4539

Светлая полоса пилота

Летчик авиакомпании “Скат” потратил шесть лет жизни, чтобы отстоять свое честное имя

Светлая полоса пилота

Владимир ГИНДА - первый и единственный командир воздушного судна, осужденный за выкатывание самолета со взлетно-посадочной полосы. Происшествие случилось еще в феврале 2013 года, сразу же было возбуждено уголовное дело, и работник авиакомпании “Скат” даже глазом не успел моргнуть, как оказался на скамье подсудимых и получил год ограничения свободы. Стоит отметить, что никогда раньше летчиков не осуждали за выкатывание воздушного судна за пределы ВПП. Такого рода происшествия случаются регулярно, но сроки за это не дают. Гинда стал первопроходцем и потратил шесть лет жизни на то, чтобы добиться оправдания.

Наши читатели о ситуации летчика “Ската” Владимира Гинды знают не понаслышке - минувшим летом пилот сам приехал в редакцию, чтобы рассказать о своих злоключениях. Случай оказался действительно уникальный: опытный пилот, налетавший более 14 тысяч часов, в холодную февральскую ночь неудачно приземлился в аэропорту Алматы. Ан-24 с двумя десятками человек на борту коснулся земли, а потом соскочил за пределы полосы. Пассажиры и члены экипажа не пострадали, остался цел и самолет, но в отношении командира воздушного судна началось расследование по статье 295 Уголовного кодекса - “нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта”, которое привело к обвинительному приговору. После того как решение вступило в силу, Уголовный кодекс был изменен, и статья 295 из него пропала (см. “Полоса невезения”, “Время” от 12.6.2019 г.).

- После того как дал вам интервью, я отправился в посольство Канады для получения визы, - объясняет Владимир Антонович. - Съездил туда, повидался с близкими, даже пообщался с сотрудниками ИКАО - Международной организации гражданской авиации. Рассказал им о своем случае, они тоже в шоке. Говорят, впервые услышали, чтобы летчику дали срок за выкатывание самолета за пределы полосы. Получается, я такой единственный в мире! Ну а потом мне позвонили из Верховного суда. Я туда обращался на имя председателя, просил изучить мой случай. Вот и изучили - вызвали на кассацию.

На разбирательство в этот раз ушло гораздо меньше времени, чем в 2013 году.

- Когда меня судили в Турксибском райсуде, а потом в горсуде Алматы, мои доводы никто не слушал, - продолжает Гинда. - Я же пытался объяснить, что из-за холода и тумана на полосе образовалась наледь, более того, были там и сугробы. Самолет на одном из них скакнул, поэтому и произошло выкатывание. Но суд тогда перенес в приговор выводы следствия: дескать, я должен был выдержать направление на пробеге с помощью приборов, хотя у меня такой технической возможности просто не было! И будто бы у меня была завышенная скорость, поэтому и выскочил за пределы полосы. Районный и городской суды проигнорировали не только мои слова, но и коллективное обращение коллег-летчиков, а также заключение авторитетнейших российских пилотов, прямо указавших, что я сделал все, как указано в руководстве по летной эксплуатации Ан-24! Тогда, 6 лет назад, меня уговаривали заключить мировое соглашение, признать вину и намекали, что в этом случае я бы смог снова сесть за штурвал. Но признаваться мне было не в чем, я не совершал никаких преступлений.

Именно это и подтвердила кассационная коллегия Верховного суда под председательством Абдрашита ЖУКЕНОВА.

- Только в Верховном суде меня наконец услышали, - разводит руками летчик. - Шесть лет я говорил одно и то же - полоса скользкая, туман вперемешку со смогом. В тот же год у нашего авиаотряда (так Гинда называет авиакомпанию “Скат”) было два аналогичных инцидента, но дела не возбуждали, в суд никого не отправляли. Видимо, это была моя судьба. Но в итоге суд меня полностью оправдал в связи с отсутствием состава преступления. Мне даже принесли извинения за незаконное привлечение к уголовной ответственности и объяснили, что я имею право на компенсацию. А ведь я с самого начала говорил, что уголовное дело завели, чтобы снять с меня деньги - даже к посреднику отправляли, вот только я платить отказался...

Вопрос возмещения вреда со стороны органов, проводивших расследование, - самый сложный для пилота.

- Я понимаю, что мне деньги никто просто так не отдаст, придется опять ходить по кабинетам и судам, - вздыхает 62-летний Гинда. - Сейчас соберусь с силами и займусь. В Верховном суде мне объяснили, что я могу восстановиться на работе. Я еще не решил, хочу я этого или нет. Честно говоря, руководство “Ската” повело себя некрасиво по отношению ко мне, а сам ДЕНИСОВ (Владимир, президент авиакомпании. - М. К.) даже как-то обматерил… Честно скажу, особого желания возвращаться в авиаотряд у меня нет, тем более что после моего суда многие летчики из “Ската” ушли, когда поняли, что родная авиакомпания в сложной ситуации их защищать не станет. Посмотрите сейчас - в “Скате” уже ребята из соседних стран работают, потому что многие казахстанские пилоты связываться с Денисовым и его окружением не хотят. Короля же играет свита, от них все и идет. Но в любом случае я буду и дальше бороться за справедливость, поэтому жду новую битву - теперь со “Скатом”. А по штурвалу соскучился - скрывать не буду…

Михаил КОЗАЧКОВ, фото из архива Владимира ГИНДЫ, Алматы

Поделиться
Класснуть