Заранее не подставляют
Удивительное открытие случилось в Атырауском межрайонном суде по уголовным делам, где проходит процесс по делу первого заместителя акима области Нурлана ТАУБАЕВА, которого обвиняют в получении взятки. Благодаря опросу руководителя следственной группы Олжаса ТОБАШЕВА стало известно, что высокопоставленного чиновника задержали… до того, как произошло преступление!
Первый заместитель главы региона Нурлан Таубаев находится за решеткой с 10 сентября 2020 года. Именно в тот день сотрудники антикоррупционной службы, специально прибывшие в Атырау из столицы, взяли его по подозрению в получении взятки. И поначалу все выглядело весьма логично: в материалах уголовного дела есть доказательства, что ранее чиновник вместе с начальником управления строительства Тимуром БАСАРОВЫМ неоднократно общались с руководителем строительной компании, выигравшей крупный тендер компании “Тенгизшевройл” (ТШО).По версии следствия, госслужащие собирались отщипнуть часть от 5,9 миллиарда тенге, оценив свою долю в 7 процентов.
Однако при тщательном изучении материалов уголовного дела становится ясно, что борцы с коррупцией несколько поспешили с выводами и действиями. Таубаева они задержали заранее, то есть до того момента, как Басарову отдали сумку с деньгами. А еще оказалось, что руководитель следственной группы вообще не мог знать, что чиновники у кого-то просят деньги - материалы следственно-оперативных мероприятий и негласных следственных действий ему передали уже после того, как были произведены задержания. И наконец, еще одна интрига: узнать от своих атырауских коллег о готовящемся преступлении Олжас Тобашев тоже не мог, поскольку и он, и его подчиненные тайно прибыли в Атырау и в целях конспирации ни с кем не общались!
В это трудно поверить, но судебные разбирательства по делу Нурлана Таубаева и Тимура Басарова продолжаются уже год. Впервые материалы попали к Фемиде в декабре 2020-го, однако затем их вернули в прокуратуру для устранения различных нарушений. В феврале этого года дело вернулось к судье Зареме ХАМИДУЛЛИНОЙ. За этот год Таубаев уже попадал в больницу в тяжелом состоянии, лечился и один из прокуроров, а недавно заболела и судья. И чем дольше тянется разбирательство, тем понятнее, что в этом деле не все так очевидно, как казалось на первый взгляд.
Изначально чиновников обвинили в вымогательстве взятки. Борцы с коррупцией отслеживали их действия длительное время - оба встречались с Айбеком ТЛЕМИСОВЫМ, заместителем директора ТОО “Бекболатовтар Курылыс Компаниясы”. Именно эта фирма должна была строить модульный ковидный госпиталь в Атырауской области, в непосредственной близости от месторождения “Тенгиз”. Стоимость проекта - 5,9 миллиарда, но при этом короткий срок исполнения - всего три месяца.
И вот, как решили в антикоре, Таубаев и Басаров положили глаз на часть денег. Тлемисов написал заявление, после чего его снабдили оборудованием, и он зафиксировал разговоры, в которых заместитель акима почему-то ни разу не произнес слов “тенге” или “доллары”, на худой конец “евро”. Он назвал цифру “7” и позже заявил, что просил купить в помощь региону именно такое число аппаратов ИВЛ, но следователи посчитали, что речь идет о семи процентах от суммы тендера. А в случае отказа у строителей могли бы начаться серьезные проблемы (см. “Загадочное число”, “Время” от 24.12.2020 г.).
Больницу в итоге построили за 9,3 миллиарда, потратив на это год, то есть получилось почти в два раза дороже и в четыре раза дольше. При этом Таубаев и Басаров помешать строительству никак не могли, поскольку с
10 сентября находятся в СИЗО и Айбеку Тлемисову ничем не угрожают. Кстати, что именно обещали сделать чиновники честному бизнесмену, тоже разбирались в суде, как раз с помощью руководителя следственной группы Олжаса Тобашева.
Следствие остановилось на версии, что заместитель акима мог помешать ТОО “Бекболатовтар Курылыс Компаниясы” заключить договор с ТШО и таким образом оставить коммерсантов без крупного заказа. Нет отката - нет заказа. Но уже в суде выяснилось, что контракт был подписан еще 3 августа 2020 года, а уголовное дело зарегистрировали
2 сентября, то есть почти на месяц позже! Но как тогда замакима мог повлиять на заключение уже подписанного контракта?
- Вы могли повлиять на работников ТШО, чтобы расторгнуть договор, - не моргнув глазом, заявил руководитель следственной группы Тобашев.
После этого адвокат Игорь ВРАНЧЕВ попытался уточнить, откуда у борца с коррупцией появилась такая версия. Может быть, это сообщил кто-то из сотрудников ТШО? Нет, тем более допрошен был лишь один человек из компании. Заявлял ли он о давлении со стороны Таубаева по другим проектам? Нет, не заявлял. Задавался ли ему такой вопрос? Нет, не задавался. Так почему же заместитель акима вдруг должен был вмешаться в работу крупнейшего налогоплательщика страны?
- В силу своих должностных полномочий, - уверенно ответил Тобашев. - Он как первый руководитель, как первый замакима области в силу должностных полномочий может оказать влияние на расторжение договора, на ТШО в том числе.
- Скажите, в какой части его должностных инструкций это сказано? - спросил адвокат.
- В должностных инструкциях это не указано, но я говорю о том, что в силу должностных полномочий.
- Где в должностной инструкции Таубаева указано, что он может вмешаться в договорные отношения ТШО? - настаивал Вранчев.
- Он, как непосредственно курирующий управление строительства, в силу должностных полномочий может оказать влияние, - не сдавался антикоровец.
- Это ваше предположение, догадка? - уточнял адвокат.
- Не предположение, не догадка, - стоял на своем следователь. И вдруг его словно озарило: - Это мое мнение!
Вот так! Люди сидят по 15 месяцев, потому что у сотрудника Агентства по противодействию коррупции сложилось мнение. При этом в суде ранее допрашивали двух высокопоставленных сотрудников ТШО, и оба заявили, что акимат никогда не вмешивался в выбор поставщиков и уж тем более не требовал разорвать контракт с одним из них. Версия следователя Тобашева затрещала по швам…
Не менее интересной получилась беседа, связанная со временем задержания Нурлана Таубаева. Борцов с коррупцией отправили за ним примерно в 13.30 по атыраускому времени 10 сентября 2020 года. В 14.30 его доставили в местный антикор, но при этом Тимур Басаров встречался с Айбеком Тлемисовым примерно в 14.58. По крайней мере, так указано в протоколе. Получается, Таубаева антикор взял еще до того, как случилась передача денег и произошло преступление! Но почему тогда Таубаева судят за получение взятки, если он физически не мог дотянуться до денег, поскольку к этому моменту уже был под контролем антикора?! Кстати, по рассказу Таубаева, следователь ему поначалу объяснил, что тоже не видит состава этого преступления!
- Я подавал заявление, что Тобашев вымогал у меня 100 тысяч долларов, - заявил Таубаев в суде. - Для этого он принес мне выписки из УК и заявил, что да, он не усматривает в моих действиях статью 366 (“получение взятки”. - М. К.), он усматривает (под большим вопросом) статью 361 - “превышение полномочий”. И вымогал у меня деньги за это. Я просил возбудить уголовное дело и выявить тех, кто приносил мне эти выписки, сделать тест ДНК, потожировые выделения. Антикоррупционная служба мне на одном листочке ответ дала, что не усматривается (видимо, состава преступления. - М. К.).
Наконец с большим трудом удалось разобраться, при каких обстоятельствах был задержан Тимур Басаров. Начальника управления строительства, согласно материалам уголовного дела, взяли с поличным, когда Айбек Тлемисов в своей машине отдал ему сумку со 185 миллионами тенге, после чего потерпевший сразу уехал, его никто не допрашивал. Но по каким-то причинам оперативная съемка не зафиксировала Басарова с сумкой в руке. На видео его держат два оперативника, а сумка стоит рядом со следователем Тобашевым, но не с Басаровым.
Также выяснилось, что один из оперов, прибежавших ловить начупра, почему-то не был включен в состав следственно-оперативной группы. Всего в нее вошли 17 сотрудников антикора, но на ключевое следственное действие по задержанию подозреваемого с поличным почему-то поехал человек, не имевший на это права. Позже оказалось, что в следственных действиях участвовал еще один опер, также не включенный в состав СОГ.
- Если в постановлении о создании и изменении следственной оперативной группы они не имеются, то по моему устному поручению участвуют в следственном действии, - попытался выкрутиться следователь Тобашев, но не смог назвать статью Уголовно-процессуального кодекса, разрешающую ему такие действия.
Опрос следователя еще не завершен, но его уже несколько раз ловили на противоречащих друг другу показаниях и явных нарушениях. А люди тем временем сидят, правда, непонятно за что: получение взятки или все-таки превышение должностных полномочий?
Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы