6174

Сложный процесс

В Атырау закончился судебный процесс по делу бывшего заместителя акима области Нурлана ТАУБАЕВА и экс-начальника управления строительства Тимура БАСАРОВА. Теперь осталось лишь огласить приговор.

Сложный процесс
Нурлан ТАУБАЕВ (слева) и Тимур БАСАРОВ.

Судебное разбирательство продолжалось более года. И надо отдать должное судье Зареме ХАМИДУЛЛИНОЙ - она очень тщательно отнеслась ко всем просьбам и ходатайствам участников процесса, выслушала всех свидетелей и стоически перенесла допрос потерпевшего, бизнесмена Айбека ТЛЕМИСОВА, продолжавшегося полтора месяца! Вряд ли у кого-то язык повернется сказать, что судья отнеслась к делу поверхностно. Вместе с ней эти материалы изу­чил и корреспондент “Времени”.

О задержании Нурлана Таубаева и Тимура Басарова стало известно еще осенью 2020 года. Сразу же появились подробности случившегося: антикоррупционная служба заподозрила госслужащих в вымогательстве денег у предпринимателя Айбека Тлемисова, который получил заказ от ТОО “Тенгизшевройл” (ТШО) на строительство ковидного госпиталя. Ему угрожали, что начнут вставлять палки в колеса и всячески мешать работе. Бизнесмен написал заявление в антикор, после чего его снабдили специальным оборудованием и он смог зафиксировать разговоры с Басаровым по поводу взятки. А при передаче денег начальника управления строительства задержали.

В ходе судебного разбирательства выяснилось, что борцы с коррупцией приехали задерживать замакима еще до того, как его подчиненный был уличен в получении взятки. То есть преступление еще не произошло, а Нурлана Таубаева за него уже привлекли (см. “Заранее не подставляют”, “Время” от 8.12.2021 г.).

Еще один важный момент - какое именно преступление могли совершить чиновники? Антикор обвинил их в получении взятки путем вымогательства в особо крупном размере. Но ведь такое деяние предполагает, что госслужащие должны были пообещать или оказать взамен конкретную услугу. По версии следствия, у бизнесмена попросили деньги за “общее покровительство”.

Однако в ходе разбирательства выяснилось, что на самом деле сотрудники областного акимата никак не могли повлиять на ход строительства ковидного госпиталя. Оказалось, что проект находился под полным контролем ТШО, что подтвердили топ-менеджеры компании. А местные гос­органы лишь принимали объект на свой баланс после окончания всех работ. Проще говоря, Таубаев и Басаров просто не могли помешать Тлемисову построить больницу, да и помочь ему в каких-то вопросах тоже было выше их возможностей.

То есть фактически чиновники могли просто обмануть предпринимателя, надавить на него своим авторитетом, пригрозить проблемами, но на самом деле их функциональные обязанности не позволяли им вмешаться в ход строительства госпиталя. Со стороны это выглядит как банальный развод. Поэтому подобные действия можно квалифицировать не как получение взятки, а скорее, как мошенничество. В таких случаях чиновников за подобные выкрутасы судят как за злоупотребление должностными полномочиями.

Еще один интересный момент: несмотря на задержание Таубаева и Басарова, бизнесмен Тлемисов в итоге строил больницу вместо 80 дней почти год, а стоимость проекта за это время увеличилась с 6 до 9 миллиардов тенге. Но ведь никто коммерсанту уже не мешал, почему же произошло отставание от графика и такое дикое удорожание? (см. “Два счетчика”, “Время” от 1.9.2021 г.).

Не менее интересно, какие доказательства были изучены в суде. Оказалось, что вина Тимура Басарова полностью подтверждена - его не просто взяли с деньгами, но еще и записали, как он обсуждает с потерпевшим сумму вознаграждения. Более того, экс-начальник управления строительства сразу после задержания дал показания, что, дескать, нес деньги своему руководству, то есть мгновенно сдал Таубаева. Однако позже Басаров отказался от своих слов, заявив, что на него было оказано давление со стороны сотрудников антикора.

Айбек Тлемисов записал разговор и с самим Таубаевым, однако там они накоротке обсудили лишь цифру “7”. Бизнесмен утверждает: речь идет о проценте от стоимости больницы, а замакима настаивает, что просил предпринимателя через Басарова купить для медучреждений области семь аппаратов ИВЛ. Все эти события происходили летом 2020 года, в самый разгар пандемии, когда люди массово умирали в больницах из-за нехватки лекарств и оборудования. Этой версии подсудимые придерживались больше года (см. “Загадочное число”, “Время” от 23.12.2020 г.).

И под самый занавес процесса Тимур Басаров неожиданно поменял позицию. Уроженец Уральска, перебравшийся в свое время в Атырау вслед за тогдашним акимом области Нурланом НОГАЕВЫМ, перед прениями заявил, что он действовал по указанию Таубаева, то есть деньги у бизнесмена брал для него. Басаров и его защитники попросили переквалифицировать обвинение на статью 368 Уголовного кодекса “посредничество во взяточничестве”. Наказание за это преступление - до 6 лет лишения свободы, но в большинстве случаев осужденных за него штрафуют. Что интересно, прокуроры позицию Басарова не поддержали и не просили изменить ему статью.

Маленький штрих к портрету Басарова: как рассказала дочь Нурлана Таубаева, признанная его общественным защитником, ее семья все эти полтора года вози­ла передачи не только отцу, но и его коллеге. Просто ближайшие родственники Басарова живут в Уральске и они никак не могли обеспечить его горячей пищей, поэтому семья Таубаевых взяла на себя заботу о бывшем начальнике управления строительства. А он в ответ дважды изменил показания и в итоге выступил на стороне обвинения.

А самые любопытные вещи рассказал в суде сам Нурлан Таубаев. Заместитель акима Атырауской области с самого начала утверждал, что ни в чем не виновен и его подставили. А потом смог предоставить доказательства своей версии. Корреспонденту “Времени” чиновник прямо в зале заседаний передал детализацию звонков Айбека Тлемисова, написавшего на него заявление в антикоррупционную службу.

Есть в этом деле такая интересная деталь: оказалось, что бизнесмен несколько раз созванивался с сотрудником антикора Русланом ЖАУДИНЫМ до того, как началось расследование! Получается, потерпевший и борец с коррупцией могли заранее спланировать операцию по дискредитации чиновников? И вот ведь будет казус, если вдруг выяснится, что Тлемисов действительно сотрудничает с органами и где-нибудь на просторах интернета всплывет его карточка агента антикоррупционной службы. Тем более известны случаи, когда борцы с коррупцией разрабатывали многоходовые схемы по провокации высокопоставленных госслужащих.

Так было, например, в столице, где группу чиновников, в том числе заместителя начальника департамента госдоходов города обвинили в получении взятки и отправили в изолятор. Правда, позже выяснилось, что дело сфабриковано. За это поплатились сами сотрудники антикора, трое из которых были осуждены на разные сроки, а один из них скончался в следственном изоляторе. Что интересно, президент страны после ряда подобных случаев потребовал ввести уголовную ответственность за провокацию преступлений, и в Уголовном кодексе даже появилась соответствующая статья (см. “Эффект бумеранга”, “Время” от 2.2.2021 г.).

Одним словом, теперь судье Зареме Хамидуллиной предстоит сделать сложный выбор: она может осудить Таубаева и Басарова за взятку, признать их виновными в мошенничестве или злоупотреб­лении либо вообще оправдать в связи с провокацией со стороны антикора. Ждем развязки.

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть