Частное детективное слово
В Казахстане предпринимается еще одна попытка узаконить частный сыск, которого официально нет, хотя по факту детективы работают.
В столице на площадке Института парламентаризма прошел круглый стол, где эксперты обсудили проблемные вопросы и перспективы законодательного регулирования частной детективной деятельности.
Надо сказать, история этих вопросов и перспектив в нашей стране достаточно долга и анекдотична. Еще в 2010 году тогдашний президент республики поручил разработать законопроект о частной детективной деятельности. Процесс занял пять лет, но в итоге Минюст родил документ, который позволял всего лишь наделять сыщиков правом делать запросы в официальные органы и допрашивать граждан с их согласия. Документ получился откровенно издевательским, поскольку оба эти права и так гарантированы Конституцией. Но мажилис все же принял его в первом чтении, правда, дальше дело не пошло.
И хотя деятельность частных сыщиков у нас до сих пор не регламентируется, она есть.
- Мы работаем как консультанты, анализируем информацию из открытых источников, - объясняет председатель исполнительного совета ОО “Эксперты безопасности “Калкан” Рустам МИРЗАБАЕВ. - При этом, разумеется, действуем в рамках существующих законов, которых у нас в стране очень много, регламентирующих жизнь граждан.
Нынешний проект закона разрабатывается депутатами и Институтом парламентаризма с привлечением ученых и экспертов. Разработчики предлагают ввести лицензирование частной детективной деятельности и установить для частных детективов следующие требования: возрастной ценз, наличие высшего юридического образования, стаж работы в схожих областях деятельности на территории страны, отсутствие судимости и уголовного преследования. Кроме того, претендент на получение лицензии должен не работать на госслужбе и не быть клиентом психоневрологических и наркоклиник.
Сфера деятельности частных сыщиков тоже должна быть значительно расширена по сравнению с примитивным законопроектом 2015 года. Пока предполагается так: детективные агентства смогут оказывать такие виды услуг, как сбор информации по поручению заказчика для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров, поиск без вести пропавших и объявленных в розыск лиц, а также поиск утраченного имущества.
Кроме того, в представленной концепции проекта обращают на себя внимание положения о ведении наблюдения, в том числе с использованием технических средств, а также возможность внешнего осмотра зданий, помещений, участков местности, транспортных средств и других объектов для получения необходимой информации. Иначе говоря, детективов предлагается допустить до слежки.
Но все же основной акцент там делается на сборе информации, касающейся коммерческих партнеров заказчика.
“По существу, детективная деятельность предоставляет возможность выбора гражданином способа защиты его законных интересов, поэтому является необходимым элементом демократического общества и эффективного рыночного хозяйства”, - отмечают разработчики концепции.
- Этот закон окажет мультипликативный эффект, - считает профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Евразийского национального университета им. Л. Гумилёва Арыстан АХПАНОВ. - Во-первых, мы снимем социальное напряжение в обществе в разных сферах. Например, возьмем сферу бизнеса: мы должны иметь возможность получать дополнительную информацию о контрагентах при заключении контрактов. Далее - поиск людей и в целом сфера борьбы с преступностью. Без сомнения, повысится раскрываемость, потому что сейчас в фокусе внимания следственных органов находятся только тяжкие и особо тяжкие преступления, а их не более 15 процентов. Остальные 85 процентов преступлений практически не расследуются. Вот их могут взять на себя частные детективы.
В то же время, подчеркивает профессор, любая деятельность, связанная с возможностью ограничения прав граждан или развернутая в такой деликатной сфере, как вторжение в частную жизнь, должна четко контролироваться в правовом поле. С этой точки зрения с принятием такого закона, по его мнению, у нас уже запаздывают лет на 20.
Владислав ШПАКОВ, Астана