Два счётчика
“Тенгизшевройл” переплатил за строительство модульного инфекционного госпиталя почти в два раза - изначальная стоимость больницы возросла с 5,9 миллиарда до 9,3, нов компании не комментируют эти факты
Наша республика уже почти полтора года ведет борьбу с распространением коронавирусной инфекции. Правительство закупает необходимые лекарства и вакцины, полностью берет на себя расходы по лечению зараженных, а еще оплачивает строительство новых модульных больниц, поскольку в стационарных медучреждениях мест не хватает. Первый конструктор на 280 койко-мест возвела в Алматы известная строительная компания BI-Group за 5,5 миллиарда тенге. Госпиталь сдали “под ключ” со всем необходимым оборудованием и мебелью. Однако цена проекта несколько смутила антикоррупционную службу, заявившую в начале 2021 года о проведении расследования в связи с возможным хищением средств, выделенных на стройку. Но позже выяснилось, что 5,5 миллиарда - это далеко не предел. Например, в Атырауской области точно такой же проект реализовали за счет спонсора - ТОО “Тенгизшевройл”. При этом госпиталь на 200 мест в нефтяном регионе, возведенный по алматинскому эскизу, обошелся в 9,3 миллиарда, а срок сдачи объекта вырос с 3 месяцев до 12!
Впервые о новой инфекционной больнице в городе Кульсары, что в Жылыойском районе Атырауской области, заговорили в прошлом году. Место это выбрано не случайно. Именно здесь кипит нефтяная жизнь региона, неподалеку находятся несколько крупных месторождений, в том числе и Тенгиз, где добычей занимается ТОО “Тенгизшевройл” - совместное предприятие двух американских, одной российской и одной казахстанской компаний. И именно вахтовый поселок ТШО стал главным очагом заражения ковидом в Атырауской области. По итогам 2020 года 70 процентов всех заболевших коронавирусом в регионе оказались работниками месторождения Тенгиз, поэтому интересы местных властей и топ-менеджеров “Тенгизшевройла” совпали: компании нужна инфекционная больница в непосредственной близости от своего производства, чтобы изолировать больных при первых симптомах, а не возить каждого за 200 километров в Атырау.
Изначально ТШО планировал профинансировать строительство госпиталя на 75 коек. По крайней мере, именно этот проект включили в спонсорскую программу компании под названием “Игилик”. Построить модульную больницу поручили ТОО “Бекболатовтар Курылыс Компаниясы”. Но уже летом 2020 года стало ясно, что 75 мест недостаточно. В Кульсары и его окрестностях проживают порядка 60 тысяч человек, а на Тенгизе одновременно могут находиться еще 40-50 тысяч. Поэтому на специальном совещании с участием вице-премьера решили, что госпиталь нужно строить на 200 коек.
Реализацию проекта доверили все тому же подрядчику. В “Тенгизшевройле” решили не заморачиваться проведением тендера, а собрали ценовые предложения на рынке. Кроме победителя свои цифры прислали еще две компании. Но самое выгодное предложение поступило от “Бекболатовтар Курылыс Компаниясы” - 5,9 миллиарда тенге и 90 дней на все про все. Это чуть дороже, чем алматинский модульный госпиталь, но дешевле, чем у конкурентов. Фирме тут же выгнали аванс, и начались работы.
А потом случился громкий коррупционный скандал с участием заместителя акима Атырауской области Нурлана ТАУБАЕВА и руководителя управления строительства Тимура БАСАРОВА. Обоих задержали по подозрению в получении взятки от Айбека ТЛЕМИСОВА, руководителя подрядной организации, строившей госпиталь. По версии следствия, чиновники вымогали у строителей семь процентов от контракта. При передаче денег был задержан Басаров, позже взяли и Таубаева. Оба отрицают вину, а заместитель акима утверждает, что действительно просил у Тлемисова семь, но не процентов, а аппаратов ИВЛ. Происходило это в период, когда в регионе одновременно болели сотни человек, медицинского оборудования не хватало, вот чиновники и пошли к бизнесменам за спонсорской помощью.
После того как Таубаев и Басаров оказались в следственном изоляторе, строительство модульного госпиталя резко подорожало. Якобы подрядчику пришлось выполнить больше работ, чем запланировано. В ТОО “Тенгизшевройл” не стали оспаривать удорожание - поступающие акты из “Бекболатовтар Курылыс Компаниясы” нефтяники принимали и оплачивали без разговоров. В итоге компания, предложившая построить больницу по самой низкой цене, получила на реализацию проекта примерно на 40 процентов больше, чем задумывалось изначально!
В ТШО без особого труда нашли дополнительные средства на оплату возросших аппетитов подрядчика: заключили со своими партнерами соглашение, и еще восемь компаний закрыли разницу. Это же больница для всех, особенно в такое сложное время, когда ежедневно в стране умирают от ковида 150 человек. Не время считать деньги, надо спасать выживших. Видимо, так посчитали в “Тенгизшевройле”, поэтому без проблем согласились переплатить три с лишним миллиарда.
Выяснилось это совершенно случайно. В ходе судебного процесса по делу Таубаева и Басарова сторона обвинения пригласила свидетелем руководителя проекта “Игилик” ТОО “Тенгизшевройл” Омара АБДИЕВА. Он и рассказал, что изначально на больницу заложили 10 миллионов долларов (чуть более 4 миллиардов тенге), но позже планы скорректировали. И именно Абдиев заявил, что изначально подрядчик обещал построить больницу на 200 мест за 5,9 миллиарда и 90 дней. Почему в итоге стройка продолжалась целый год и обошлась в 9,3 миллиарда, сотрудник ТШО ответить затруднился.
А еще в том же суде стало известно, что построили инфекционный стационар… на чужой земле! Акимат обещал договориться с собственником участка площадью четыре гектара, но не смог этого сделать. В итоге спор продолжился в экономическом суде, обязавшем госорган заплатить владельцу земли 50 миллионов тенге. Потерпевший Айбек Тлемисов рассказал, что госпиталь был настолько важен для Атырауской области, что строить его компании позволили без официального разрешения, без проектно-сметной документации и без госэкспертизы. По сути, на руках у подрядчика был лишь эскиз алматинского госпиталя BI-Group на 280 коек за 5,5 миллиарда. Правда, в Атырауской области число мест в больнице сократили, зато увеличили платежную ведомость процентов на 40.
Что мы имеем в итоге? Больницу действительно достроили - 8 августа туда съездили аким региона Махамбет ДОСМУХАМБЕТОВ и нынешний гендиректор ТШО Кевин ЛАЙОН. Наверное, высокие гости рассчитывали увидеть золотые унитазы и шелковые простыни, но, увы, они выявили множество недоделок: неправильно подключена система вентиляции, нет лифта для подъема больных на второй этаж, есть нарекания и к общежитию, где должны жить врачи. И это за 9,3 миллиарда и целый год ожидания! Обещали построить быстро и дешево, но получилось долго и дорого, да еще на чужой земле и без разрешения на строительство.
Редакция попыталась выяснить у местных властей и руководства ТОО “Тенгизшевройл”, почему ковидный госпиталь так подорожал, а строительство прошло с многочисленными нарушениями. В акимате области в ответ на официальный запрос нам посоветовали обратиться в компанию, оплатившую счета, а в ТШО сообщили, что поскольку продолжается судебный процесс по уголовному делу, никакой информации нефтяники предоставить не могут.
Ну и самое главное: заинтересуются ли правоохранительные органы возросшими аппетитами ТОО “Бекболатовтар Курылыс Компаниясы”? Ведь это как минимум подозрительно - фирма предлагает построить социально важный объект по самой низкой цене, но затем резко взвинчивает свои запросы. И при этом в ТШО никто не спорит, а с готовностью переплачивают почти 3,5 миллиарда. Понятно, что “Тенгизшевройл” - частное предприятие, которое может тратить деньги как угодно. Но в акционерах есть еще национальная компания “Казмунайгаз”, то есть в некотором роде это и мы с вами переплатили за госпиталь. В чьи карманы ушла разница, - основной вопрос.
Кто же стоит за фирмой, без тендера получившей такой сладкий заказ и по деньгам, и по срокам? Кстати, заместитель акима Таубаев в суде заявил, что его уголовное дело - это провокация, он выступал против удорожания проекта и именно после его задержания оно и произошло.
А если отечественные борцы с экономическими преступлениями и коррупцией не проявят должного интереса к этой ситуации, то, быть может, нам следует обратиться за помощью в Вашингтон? В США уже много лет действует закон о борьбе с коррупцией в международной деятельности, согласно которому американцы могут расследовать преступления, совершенные не только своими гражданами, но и сотрудниками компаний, связанных с США. У ТШО как раз два владельца из четырех - американские предприятия.
И если в нашем “Казмунайгазе” могут махнуть рукой на возросшие расходы по спонсорскому проекту, то в Chevron и ExxonMobil переплата восьми миллионов долларов наверняка вызовет интерес. А вдруг эти деньги стали взяткой кому-то из чиновников? Ведь не случайно госпиталь построили с многочисленными нарушениями, без разрешительных документов и госэкспертизы, и никто этого даже не заметил.
Вот и получается, что в нашей стране борьба с ковидом стала невероятно прибыльным бизнесом для избранных. И даже пропагандирующие борьбу с коррупцией американцы в этом участвуют.
Михаил КОЗАЧКОВ, фото с сайта azh.kz, Алматы