4742

ГЧП: где чья прибыль?

Костанайские проекты государственно-частного партнерства ничем не лучше тех, что реализуются по всей стране.Но и не хуже, особенно в плане громадья затрачиваемых средств и выгод, получаемых отнюдь не государством.

ГЧП: где чья прибыль?
Palazzo - три в одном: ресторан, отель и спортивная академия.

Журналистскому расследованию ситуации вокруг программ государственно-частного партнерства, или ГЧП (см. “Громадье Чудных Предложений”, “Время” от 1.6.2019 г.), не видать конца и края. Программам этим несть числа, как и деньгам, на них затрачиваемым. Вот почему мы интересовались: если на проекты ГЧП в масштабах страны расходуются триллионы, то стоит ли овчинка выделки? Почему идея ГЧП, которая работает во всем мире, у нас так сильно хромает? А дело в том, что чиновники не хотят париться с тендерами. Им проще провести их под видом трат на “социально важные” контракты. Потом же с чувством глубокого удовлетворения гешефта чуять приближенье…

Я поинтересовался у депутата мажилиса парламента Альберта РАУ, как он воспринял первое расследование “Времени” на тему ГЧП, и выяснил: мажилисмен в целом согласен с нашими выводами.

- Мировая практика государственно-частного партнерства у нас нередко превращается в уход от конкурсных процедур. Бывая в разных городах и наблюдая объекты ГЧП, я всегда интересуюсь: объясните, как схема работает? Мне отвечают, мол, бюджет за три года возместит бизнесу все затраты, и все на этом. А конкурс был? Не было…

Костанайцы перечнем своих программ ГЧП доказывают, что и они не лыком шиты: здесь в рамках вышеназванного партнерства уже заключено 45 договоров на 17 млрд тенге. В целом работа идет с 68 проектами с общей суммой инвестиций более 27 млрд тенге. Попробуем копнуть?

Итак, недавно областное руководство объявило об идее строительства в Костанае нового ледового дворца. Стоимость его должна составить 4,5 млрд тенге. Правда, никто не говорит при этом, что дворец прак­тически станет копией такого же спортивного сооружения, по­явившегося не так давно в Актобе. По нашим сведениям, схожесть здесь феноменальная - всего, что касается архитектуры, затрачиваемых средств и даже подрядчика - словацкой компании Н+H TECHNIKA. Мало кто говорит вслух и о том, что по соседству с новым ледовым дворцом в Костанае уже стоит старый, в реконструкцию которого вложены сотни миллионов…

Понятное дело, что вопрос целесообразности появления грандиозного спортсооружения дис­куссионный. Вполне допускаю: существующий дворец, который был построен всего 17 лет назад, может чем-то не устраивать спортсменов и зрителей. Однако не задать свои вопросы тоже не могу. Тем более что на прошлой неделе стали известны результаты торгов по продаже ледового дворца в Рудном - городе-спутнике Костаная. Так вот, при стартовой цене 103,2 млн тенге продать его удалось всего на 100 тыс. дороже. А ведь костанайскому старому дворцу тоже ищут хозяина и объясняют при этом: мол, надо экономить бюджетные средства, затрачиваемые на содержание этого объекта! Но откуда возьмутся 4,5 “ярда”? Не из бюджета ли? И спорим, что старый дворец продадут даже не за те 700 “лимонов”, вложенных в реконструкцию? А когда придет срок продавать новый, то себестоимость его тоже не отобьют?

Кстати, сумма в 4,5 млрд тенге для Костаная знаковая. Дело в том, что такие же деньги были взяты Костанайской теплоэнергетической компанией (КТЭК) в долг у Европейского банка развития на модернизационные нужды. От промежуточного итога кредитования в Костанае уже воют, ведь тяготы обслуживания кредита тяжким бременем легли на всех клиентов КТЭК! Вот ведь как получилось на фоне то и дело раздающихся с самых высоких трибун требований снизить коммунальные тарифы…

Ну а теперь, внимание, вопрос: стоило ли государственной теплокомпании влезать в долги, чтобы обречь своих клиентов на необходимость разорительных платежей за тепло и горячую воду в столь непростое время? Непомерно высокий тепловой тариф стал катализатором роста цен и других платежей. Быть может, лучше было бы те самые 4,5 млрд вложить в проект модернизации компании КТЭК и не усугублять социальные проблемы?.. А так получилось, что костанайцы ходят ободранные как липки, зато на коньках!

Вообще, основная часть проектов ГЧП почему-то связана со спортом. Особенно с футболом. Когда совсем недавно футбольный клуб “Тобол” стал собственностью местного инвестора, поток бюджетных средств в него не прекратился. Проекты по обслуживанию футбольных нужд просто поперли! И в первую очередь в рамках ГЧП. Крытый манеж “Тобол Арена” стоит 4,5 млрд тенге (опять эта сумма! Заколдованная, что ли?). Спортивный комплекс - 2,5 млрд, Академия футбола - 1 млрд… Вкупе с другими гэчепэшными спортпроектами получается уже 17 “ярдов”.

Но это хоть проекты, которые можно, так сказать, потрогать руками. А ведь есть и более эфемерные вещи, такие как простая аренда зданий и сооружений. И там настоящий Клондайк! Судите сами.

Вот история 2017 года. у обл­управления физкультуры и спорта тогда не было средств на аренду зала для волейбольной команды (между прочим, серебряного призера республиканского чемпионата). Несмотря на скандальность ситуации, местные спортивные чиновники никак не могли наскрести по бюджетным сусекам хотя бы миллион, чтобы обеспечить юным волейболистам площадку для тренировок. Ребятам приходилось заниматься на… набережной реки Тобол!

В то же самое время чиновники заключили договор ГЧП с ТОО “Сервис Центр “Абат”, по которому государство арендовало площадь в рудненском комплексе Futsal Arena для воспитанников ФК “Аят” сроком на 7 лет. То есть при “отсутствии в бюджете лишних денег” управление добровольно подписалось на перечисление “Сервис Центру” более 70 млн тенге в год, а за весь срок - 558 млн! Почему же футболистам разных мастей дают все, а тем же волейболистам - хрен да маленько? Вопрос!.. И вообще, спортсменам ли дают?

Факты таковы: футбольный клуб “Аят” возглавляет бывший начальник ГУ “Рудненский городской отдел физической культуры и спорта” Кайрат КАЗБЕКОВ. Рудненский спортобъект Futsal Arena построен по заказу индивидуального предпринимателя Каната ТАНАКПАЕВА, который является тренером футбольного клуба “Аят”.

Между тем в Костанае есть большой частный спорткомплекс “Казахстан”, владелец которого, по сообщениям прессы, вложил в его возведение всего 150 млн тенге. Стоимость аренды имеющегося там футзала составляет 6-8 тыс. тенге в час. Сравните гэчепэшную стоимость рудненского футзала - 15 тысяч. Эх, широка душевная щедрость костанайских чиновников!

И все же не футболом единым. Здесь еще и академиями живы, пусть и спортивными. Аренда зала Академии силовых единоборств в Костанае в рамках ГЧП обходится государству в 225 млн тенге. Частный партнер государства в данном случае - ИП Турсунов. Его спорт­зал расположен в ресторанно-гостиничном комплексе Palazzo, но просто так в него не попасть. Для постояльцев гостиницы услуги зала бесплатны, а вот вход в него с улицы сделан с обратной стороны. Так что, проезжая мимо этого оте­ля, сразу и не скажешь, что здесь можно спортивно отдохнуть, тем более за госсчет.

Между тем на улице Гашека, где расположен Palazzo, есть еще два спортзала для всех желающих заняться спортом за довольно скромную плату. В Костанае есть вариант и подороже - выстроенный с нуля фитнес-комплекс с годовым абонементом стоимостью 180 тыс. тенге. Правда, нет в нем ни ресторана, ни гостиницы… Может, по этой причине он не связан никакими узами с радетелями ГЧП?

Кратко перечислив взятые нав­скидку объекты ГЧП, заметим, что новый рассказ о более чем странных, с нашей точки зрения, других проектах государственно-частного партнерства еще впереди…

Стас КИСЕЛЁВ, фото автора, Костанай

P.S. Между тем вопросов насчет нового ледового дворца в Костанае становится все больше. Ведь руководитель вышеупомянутой словацкой компании Н+H TECHNIKA Ян ХОВАН угодил в пренеприятнейшую историю. По информации антикоррупционного ведомства, он через бывшего руководителя управления физкультуры и спорта Мангистауской области Сергея ПАХОМОВА передал крупную взятку заместителю акима Мангистауской области Серику АМАНГАЛИЕВУ (см. “Государственно-нечестное партнерство”, “Время” от 8.11.2018 г.).

Компания Хована стала частным партнером государства в проекте строительства в Актау ледового дворца. Сумма взятки, по уточненным официальным данным, составила 120 тыс. евро. Сразу после задержания Хован написал явку с повинной, признав себя взяткодателем. По информации нашего корреспондента в Актау Ланги ЧЕРЕШКАЙТЕ, ход досудебного расследования держится в строгом секрете, однако известно, что экс-чиновнику Амангалиеву уже несколько раз продляли срок содержания под стражей. В пресс-службе специализированного следственного суда Актау сообщили: Пахомову продлен срок содержания под домашним арестом до 20 июня “на период ознакомления с материалами уголовного дела”. То есть до суда уже рукой подать.

Но как же теперь не задаться вопросом: если за ледовый дворец в Мангистау случился откат в 120 тысяч евро (а в целом планировалось 400 тысяч!), то не было ли отката в Актобе, где аналогичный дворец строила фирма того же Хована? И не могло ли случиться такой же истории в Костанае, где Н+H TECHNIKA вступила в партнерство с местными властями?

Как бы то ни было, но… Хотя бы проверить адекватность и справедливость расчетов стоимости ледовых ГЧП-проектов ответственные структуры могли бы, правда? Если бы захотели.

Поделиться
Класснуть