3685

Сапожник без сапог

Почему нефтедобывающая Мангистауская область регулярно испытывает жуткий дефицит сжиженного газа

Сапожник без сапог
На большинстве АЗС газа нет.

Участники рынка заявляют, что в Казахстане дефицит экологичного топлива будет только нарастать, учитывая снижение добычи неф­ти, рост количества транспорта, переходящего на сжиженный газ, неконтролируемое строительство новых АГЗС и какие-то непонятные движения профильного ведомства. Но обо всем по порядку.

Несмотря на гарантии Министерства энергетики, что с введением электронных торгов на рынке наступит прозрачность и исчезнут перебои с топ­ливом, данные в начале этого года мангистаусцам (см. “Старая песня о главном”, “Время” от 15.1.2020 г.), сейчас в регионе километровые очереди на газозаправках и как минимум 200 розничных реализаторов сжиженного газа, оказавшихся на грани банк­ротства. Теперь всем очевидно, что отдельно взятому региону от нововведений Минэнерго стало не лучше, а хуже.

Не помогли ни реализация газа через газосетевые организации (ГСО), ни торги через электронные площадки. Автомобилисты неделями ищут, где заправиться, а владельцы заправочных станций - где урвать топлива, чтобы хотя бы как-то помаленьку торговать, а не нести убытки из-за простоя. Кроме того, от нововведения страдают и поставщики сырья, и производители газа. В плюсе оказались только посредники - ГСО.

В Мангистау нововведения Мин­энерго сейчас не костерят только ленивые. А владельцы АГЗС на днях даже вышли на несанкционированный митинг в Актау, обвинив в топливном кризисе и власти региона, несправедливо, по их мнению, распределяющие газ между ними и ГСО. Митингующие считают, что сложившаяся ситуация могла быть вызвана откровенным лоббированием чьих-то интересов. Об этом, к слову, недавно писало и наше издание (см. “Утечка газа”, “Время” от 18.11.2020 г.).

- Раньше в Актау получали примерно 80 тонн топлива. Сейчас срезали до 35 тонн. А я с Мунайлинского района, так у нас срезали с 35 до 7-8 тонн в месяц. Нам этого хватает на три дня работы. А затем жители района едут на заправки в Актау. Отсюда и растут многокилометровые очереди... Когда карантин был и большая часть транспорта стояла на приколе, и расход топлива у всех упал в разы, мы тоже испытывали дефицит газа. Это как? Может, его куда-то на сторону продают? - задается резонным вопросом розничный реализатор Мунайлинского района Олжас ТАБЫЛГАНОВ.

На газозаправках выстраиваются огромные очереди.

Кто изобрёл прокладки?

Владельцы АГЗС остальных городов и районов региона вообще не понимают, зачем в Мангистау­ской области создавали ГСО. Дело в том, что в 150 км от Актау - в Жанаозене - находится производитель газа - ТОО “Казахский газоперерабатывающий завод” (ТОО “КазГПЗ”).

- По закону эти ГСО должны на нашу заправку привозить газ, но они этого не делают, лишь бумаги нам передают. А затем наш транс­порт едет на завод и забирает газ. Так почему мы тогда не можем сами забирать с завода по их тарифу? Для чего эти прокладки создали? Необходимо внести поправки в закон о газоснабжении: в тех регионах, где есть свои заводы по производству этого топлива, расположенные в 200 км, не создавать ГСО, а вести закуп напрямую. И для народа это будет хорошо, так как цены будут стабильными.

- Кроме этого необходимо разделять по-честному лимиты - ГСО и АГЗС одинаково отдавать объемы. Нам говорят, что так нельзя, якобы нужны хранилища. Ничего страшного - мы лишний раз на завод съездим. Для этого штат даже готовы увеличить. Тогда все будут в выигрыше: люди с работой, очередей нет, цены низкие. А сейчас газ, который дают владельцам АГЗС в Актау, заканчивается уже через 4-5 дней. Нам пришлось уволить операторов, водителей, сторожей. Мы сейчас работаем и за бухгалтера, и за сторожа, и за уборщика, - возмущаются владельцы АГЗС.

Новая версия

Мангистау, конечно, особый регион. Здесь 93 тысячи машин из 130 тысяч единиц местного автопарка (около 70 процентов) заправляются газом. Надо же как-то прогнозировать ситуацию на рынке, тем более акимат даже знает, что в среднем ежегодно в области добавляется по две тысячи авто на газе. В регионе действуют 26 организаций, занимающихся пере­оборудованием машин с бензина на газ. То есть с каждым годом количество транспорта, работающего на газе, будет только расти. Из-за этого и предельная цена, которую утвердило Министерство энергетики в этом году, является самой низкой по республике - 50 тенге за литр.

Сегодня Мангистау потребляет около 19 тысяч тонн газа в месяц (чуть более 600 тонн в день). Однако мощностей ТОО “КазГПЗ” уже три года назад, когда в области было 88 тысяч машин на газе, не хватало. Завод способен произвести лишь 14,5 тысячи тонн топлива в месяц. Поэтому внутренний дефицит приходилось и до сих пор приходится покрывать за счет поставок топлива из Атырауской и Актюбинской областей - до 23-25 процентов от общего объема потребления ежемесячно.

При этом непонятно, почему, несмотря на существующий дефицит топлива, количество заправок все время растет. Если в 2018 году их насчитывалось 216, а газа уже тогда не хватало, то сейчас уже 312. Более того, до конца этого года должны запустить еще 40 новых АГЗС. Может, заправки - это просто перевалочные станции, через которые и идет утечка газа за кордон?

Областное руководство признает, что рост количества АГЗС приводит к уменьшению распределяемого топлива на каждую заправку. Однако власти этого не видят либо не хотят видеть, оправдываясь Предпринимательским кодексом: дескать, нельзя регулировать конкурентную среду, это создает внутренний дисбаланс.

По версии акимата, область пода­ет заявки в Министерство энергетики в нужных объемах, а там уже сами решают, сколько распределить топлива по каждому региону. И ГСО в рамках утверж­денных объемов обеспечивает топливом действующие АГЗС.

В общем, как и всегда, когда в области наступает очередной топ­ливный кризис, региональные власти оперативно находят веские обоснования для объяснения этого явления. В этом году, как считают в акимате, в дефиците может быть повинен и наплыв туристов.

Спровоцированный дефицит

А кто еще, кроме туристов, повинен в дефиците газа в Мангистау­ской области и как решить проблему? В Минэнерго считают, что полный переход реализации газа на электронные торговые площадки по рыночной цене решит эту проблему. Сейчас лишь 25 процентов от общего объема продается через ЭТП, а остальное - через ГСО. Но какой будет эта рыночная цена?

Заместитель акима Мангистауской области Галымжан НИЯЗОВ считает, что в случае полного перехода на ЭТП (электронно-торговую площадку) государство уже не сможет определять предельную розничную цену.

- Сегодня 75 процентов от производимого объема продается через ГСО. Вот на этот объем государством определяется предельная оптовая цена от завода-производителя. Сейчас она составляет 43 345 тенге за тонну. Кстати, производители считают эту цену рыночно несправедливой, не покрывающей даже их затраты. При полном переходе на ЭТП рынок сам определит оптовую цену газа, оптимальное число заправочных станций и конечную реализуемую цену. Сегодня частные владельцы ратуют за то, чтобы государство отменило предельные розничные цены, которые были установлены в апреле этого года. В тот момент это было обусловлено введением в стране режима ЧП. Сейчас же, по мнению реализаторов газа, такой необходимости нет. Предприниматели считают, что розничная цена должна быть в пределах 55-60 тенге за литр. Такая цена позволит им покрыть свои расходы, связанные с деятельностью бизнеса (содержание объекта, логистика и другие административные расходы), - делится своим видением решения проблемы Галымжан Ниязов.

Однако, когда осуществится полный переход на ЭТП, неизвестно. Ранее Министерство энергетики планировало перейти полностью на электронные торги с 2021 года, однако якобы из-за пандемии этот процесс решили приостановить. Но вряд ли тут виноват только коронавирус…

Заграница манит

Владельцы АГЗС подозревают, что нынешняя ситуация имеет искусственное происхождение, и газ просто не доходит до заправок, так как его могут вывозить в Россию. В Казахстане тонна стоит около 43 тысяч тенге, а у соседей, по данным АО “Газпром”, от 195 тысяч.

С учетом такой ценовой вилки на местах мало кто верит словам директора департамента газа и нефтегазохимии Минэнерго Зияша КИЯКБАЕВА о том, что ГСО и своевременные меры реагирования ведомства работают на наведение порядка на рынке.

- Два года назад мы получили приказ о запрете вывоза сжиженного нефтяного газа автомобильным транспортом. Если будет необходимость, действие данного приказа мы можем продлить. Более того, все газосетевые компании отчитываются о дальнейшей реализации закупленного для внутреннего рынка сжиженного нефтяного газа, - отмечал на специальном брифинге по вопросу о завышении цен Зияш Киякбаев.

- Но что мешает вывозить газ железнодорожным путем? - резонно задаются вопросом владельцы АГЗС. - Тем более что у ТОО “КазГПЗ” есть подъездные пути. Что мешает ГСО часть выделенного топлива погрузить в газовозы, один из которых вмещает более 70 тонн топлива? Продав только одну цистерну газа в Россию, владелец ГСО получает свыше 13 млн тенге чистыми! Не удивимся, если именно это и обнаружит антикоррупционная служба, которая сейчас расследует дело о некоррект­ном распределении сжиженного нефтяного газа в отношении некоторых лиц в Министерстве энергетики и владельцев ГСО…

А что касается полного перехода на ЭТП, то, по мнению участников рынка, это, возможно, и добавит прозрачности, но существенно отразится на конечной цене газа. В этом году, когда только начали продавать топливо электронным способом, его цена моментами взлетала до 90 тысяч тенге за тонну. Тогда Минэнерго и пришлось устанавливать предельную цену 60 тысяч тенге.

Так что сейчас нужно не туристов винить в дефиците газа, а искать компромиссный вариант, когда отгрузка сырья, производство газа и его продажа будут выгодны всем игрокам рынка. Помимо этого необходимо навести порядок и в сфере строительства новых АГЗС, и компаний по переоборудованию автомобилей с бензина на газ.

Когда верстался номер

Накануне в столице состоялось первое заседание совета по барьерам Агентства по защите и развитию конкуренции (АЗРК), где как раз рассматривались проблемы, к которым привело нововведение Минэнерго.

Пресс-служба АЗРК сообщила: “Участники совета обсудили выстроенную Министерством энергетики систему распределения сжиженного нефтяного газа на основе квотирования, согласно которой газ доступен по низким регулируемым ценам ограниченному кругу газосетевых организаций (ГСО), что в итоге создает барьеры и искажает принципы развития конкуренции, снижает инвестиционную привлекательность производства сжиженного газа. В выигрыше от системы государственного регулирования цен на сжиженный газ только газосетевые организации”.

Кроме того, по информации АЗРК, территориальными подразделениями агентства начаты проверки в отношении десяти ГСО.

Ланга ЧЕРЕШКАЙТЕ, фото автора, Актау

Поделиться
Класснуть