9219

Уж очень не по чину брал

Младший сержант военно-следственного управления МВД по западному региону занимался крупными махинациями благодаря познаниям в цифровизации

Уж очень не по чину брал

Довольно нестандартное для военного суда уголовное дело рассмотрели в Актюбинском гарнизоне: судили младшего сержанта Анияра САДЫКОВА, начальника финансовой службы группы финансового, документационного и тылового обеспечения Западного регионального военно-следственного управления (ЗР ВСУ) МВД. Он не дезертировал, не торговал табельным оружием и даже не избивал подчиненных, как это часто бывает на воинской службе. Финансист банально обчищал казну родного ведомства.

1 июня 2022 года начальник департамента кадровой политики МВД Ораз ЖОЛДАСОВ подписал приказ о назначении Садыкова начальником финслужбы ЗР ВСУ. В соответствии с уставом Вооруженных сил он считается должностным лицом, выполняющим административно-хозяйственные функции.

Анияр согласно возложенным на него обязанностям в мирное и военное время должен был отвечать за финансовое обеспечение и состояние финансового хозяйства, выполнение договорных обязательств в части оплаты труда, обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей, правильную организацию, достоверность бухгалтерского учета и отчетности. Только перечисление его функ­циональных обязанностей в приговоре суда заняло четыре страницы. В общем, ответственная и серьезная должность, несмотря на невысокое звание.

Так вот, едва заступив на службу, Садыков стал придумывать план, как разбогатеть, видимо, оклада не хватало 27-летнему сержанту содержать семью.

Между тем 16 июня 2022 года начальник ЗР ВСУ Тимур ИСАКОВ на случаи, когда он в отпуске или находится на лечении, наделил правом первой подписи своего заместителя. Право второго автографа всегда остается за главным бухгалтером или начальником финансовой службы. Но подписать любой финансовый документ он вправе только после визы первого руководителя или лица, его замещающего, - это нормы закона.

Как позже выяснилось, Анияр Садыков еще и месяца не прослужил, а уже нарушил не только данную им присягу, но и антикоррупционную стратегию.

С первым “ратным подвигом” младший сержант долго мешкать не стал. Как говорится в уголовном деле финансиста, “в июне 2022 года… Садыков А. Т. задался умыслом на совершение хищения чужого имущества, вверенного виновному, в особо крупном размере”.

По данным следствия, Анияр без особых проблем получил доступ к ЭЦП (электронно-цифровая подпись) своего шефа - полковника Исакова. Находясь в своем рабочем кабинете, при подписании платежных документов через ИС (информационная система) Садыков подменил ключ (Kaztoken) с ЭЦП начальника Исакова на такой же ключ (Kaztoken), но уже без ЭЦП первого руководителя. В общем, познания в цифровизации парень использовал на всю катушку.

Дальше следите за руками: получив электронную подпись начальника, Анияр с июня 2022 года по 31 мая 2023-го незаконно перечислял на свои банковские счета казенные деньги. В ходе аудита был выявлен еще один счет, оформленный на знакомого Садыкова БЕКЖИГИТА А. Следствие позже установило: парень даже не догадывался о серых схемах своего знакомого - предприимчивого финансиста из ЗР ВСУ. Бекжигит вообще не имел никакого отношения к Западному региональному управлению, даже не служил там срочную и в штате не состоял.

Лишь спустя почти год (в начале мая 2023-го) полковник Исаков заподозрил своего финансиста в нечистоплотности и по итогам сверки с казначейством Мангистауской области подал рапорт на имя начальника военно-следственного департамента МВД. Специалисты департамента внутреннего аудита полицейского ведомства начали финансовую проверку.

Согласно аудиторскому отчету, который и лег в основу обвинения младшего сержанта, выяснилось, что Садыков необоснованно перечис­лил на собственный счет 19 511 900 тенге. Кроме того, в феврале 2023 года пере­гнал еще 800 тысяч Бекжигиту.

В общей сложности аудиторы МВД насчитали, а судебная экс­пертиза подтвердила, что Анияр похитил из казны родного управления 23 169 894 тенге 63 тиына. Плюс к этой сумме прибавили те самые 800 тысяч, упавшие на счет Бекжигита. Как признался Анияр, деньги он потратил на свои нужды. В частности, еще до аудиторской проверки Садыков, чтобы вернуть в кассу похищенное, не придумал иного пути, кроме как азартного - сделать ставки на интернет-платформе букмекерской конторы Olimp.

Хотя Садыков имел право второй подписи, для махинаций ему обязательно нужна была первая. А к тому времени региональное военно-следственное управление МВД по западному региону возглавил новый начальник - полковник Мухит ДЖАВГАШЕВ. Соответственно, в базе поменяли и ЭЦП первого руководителя. Как и в случае с Исаковым, Садыков запросто, не покидая своего кабинета, подменил в базе ЭЦП Джав­гашева и с июня по сентябрь 2023 года еще опустошил вверенную ему казну. В заключении судебного эксперта говорится: разница между денежными средствами, подлежащими перечислению, и фактически выплаченными (по всем спецификам, с учетом командировочных) младшему сержанту Садыкову составляет 5 910 444 тенге. Проще говоря, поднаторевший на цифровизации финансист загонял на свой счет деньги любыми путями - сам себя отправлял в служебные командировки, премировал за отличные успехи в службе и т. д.

В конце прошлого года уголовное дело по факту неоднократного крупного хищения, совершенного долж­ностным лицом и сопряженного с использованием им своего служебного положения, передали в военный суд Актюбинского гарнизона. Во всех нюансах разбирался судья Рустем КЫДЫРАЛИН. Но еще до начала главных судебных разбирательств Анияр Садыков заключил с первым заместителем главного военного прокурора страны Максатом КАЗИЕВЫМ процессуальное соглашение в форме сделки о признании вины.

Законом предусмотрено, что в случае полного признания вины, искреннего покаяния и еще с десятка чисто юридических тонкостей уголовное дело рассматривается в согласительном производстве. И максимум, что при таком раскладе может дать суд, - половина срока от санкции статьи. Без процессуальной сделки о признании вины Садыкову светило до 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества и пожизненным лишением права работать на госслужбе.

Прокурор просил суд отправить Садыкова в колонию на шесть лет. Судья Кыдыралин учел смягчающим ответственность и наказание обстоятельством чистосердечное раскаяние, наличие на иждивении малолетних детей и добровольное возмещение имущественного ущерба. К слову, когда прозвучал приговор, Анияр Садыков уже никакого отношения к МВД не имел. Успел трудоустроиться на граж­данке.

Военный суд приговорил Садыкова к шести годам колонии общего режима, лишил воинского звания, но конфискацию имущества не применил. Однако запретил пожизненно работать на государственной службе и в правоохранительных органах. А еще взыскал с Садыкова в фонд компенсации потерпевших принудительный платеж в сумме 61 260 тенге.

Судя по дальнейшему развитию событий, все стороны остались довольны этим вердиктом суда. Вот только если бы свои цифровые познания Садыков применял на пользу государства, мог бы со временем стать большим начальником, ведь, похоже, нынешние полковники не очень дружат с цифровизацией…

Тохнияз КУЧУКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть