Возвращение блудного водопровода
С сенсационным заявлением о намерении вернуть в госсобственность водоканал, приватизированный 26 лет назад бывшим акимом Шымкента, выступил городской акимат
Более четверти века отцы Шымкента словно не догадывались, что та давняя приватизация, возможно, была мутноватой. Теперь, словно проснувшись, взяв на вооружение норму Водного кодекса, согласно которой такие стратегические объекты, как сети водоснабжения, отчуждению не подлежат, решили биться за справедливость.
Все 26 лет у руля Шымкентского водоканала стоит бывший дважды аким города, при ком лакомый кусок госсобственности ушел хоть и в частные, но не чужие руки, - генеральный директор ТОО “Водные ресурсы и маркетинг”, Анарбек ОРМАН. Занимательную историю по превращению государственного коммунального предприятия в частное напомнил заместитель акима города Айдын КАРИМОВ, объявивший о намерениях акимата вернуть приватизированный объект.
- В период с 1996 по 1998 год в ходе демонополизации жилищно-коммунального хозяйства тогдашним акимом города было принято решение о передаче систем водоснабжения и водоотведения города в конкурентную среду, - восстановил события Каримов. -
Несколько стратегических объектов, среди которых два водозабора, очистное сооружение и автотранспортный цех коммунального предприятия города, были сегментированы в состав четырех дочерних предприятий. Далее все они, а также Бадам-Сайрамский и Акбай-Карасуский водозаборы были переданы для приватизации. В 1998 году учредителями приватизированных объектов было принято решение об их слиянии в единое ТОО “Водные ресурсы и маркетинг”, генеральным директором которого и стал бывший аким города Анарбек Орман.
В 2002-м созданное ТОО вдобавок к уже переданному имуществу получило от Минэнерго и контракты на добычу подземных вод. С тех пор финансовое состояние обескровленного ГКП “Шымкентское управление “Водоканал”, директором которого Орман также успел побывать, становилось все хуже. Через два года казенное предприятие, на балансе которого все еще оставались водопроводные и канализационные сети города, потеряло большую часть уставного капитала и было присоединено к ТОО “Водные ресурсы и маркетинг”, превратившись в 22,8 процента государственной доли, которую, к слову, давно готовы выкупить.
В сегодняшних учредителях компании помимо акимата числятся несколько человек, среди которых внук Анарбека Ормана, по совместительству его зам, а также еще один его заместитель и другие явно не чужие ему люди.
Справедливости ради нужно признать, что особых проблем с водоснабжением и водоотведением Шымкент за эти годы не испытывал. Горожане действительно пьют воду прямо из-под крана. Счетчики учета воды в городе уже давно стали обыденностью, о ее потерях речи никто не ведет, а потребление снизилось с 456 до 125 литров на человека в сутки. Не без помощи ощутимых тарифов, 42 процента которых составляют затраты на обновление сетей. Анарбек Орман, до того как порулить городом, работал в этой сфере. Поэтому водоканал, наверное, и не потонул в море рынка после приватизации.
Так что же в таком случае сейчас послужило поводом для возврата предприятия в государственную собственность, если город проблем с водоснабжением не испытывает, а канализационными стоками после очистки можно сады поливать? Вот какие неожиданные доводы привели на специально созванном брифинге Айдын Каримов и руководитель управления энергетики и развития инфраструктуры города Рзабек МЕНДИКУЛОВ.
- Согласно Водному кодексу, утвержденному в 2003 году, сооружения, обеспечивающие водоснабжение, должны находиться в государственной собственности и отчуждению не подлежат! - аргументировали спикеры. - Кроме того, тарифы по сравнению с Астаной и Алматы у нас выше. К примеру, жители Шымкента платят около 97 тенге за кубометр воды, а в Астане и Алматы 65 и 55 соответственно. Аналогичная ситуация и с платой за канализацию: в нашем городе тариф почти 51 тенге, в Алматы и Астане вдвое ниже. Намного больше платят бюджетные и юридические организации.
Впрочем все эти сравнения, как пояснили специалисты антимонопольного департамента, не совсем корректны, ведь составляющие тарифа в каждом городе свои.
Но кроме тарифов акимат вспомнил и об очистке сточных вод, и о наличии на территории одного из водозаборов “несвойственных” объектов вроде гостиницы и бассейна, и о неработающем цехе обезвоживания осадка, и о глубоководном аэротенке.
Надо сказать, что мнения горожан по решению чиновников повернуть воду вспять разделились. Одни считают, что правильно в 2024 году вспомнили норму 2003-го и решили недра вернуть народу, а другие недоумевают: почему ничего не всплыло из законов 1913 года? Или 1918-го?
В прокуратуре Шымкента, видимо, тоже офигели от такого обоснования и отказались комментировать ситуацию под предлогом неготовности с лету давать оценку столь справедливому возврату блудного водоканала. Поэтому у нас есть лишь независимая оценка от главы общественного объединения Кайрата БИТАСОВА. Он, руководствуясь буквой закона, уверен, что все объекты водоснабжения должны находиться исключительно в государственной собственности. И в этих действиях акимат поддерживает. Правда, Битасов тут же вспомнил, что намного позже 2003 года акимат спокойненько замахивался на “демонополизацию” точно такого же стратегического объекта.
- В 2021 году прежнее руководство города намеревалось выставить на приватизацию два ГКП - “Шымкент сушар”, в ведении которого находятся поливные каналы, и “Управление водопровода и канализации”, на балансе которого водопроводные и канализационные сети новых районов города. Оба предприятия значились в списке объектов второй волны приватизации и были выставлены на оценку, чтобы после провести аукцион, - поясняет Битасов, который не просто обнаружил эти факты, а в своих обращениях в прокуратуру и антикор потребовал возбудить уголовное дело и привлечь виновных к ответственности.
Есть у нас давняя традиция законы всегда принимать такие, чтобы позволяли в любой момент нырнуть или всплыть, как кому будет выгоднее.
Как теперь себя чувствуют “утопающие”, мы решили выяснить в самом водоканале.
- Кому мы помешали?! - задается вопросом заместитель директора ТОО “Водные ресурсы и маркетинг” Жанатбек ТУРДАЛИЕВ, надеющийся на то, что закон обратной силы не имеет, ведь Водный кодекс был принят, когда водоканал был уже приватизирован. -
Что ж мы с неба откуда-то свалились?! Столько лет работаем, постоянно внедряем новые технологии для экономии ресурсов и дивиденды акимату регулярно выплачиваем: за 20 лет сумма превысила уже 229 млн тенге.
Одним словом, все претензии акимата Шымкента здесь отметают напрочь. И напоминают, что в этом году водоканалу даже удалось ликвидировать вонь вокруг очистных сооружений: предприятие удачно протестировало добавку, ферменты которой окончательно очищают зловонные стоки, избавляя окрестность от сопутствующего запаха.
Наверное, классики марксизма-ленинизма не так уж и не правы были, когда утверждали, что за любым крупным состоянием или активом однозначно можно что-нибудь мутное найти, если постараться. Особенно если состояния или активы наживались на стыке разных социально-экономических формаций. Когда вряд ли хоть одна стопроцентно законная приватизация состоялась, кроме массового разгосударствления жилья, от которого государство просто избавлялось, чтобы не нести расходы на содержание.
Но сейчас очень хочется, чтобы хотя бы национализация творилась в интересах народа, а не смахивала на банальный передел рынка, как при диком капитализме. А судьба водопровода, скорее всего, теперь будет решаться в суде, и исход процесса вилами по воде еще писан, так как шымкентские судьи традиционно самые независимые от местных властей судьи страны.
Алиса МАСАЛЁВА, фото автора, Шымкент