1345

Телефон на миллион и мимо кассы

Кто наваривается на понтовых номерах

Телефон  на миллион  и мимо кассы

Покупка VIP-номера для новенького айфона обернулась для жителя Шымкента судебными разбирательствами. Больше года он пытается вернуть себе элитную цифровую комбинацию, за которую заплатил 1,5 млн тенге, ну или хотя бы возместить свой ущерб. Пока ни то ни другое не удается - в Казахстане нет четких законодательных правил, защищающих права любителей статус­ных, оттого и недешевых номеров, хотя их стоимость доходит порой до умопомрачительных 200 тысяч долларов! Пожизненного владения ими никто не гарантирует.

Сплошные семерки, восьмерки, зеркальные и прочие эксклюзивные цифровые сочетания номеров давно стали одним из способов продемонстрировать свой статус. В любви к понтам не откажешь и нашему герою.

Статусный номер, состоящий из нолей и семерок, прежний владелец уступил ему за 1,5 млн тенге. Для перерегистрации продавец и покупатель отправились в офис компании сотовой связи, где вроде бы как положено оформили смену абонента. К слову, новый владелец заодно сменил и оператора, пребывая в полной уверенности, что все сделал в соответствии с правилами.

А дальше случилось непредвиденное: спустя несколько дней номер перестал действовать, так как его без объяснения причин изъяли в номерную емкость. После он снова поступил в распоряжение первоначального оператора и был успешно продан другому абоненту, который расставаться с ним не намерен.

Абсурдная на первый взгляд ситуация теперь предмет судебных разбирательств. К ответу истец пытается призвать сотового оператора, услугами связи которого он намеревался воспользоваться, переоформ­ляя номер на себя. Только вот в компании в свою очередь уверяют, что возврат номера в базу произошел не по их вине, хотя в отзыве на судебный иск все же признали, что изъятие прошло некорректно.

- Все дело в том, что VIP-номер при покупке у сотового оператора либо у частного лица, несмотря на официальную регистрацию, конкретному абоненту не принадлежит. Фактически он пользуется им, владеет и даже может подарить или продать, но условия таковы, что вечного права у него нет, - комментирует ситуацию адвокат Евгений ЯВОРСКИЙ, представляющий сегодня интересы истца. - Абонент, к примеру, может уехать за границу на длительное время и не пользоваться в этот период зарегистрированным на его имя номером или, как в нашем случае, купить его у третьего лица и вовсе не знать историю пользования, а потом столкнуться с фактом изъятия, о котором его даже не предупреждают. В конечном счете это нарушение прав потребителя, устранить которое можно, изменив условия предоставления номера. К примеру, отменить требования по срокам пользования. К слову, тут мы выявили разно­чтения: согласно пункту 19-1 правил оказания услуг сотовой связи номер изымают, если им не пользовались в течение 12 месяцев, при этом в публичном договоре сотового оператора говорится о шести месяцах. Но раз у номера коммерческая цена, то у покупателя, я думаю, должна быть прерогатива. Тем более сегодня номер сотового телефона для абонента - это не просто набор цифр. Его используют для доступа к аккаунтам в соцсетях, к банковским счетам.

По действующим правилам оказания услуг сотовой связи распределение ресурса нумерации и выделение номеров, а также их изъятие - услуга государственная и оказывает ее комитет телекоммуникаций Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности. А вот продажа красивых номеров по коммерческой стоимости отдана на откуп операторам сотовой связи.

Из чего формируется рыночная цена - вопрос без ответа. Впрочем, стоимость эксклюзивной цифровой комбинации становится дороже, когда номер попадает во вторичную продажу. К примеру, на сайте оператора Kcell сочетания цифр, представленных как “бронза”, “серебро”, “золото” и “платина”, стоят от 20 500 до 300 500 тенге. Но даже в самых дорогих комбинациях нет сплошных цифр или их зеркального сочетания.

Другое дело - продажа номеров от вторичных пользователей. Вот где спрос и предложение! А сочетания такие, что удовлетворят самого взыскательного клиента.

К примеру, на сайте nomeravip.kz можно потешить свое самолюбие, купив комбинации “флеш-рояль”, “изумрудный”, “алмазный”, “бриллиантовый” или “эксклюзив”. Максимальная цена - 400 тысяч тенге за сочетание семерок и восьмерок. Биржа сотовых номеров simcard.kz окончательно заставляет поверить в то, что понты дороже денег: отдельные продавцы просят за крутые номера 75 тысяч долларов и даже 200 тысяч “зеленых”!

Сложно представить, как крутой номер для мобильного может стоить дороже таунхауса. Получает ли казна доходы с продажи номеров, которые фактически предоставляет государственная контора, думаю, догадаться несложно.

Ситуация в ближайшем будущем может все же измениться. В октябре прошлого года вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Асхат ОРАЗБЕК сообщил о планируемом нововведении: номера сотового или городского телефона казахстанцы будут получать на портале “электронного правительства”. По его словам, операторы связи уже объединили свои анти­фрод-центры. Делают это в первую очередь для борьбы с телефонными мошенниками, использующими для звонков подложные номера.

- Сейчас оператор связи выдает номер и сим-карты пользователям. Мы будем выходить с законодательной инициативой вернуть номерной план государству. В случае возврата граждане будут получать номер сотового либо городского телефона на портале eGov.kz или через мобильное приложение eGov Mobile, - уточнил Оразбек.

В случае принятия поправок ограничат и количество сим-карт физлицам. И юридическим, которые, по словам вице-министра, сегодня получают сим-карты бесконтрольно для коммерческого пользования - они должны будут обосновывать необходимость получения каждого номера. А вот закрепят ли законодательно права абонентов с VIP-номерами и сколько в этом случае будут стоить эксклюзивные номерные комбинации, в Минцифре, похоже, пока не знают.

Алиса МАСАЛЁВА, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Шымкент

Поделиться
Класснуть