1976

Нате вам: всплыло!

Снести нельзя оставить. В безвыходной ситуации оказались шымкентцы, чьи дома вдруг стали помехой канализационным трубам, проложенным под ними с незапамятных времен. Абсурда ситуации добавляет то, что некоторые домовладельцы даже не догадывались, что много лет живут на отхожем трубопроводе, и по сей день пользуются уличным туалетом. А теперь перед ними поставлены условия о сносе всего, что стоит на трубе, будь то даже единственное жилище.

Нате вам: всплыло!
Татьяна ПАНЯЕВА.

Предъявитель массовых уведомлений о сносе - шымкентский водоканал, который власти города сегодня намерены вернуть в государственную собственность (см. “Возвращение блудного водопровода”, “Время” от 12.9.2024 г.). Долгие годы в ТОО “Водные ресурсы маркетинг”, приватизировавшем водопроводные и канализационные сети города, проблему словно не замечали. Оно и понятно: частный сектор на окраинах города, трубы проложены в середине прошлого века, дома построены примерно в те же годы. Постройки легальные. И мирное их сосуществование не напрягало ни здешних жителей, ни водоканал, пока в последнем не взялись за устранение нарушений санитарно-защитной полосы вдоль водопроводных и канализационных сетей. И посыпались на домовладельцев уведомления о необходимости сноса для очистки территории возле труб.

И ладно, если бы речь шла о заборе или сарае, но чаще всего - чуть ли не о половине дома. Казалось бы, монополист требует соблюдения правил, но по факту все свернулось к тупиковой ситуации, из которой нет законного выхода. Хотя поначалу им стало мировое соглашение об урегулировании спора, которое стороны заключали, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. Ну это, как теперь стало ясно, тоже не выход.

Улица Мельникайте.

Закручивание гаек началось после того, как в ноябре прошлого года на одной из шымкентских окраин случился грязный потоп. Вонючей жижей из аварийного канализационного коллектора затопило несколько дворов. Особенно досталось дому пенсионерки Людмилы ПАНКРАТОВОЙ, стены которого не выдержали натиска содержимого коллектора. Одинокая старушка едва успела ноги унести, спасая своих кур.

История Панкратовой вмиг получила резонанс, на место ЧП даже прибыл аким Шымкента Габит СЫЗДЫКБЕКОВ, который настойчиво попросил генерального директора ТОО “Водные ресурсы маркетинг” Анарбека ОРМАНА построить пострадавшей пенсионерке новое жилище. Так Людмила Панкратова справила новоселье за счет водоканала, а все те, чьи дома стоят на трубах или рядом, целыми улицами стали получать от компании судебные иски, требования которых сводились к добровольно-принудительному сносу за свой счет собственных же законных строений.

- Строить что-либо капитальное над водопроводными и канализационными трубами запрещено. Три метра по обе стороны должны быть свободны, это минимально, но даже эти требования не соблюдаются, - поясняет юрист ТОО “Водные ресурсы маркетинг” Динмухаммед ОНГАР. - В случае возможной аварии на сетях водоснабжения и водоотведения ремонтная бригада не сможет оперативно приступить к ее устранению. Из-за порыва или утечки могут произойти обрушения, что в свою очередь повлечет материальные потери и даже угрозу жизни и здоровью.

Жильцы улицы Мельникайте получили свои “письма счастья” в этом году. В них все те же предложения о добровольном сносе в срок до 25 июля этого года. Большинству собственников нужно снести как минимум половину дома.

Найти эту ничем не примечательную улочку мне удалось не сразу. Домишки больше похожи на скворечники. Придомовые участки не больше трех соток. И живут здесь те, кто купить жилье получше да попросторнее просто не в состоянии.

Семьи Куксиных и Оголевых живут по соседству и, как выяснилось, на одной канализационной трубе. В их крошечных дворах стоят допотопные сортиры, но о том, чтобы врезаться в трубу и начать пользоваться элементарными благами цивилизации, хозяева даже не мечтали.

- Да мы за столько лет привыкли, - признается пенсионер Алексей ОГОЛЕВ. - И жили бы дальше - на наш век хватит. Только вот теперь водоканал требует сноса. По их разумению, я должен разрушить половину дома, чтобы освободить территорию рядом с этой злосчастной трубой. А жить нам в таком случае где?!

Алексей ОГОЛЕВ: “После сноса останутся только комната с кухней”.

Двор пенсионерки Татьяны ПАНЯЕВОЙ примечателен тем, что в нем расположен канализационный колодец. И за 40 лет, что она здесь живет, ни разу не появились те, в чьи обязанности входит следить за состоянием трубопровода.

- Если и забивается, то чистим своими силами. Это ведь даже не основная канализация, а ее ответвление, на котором нет большой нагрузки. Но мы ею пользуемся законно и за услугу платим по тарифу, - поясняет женщина. - И вот теперь руководство водоканала на полном серьезе предлагает нам альтернативный сносу домов вариант - собрать 40 миллионов тенге и перенести канализацию подальше от наших дворов. Да мы таких сумм даже представить не можем, не то что собрать!

- Водоканал в своих уведомлениях и исках ссылается на своды правил застройки населенных пунктов, Земельный кодекс, закон, регламентирующий строительство, но и у жителей, не по собственной воле попавших в этот переплет, тоже все законно, - комментирует ситуацию член общественного совета Шымкента адвокат Евгений ЯВОРСКИЙ. - Во-первых, согласно Конституции законы, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. А значит, все те акты, что были приняты после постройки этих домов, не могут применяться ретроспективно. Во-вторых, в ходе легализации имущества права на данные дома были законно оформлены без каких-либо условий относительно канализационных труб и возможного сноса. И не вина людей, что спустя столько лет это обстоятельство вдруг всплыло наружу.

И чем же сегодня спасаются ошалевшие от нависшей угрозы сноса домовладельцы? Очередным мировым соглашением! На сей раз помимо прочего хозяева, подписавшие его, берут на себя обязательства возместить в случае чего расходы на аварийно-восстановительные работы и взять на себя всю ответственность за произошедшее, то бишь новых для себя домов в случае аварии на трубопроводе не требовать. Появился в соглашении и пункт, согласно которому либо домовладелец за свой счет, либо управление энергетики и инфраструктурного развития за казенный в ближайшие три года соглашается перенести канализационные трубы подальше от строений. И вот тут парадокс: канализация на балансе частного предприятия, деньги в казне бюджетные, а хозяева домов - граждане малоимущие.

И за чей счет будет этот банкет?

Алиса МАСАЛЁВА, фото автора, Шымкент

Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть