И никакого ГЧП!
Корреспондент “Времени” продолжает шерстить проекты государственно-частного партнерства в рачительной заботе о бюджете страны
Не так давно председатель сената Дарига НАЗАРБАЕВА заявила, что Казахстан может “столкнуться с большой дырой в бюджете”.
- Как ее закрывать, какие ресурсы, источники использовать - вот сверхзадача, которая стоит перед всеми нами, - сказала она.
Очень правильные слова! И вот уже добрых полмесяца буквально на пальцах объясняем: проекты ГЧП могут оказаться разорительными для бюджета страны, если их оставить без срочной ревизии и серьезного контроля (см. “Громадье Чудных Предложений” и “ГЧП: где чья прибыль?”, “Время” от 1.6 и 6.6.2019 г.). Нашу точку зрения уже поддержал мажилисмен Альберт РАУ, заявивший, что идею такого партнерства власти и бизнеса госчиновники сплошь и рядом используют как схему ухода от процедур госзаказа, а значит, против интересов государства.
К сожалению, примеров вылета в трубу внушительных сумм под фанфары заботы о социальной ответственности государства перед своими гражданами воз да маленькая тележка. Подтверждения на виду: достаточно открыть сайт Казахстанского центра ГЧП и проанализировать размещенную там информацию. Возьмем хотя бы известный проект по пересаживанию столичных чиновников из служебных машин в такси. С конца минувшего года эта идея обрела не только пиар-поддержку, но и реальное обеспечение в виде внушительных денежных сумм.
Идеологи новшества заявляли, что благодаря отказу от служебного автопарка и контрактам с частными фирмами пассажирских перевозок удастся сэкономить бюджетные расходы на 20 процентов, а может, и больше, учитывая отказ от приобретения нового автотранспорта. Предполагалось, что аким главного города страны и его замы будут передвигаться на представительских авто, а подчиненные - довольствоваться экономклассом. Плату за ежемесячную аренду такси для чиновничьих нужд будет получать консорциум частных таксопарков, состоящий из четырех операторов. Договор подписан на пять лет, тариф на перевозку обычный.
Находим эту историю на сайте ГЧП-проектов и видим: объем гособязательств по сервисному контракту “Прямые переговоры” составляет 2 млрд 71 млн тенге при объеме привлеченных частных инвестиций в сумме 75 млн тенге (неплохой дисбаланс, правда?). Стоимость аренды десяти экономавто за пятилетку составит 329,4 млн тенге. Одна машина для VIP-чиновника обойдется бюджету в 54,9 млн тенге за те же пять лет. Подсчитаем, много это или мало.
Сначала сделаем выводы об автомобилях попроще. 32,9 млн (стоимость аренды одной машины) делим на пять лет. Выходит, что пользование одним экономтакси в течение года выльется в 6,6 млн тенге. А это уже дилерская стоимость пусть и не навороченной, но хорошей иномарки вроде “фольксвагена поло” или KIA Rio. То есть год пользования машиной равен ее стоимости в автосалоне, а за пять лет акимат мог бы купить как минимум пять таких новых автомобилей. Учитывая, что арендуемых автомобилей по проекту десять, получается: за 329,4 млн тенге в течение пяти лет можно было бы приобрести 50 машин. Но акимат предпочел отдать эти деньги частному бизнесу, утверждая, что так выгоднее.
Едем дальше. Если выплаты за одну машину VIP-класса за 5 лет составят 54,9 млн тенге, то значит, год ее аренды обойдется почти в 11 млн тенге. Что можно купить на эти деньги? Да хотя бы новую Toyota Camry 70 в люксовой комплектации, о чем сообщает соответствующий дилерский центр на своем сайте. То есть за пять лет - пять новеньких “камри”. Граждане хорошие из столичного акимата, да вы же через каждые пять лет могли бы выставлять свои использованные авто на торги и продавать их! В бюджете хоть какая-то денежка при этом осталась бы…
Если вы думаете, что в наших расчетах упущены такие показатели, как необходимость содержать водителей, платить за бензин, тратиться на техобслуживание акимовского автопарка, то заверяем вас: мы об этом помним. Подсчитать все это можно, да только жаль газетного места и вашего времени. Потому что, как ни считай, все равно окажется, что проект ГЧП продолжит удивлять, а сакраментальный вопрос, стоит ли овчинка выделки, оставаться актуальным.
В рамках проекта ГЧП указанные на сайте параметры аренды десяти машин экономкласса и одной виповской в сумме дают 385 млн тенге. Это означает, что из упомянутой выше стоимости сервисного контракта (2 млрд 71 млн тенге) остается 1 млрд 686 млн тенге. Как нам рассказал источник, хорошо знающий подноготную договора (свое имя он раскрывать не смеет), это деньги, предназначенные на оплату поездок чиновников на такси. Получается, что ежегодно на эти цели будет уходить более 337 млн тенге. Если средний чек на такси составит даже 2 тыс. тенге, то получится более 160 тысяч поездок в год. Где здесь экономия, фиг его знает, не говоря уже о том, найдется ли в столичном акимате столько чиновников, чтобы осилить договорные обязательства… Впрочем, если столичные финансисты с цифрами в руках докажут, что экономия все-таки есть, мы готовы опубликовать их позицию.
Между тем вполне возможно, что этот проект ГЧП претерпит какие-то изменения, если на него обратит внимание новый аким Нур-Султана Алтай КУЛЬГИНОВ. Он-то наверняка знает, как можно решить транспортную проблему чиновников без особых трат госсредств. Прежде, когда Кульгинов был акимом Западно-Казахстанской области, он передвигался на представительском Audi A8 и в ус не дул. Изготовленная по спецзаказу для тогдашнего главы западноказахстанской администрации машина стоила 56 млн тенге (или 169 тыс. долларов по тогдашнему курсу). Пресс-служба акима в 2017 году подчеркивала: машина приобретена не из средств бюджета, а за счет неких предпринимателей и отдана главе региона в аренду всего за 50 тысяч тенге в месяц. То есть в год на аренду этого лимузина из бюджета уходило всего-то 600 тысяч. И никакого ГЧП!
Стас КИСЕЛЁВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Костанай - Нур-Султан