1696

Ну что же вы? Творите!

За четверть века, что прошло с момента переноса столицы в Астану, город претерпел колоссальные изменения. Причем дело касается не только его административной роли и изменения размеров. Все это время в Астане непрерывно менялась атмосфера, ощущение жизни, ритм и стиль. О том, как и кем будет продолжен процесс преображения столицы, “Времени” рассказала специалист центра по развитию креативных индустрий акимата Астаны Эльмира САРСЕНАЛИЕВА.

Ну что же вы? Творите!
Фото Владимира ЗАИКИНА.

- Собственно говоря, что такое креативные индустрии?

- Это понятие появилось совсем недавно, но под ним подразумевается то, что уже давно известно: культурный рынок, диджитал, арт и так далее. В мировой практике насчитывается 14 направлений креативных индустрий. В частности, это визуальные искусства, такие как музыка или театр, де­ятельность библиотек, галерей и музеев. Художники, дизайнеры, мода, различные ремесла, IT-разработки, компьютерные игры - все это тоже креативные индустрии.

В Казахстане сейчас хорошо развиты семь-восемь направлений. Большей частью это как раз визуальное искусство: кино, музыка, арт… Активно развиваются мода и высокие технологии.

- Насколько велик у нас этот рынок?

- Дело в том, что до сих пор продолжается разработка по общему классификатору видов экономической деятельности: кто именно из предпринимателей относится к креативной индустрии. Сейчас можно сказать, что в теневом рынке находится около 400 тысяч представителей этой отрасли.

Однако нужно отметить, что креативные индустрии развиваются во всем мире уже продолжительное время. У нас же внимание этому уделяется лишь последние два года и пока все находится на уровне исследований рынка. Необходимо узнать запрос креативщиков: что им нужно для развития, какие механизмы применять? Но даже сейчас понятно, что у креативных индустрий очень большие перспективы, поскольку они являются одним из драйверов экономики страны.

- Какие-нибудь яркие проекты за эти два года реализованы?

- Было очень много проектов, я даже не возьмусь сейчас перечис­лять, это и кино, и музыка… Вообще, примеры креативной индустрии повсюду. Если мы возьмем символ Астаны “Байтерек”, то это тоже такое проявление, хотя, казалось бы, это архитектурное со­оружение. Но “Байтерек” построен с использованием национального кода, в него заложен особый смысл, который можно считывать, а не просто использовать этот объект как смотровую площадку.

- С какими проблемами креативная индустрия чаще всего сталкивается в Астане? Климат, нехватка специалистов или что-то еще?

- На самом деле и климат вполне нормальный, и творческих личностей достаточно. Не хватает нет­воркинг-площадок для общения, нет некой экосистемы, погрузившись в которую креативщики бы знали, кто присутствует на этом рынке и что востребовано на данный момент, могли бы делиться информацией, дискутировать.

На мой взгляд, проблема в том, что все сейчас находятся в тени, мало кто знаком друг с другом. Хотя есть, скажем, узкие группы пиарщиков, дизайнеров, художников. Объединить их всех в одно сообщество - это главная задача на данном этапе.

- А каков сейчас механизм реализации креативных идей в столице?

- Пока вырабатываются механизмы поддержки креативщиков. Правительством утверждена общая концепция развития креативных индустрий, мы стараемся ее придерживаться. Для нас сейчас наиболее важно провести эксперт­ные исследования рынка, чтобы выяснить, какие меры необходимо принять. Говорить о каком-то едином механизме пока рано.

- Есть ли уже приблизительное понимание того, что требуется, по каким, образно говоря, площадям надо будет работать?

- Конечно. Во-первых, необходимо заняться образованием. То есть, как я уже сказала, творческих людей у нас хватает, однако мало экспертов в области инкубации, умеющих свой креативный продукт превратить в рабочую бизнес-модель. Этому надо обучать. То же самое - как разобрать национальный бренд на ДНК и правильно его “упаковать”, сохранив идентичность. Это тоже целая наука.

- И все-таки если говорить конкретно об Астане, то наш город претерпел уже очень много изменений, его неоднократно “брендировали”. Как столицу его проектировал гениальный архитектор Кисе КУРОКАВА, но получилось не совсем то, что он хотел. Потом генплан много раз менялся. Дизайн-код утверждали уже неоднократно. На ваш взгляд, чего до сих пор не хватает, чтобы Астана стала столицей со своей изюминкой, узнаваемой в ряду прочих столиц?

- Необходимо учитывать мнение творческой интеллигенции. А это те же самые жители города, которые профессионально занимаются дизайном и артом. Они тут живут, и они видят, как город можно улучшить. Это называется “урбанистика”, и это тоже часть креативных индустрий.

Но так как, повторюсь, у нас пока все это не централизовано и нет единой экосистемы, возникает ощущение некой сумбурности. Важно не просто услышать мнение по преобразованию Астаны, а облачить его в формат эксперт­ного исследования. Тогда предложения, выдвигаемые креативщиками, будут не домыслами и фантазиями, а внятными, структурированными проектами.

Для этого нужно представить, каким должен быть креативный хаб в Астане. Сейчас мы работаем по принципу “открытого государства” и стараемся прислушиваться к мнению всех представителей креативных индустрий, которые к нам обращаются.

- Есть ли в Астане проекты, про которые можно сказать, что они уже делают столицу непохожей на другие?

- Не стану говорить от лица всех урбанистов, но, на мой взгляд, молодежные зоны, организованные под мостами, очень интерес­ные. Подобных нигде больше нет, насколько мне известно. Там спортивные площадки обустро­ены в коллаборации с художниками-муралистами. На мой взгляд, по этому пути и надо двигаться столице, создавая подобные центры притяжения.

Владислав ШПАКОВ, фото автора, Астана

Поделиться
Класснуть

Свежее