10995

Эффект бумеранга

Два года понадобилось следствию и судам, чтобы поставить точку в деле столичных сотрудников антикоррупционной службы, обвиненных в провокациях, пытках, доведении до самоубийства, фальсификации материалов уголовного дела и ложном доносе. Недавно Верховный суд вынес окончательное решение.

Эффект бумеранга

Дело Шынгыса МЫРЗАХМЕТОВА, Ержана ЖАКУПОВА, Бауржана КЕРИМБЕКОВА и Рустема ЕРЛАНУЛЫ можно назвать по-настоящему уникальным. Генеральной прокуратуре с большим трудом, но все же удалось доказать, что сотрудники антикоррупционной службы совершали должностные преступления, чтобы подставить госслужащих и отправить невинных людей за решетку.

А началось все два года назад, когда в декабре 2018-го стало известно о блестящей операции антикора по разоблачению взяточников в аэропорту Астаны. Якобы местные таможенники взяли деньги у контрабандистов, чтобы позволить им беспрепятственно ввезти в страну партию золотых изделий (см. "Не в дружбу, а в службу", "Время" от 5.11.18 г.). Борцы с коррупцией тут же закрыли в СИЗО специалиста таможенного поста, его руководителя и заместителя начальника ДГД столицы Кайрата ДЖУМАГУЛОВА.

Когда же дело начали изучать в прокуратуре, то возникли сомнения, что в нем не все так очевидно. Можно сказать, что таможенникам в некотором роде повезло - их многочисленные жалобы были услышаны и расследование начали уже в отношении сотрудников антикора (см. "А ты не провоцируй!", "Время" от 14.11.2018 г.).

И вот спустя полгода после задержания все обвинения с сотрудников ДГД были сняты, а дело борцов с коррупцией взяли под особый контроль.

В начале 2020 года Шынгыс Мырзахметов, Ержан Жакупов, Бауржан Керимбеков и Рустем Ерланулы предстали перед судом. Следствие установило, что они не только спровоцировали на дачу взятки таможенников, но и совершили преступления против сотрудника полиции и начальника инспекции транспортного контроля. По сути, это означало, что в столичной антикоррупционной службе подставы поставили на поток (см. "За что боролись…", "Время" 20.1.2020 г.).

Суд первой инстанции доказал вину Мырзахметова, Жакупова и Ерланулы. Первые двое получили реальные сроки - 6 лет и 5 лет 6 месяцев соответственно, а Ерланулы - два года ограничения свободы. Четвертый подсудимый Керимбеков скончался в следственном изоляторе до оглашения приговора.

Но это еще был не конец схватки. В ноябре приговор первой инстанции был пересмотрен в горсуде, где тройка судей решила, что к борцам с коррупцией можно применить статью 55 Уголовного кодекса, то есть назначить наказание ниже низшего предела. В результате Мырзахметов и Жакупов получили по 2 года колонии-поселения, а Ерланулы вообще оказался оправдан (см. "За заслуги перед Отечеством", "Время" от 4.11.2020 г.).

И вот наконец дело рассмотрели в Верховном суде. Генеральный прокурор Гизат НУРДАУЛЕТОВ обратился с протестом, требуя вернуть приговор первой инстанции. Его аргументы оказались весьма убедительными, и пятерка судей согласилась, что 2 года колонии минимальной безопасности слишком мало для Мырзахметова и Жакупова, уличенных в целом ряде преступлений, в том числе пытках и доведении до самоубийства. Оба в итоге проведут за решеткой столько, сколько отмерил Есильский райсуд Нур-Султана - 6 лет и 5,5 года соответственно.

Что касается Рустема Ерланулы, оправдательный приговор ему тоже отменен. Его дело еще раз рассмотрят в апелляционной инстанции.

Можно сказать, что теперь справедливость восторжествовала, а произошло это благодаря последовательной позиции Генеральной прокуратуры. Во-первых, именно спецпрокуратура расследовала преступления борцов с коррупцией, а во-вторых, надзорный орган настойчиво добивался наказания, соразмерного содеянному.

И еще один маленький нюанс: коллегия Верховного суда установила, что апелляция горсуда Нур-Султана не должна была смягчать наказание Мырзахметову и Жакупову, а также оправдывать Ерланулы. Получается, в апелляции вынесли заведомо неправосудный приговор? А это, на секундочку, 418-я статья Уголовного кодекса, за которую можно получить и 5, и 10 лет лишения свободы.

Михаил КОЗАЧКОВ, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть