реке специально для строительства.
- Самые яркие находки такого плана были в Кырык-Обе. Там сложен шатер из 12 слоев бревен, это были хвойные породы, береза. И перекрывалось все это уже более тонким слоем бревен, сложенных кругом в виде шанырака. Шикарные находки были в Таксае. Например, нашу знаменитую жрицу нашли в срубном захоронении. В Таксае-2 и Таксае-3 обнаружили воинов, в Кырык-Обе - пять воинов в доспехах. Все эти захоронения были сделаны в срубных шатровых конструкциях. И все чаще я прихожу к мнению, - говорит археолог, - что на церемонию погребения они переносили именно модель своего жилища. Для чего им строить дома для загробной жизни, если сами они жили в кибитках? Логично было бы в этом случае просто поставить кибитку и накрыть ее землей. Но ведь там целые деревянные комплексы, причем с тщательно замазанными щелями. Их замазывали каким-то раствором с иловым содержанием.
Речь идет о ранних кочевниках, которые жили здесь в VI-IV веках до нашей эры. Конечно, странно было бы предполагать, что они все время сидели на одном месте. Ученые считают, что сарматы вели полукочевой образ жизни: кочевали летом, а зимой жили в домах.
-Мое сознание в этом плане перевернула Алтын Ханшайым, - продолжает Яна Амангельдиевна. - Весь костюм у нее продуман и выполнен как будто одним мастером. Раньше же принято было считать, что они носили только то, что награбят. А здесь каждая бляшка, каждая подвеска перекликаются с общим образом одежды, нет ничего лишнего, буквально ни одной лишней детали. В костюме прекрасно прослеживаются причинные связи. По нему можно прямо рассказать историю. Все говорит о том, что его создавали именно ансамблем. Причем когда наши трасологи провели анализы по золотым и бронзовым изделиям из ее захоронения, то сказали, что не меньше половины всех этих изделий были выполнены здесь, в степных условиях. Катафрактарии (тяжеловооруженные конные воины-сарматы. - З. У.) одевались в доспехи, изготовленные здесь, в нашей местности.
- Теперь давайте подумаем: если бы у нас народ тут только кочевал с утра до вечера, когда бы эти люди занимались искусством, в частности ювелирным? - рассуждает археолог. - Нет, это было какое-то многогранное общество. Часть его, без сомнения, воевала, часть работала на земле, кто-то занимался ремеслами. В таксайских захоронениях, например в горшках, было найдено просо. А это культурное растение! То есть, возможно, они успевали еще и просо сажать. Все эти вопросы мне, как ученому, не дают покоя. Я думаю, что это были племена с развитым хозяйством, с общественным разделением, со стратами - настоящая кочевая цивилизация.
В ближайшее время археологи будут тщательно изучать и классифицировать материалы, систематизировать их и составлять базы данных. После этого все полученные данные обсудят с учеными, которые должны сделать свои выводы.
- Необходимо собрать все открытия последних лет, характерные черты погребального обряда, находки, результаты мультидисциплинарных анализов и сделать новые выводы, - убеждена историк. - Археологические артефакты говорят о другой истории, не о той, которой нас учили в школе. Во всяком случае, утверждения Геродота, который считал, что на нашей территории жили исключительно кочевые племена, у которых не было своих жилищ и цивилизации, в свете новых открытий очень спорны. Необходим новый взгляд на историю ранних кочевников.
Злата УДОВИЧЕНКО, фото Яны ЛУКПАНОВОЙ, Уральск - Таксай