Из вас выйдет ток!
Строительство атомной электростанции в Казахстане может изменить энергетическую систему всего региона. Однако к этому проекту возникает масса вопросов даже не столько технического, сколько политического свойства
Прорвёмся?
Незадолго до нового года президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ поручил правительству ускорить процессы в рамках строительства АЭС. Министр энергетики Алмасадам САТКАЛИЕВ после этого заявил, что состав консорциума, который будет реализовывать данный проект, утвердят в первой половине 2025 года.
А сразу после праздника в своем интервью газете Ana tili глава государства обрисовал круг наиболее вероятных кандидатов на участие в консорциуме. Это российская компания “Росатом”, китайская компания и, возможно, западные корпорации. Более того, президент не исключил, что в Казахстане начнется строительство второй АЭС, а, может быть, даже и третьей.
Безусловно, то, что президент уделяет этому вопросу столько внимания, уже само по себе говорит, что вопрос этот форсируется. Но все-таки при всей масштабности таких планов нет ли риска, что Казахстан в их реализации станет заложником мировых разногласий и международных конфликтов?
Будем говорить откровенно: санкционная война продолжается и никакого окончания не видно. А для строительства у нас АЭС предполагается позвать представителей недружественных лагерей. Не слишком ли это рискованно?
Ничего личного, это просто атом
Политический и государственный деятель, кандидат технических наук и почетный энергетик СНГ Петр СВОИК убежден, что вопрос строительства АЭС будет форсироваться ускоряющимися темпами. Уверен он и в том, что в интервью президента российская и китайская компании были упомянуты далеко не гипотетически:
- Я бы обратил внимание на слова президента не просто о консорциуме, а о том, что он подробно говорил об этом с российским лидером Владимиром ПУТИНЫМ во время их встречи. То есть состав консорциума мы с вами уже вполне можем считать определенным. Это будет некий альянс “Росатома” с китайской национальной атомной компанией, и, возможно, корейцам и французам тоже кое-что дадут там делать.
Что касается противостояния России и Китая с одной стороны и Запада - с другой, то тут, по мнению Своика, ситуация совсем не однозначная.
С одной стороны, после таких скандалов, как история с поставками турбин Siemens в Крым (а немецкая компания потребовала вернуть их, но проиграла суд), россияне, должно быть, не горят особым желанием связываться с Европой.
Но с другой стороны, подчеркивает эксперт, атомная энергетика - это штука очень серьезная, солидная и долгосрочная. И пусть текущая конъюнктура не очень благоприятная, но она промежуточная. Поэтому рвать отношения “Росатому” и китайцам с французами или с корейцами вряд ли стоит.
- В России принята просто грандиозная собственная атомная программа. Там будет строиться очень много новых станций и массированно обновляться существующие. “Росатом” и его производственные дивизионы хотя ставят один рекорд за другим, все равно их мощности не хватает, и они с удовольствием кого-то еще подключили бы к этой работе. К примеру, возьмем новенькую Ленинградскую атомную станцию, точнее, ее последнюю очередь. Там вся электрическая часть корейская. Не из самой доброжелательной для России страны.
При этом Южная Корея, по сути, является филиалом американского атомного машиностроения. То есть все очень сложно.
Но если смотреть на эту ситуацию с точки зрения, допустим, Франции, то ей, несмотря на санкционную войну, тоже очень хочется попасть в Казахстан и присоединиться к консорциуму, уверен Своик.
- Потому что французы самым драматическим для себя образом зависят от урановых поставок, - объясняет он. - Так что большая политика - штука долгосрочная, и казахстанско-российско-китайский консорциум наверняка все-таки будет дополнен другими участниками.
Да помогут нам блоки
Кстати, о долгосрочности. В интервью президент дал понять, что это не последняя АЭС, которая будет строиться в Казахстане. То есть вообще-то разговор ведется не о каком-то эпизодическом консорциуме, который отработает один проект и исчезнет. Нет, речь идет о перспективе сотрудничества на десятилетия вперед.
- Слова о двух или трех АЭС тоже были сказаны не случайно, - говорит Петр Своик. - Совершенно очевидно, что в разговоре Токаева с Путиным такая перспектива была подробно обсуждена. Причем, может быть, не все обращают внимание, но сейчас в тренде не только мощные, референтные блоки “Росатома” по 1200 мегаватт, но все активнее начинается внедрение малых модульных реакторов. В частности, Узбекистан сначала договорился с “Росатомом” о строительстве точно таких же, как планируется у нас, двух атомных блоков по 1200 мегаватт, а теперь они переписали договор на шесть малых модульных блоков.
Это очень и очень перспективное направление, замечает эксперт. Помимо того что в Казахстане просится кроме Балхашской атомной станции еще и станция в Курчатове, совершенно необходим хотя бы даже по условиям устойчивости национальной энергосистемы модульный атомный блок в Актау. Туда его, между прочим, можно привезти уже в готовом виде. То есть как по Северному морскому пути была доставлена плавучая атомная электростанция в Певек, точно так же по Каспию к Актау может подойти баржа с готовым атомным модульным блоком, который взял бы на себя опреснение морской воды и производство электроэнергии.
- Для нашей республики малые модульные блоки - это суперважно и интересно еще с точки зрения теплофикации, - продолжает Своик. - У нас ведь практически все ТЭЦ при крупных городах предельно изношены и обновлять их большая проблема. А вот потихонечку, аккуратненько добавлять к традиционному теплоснабжению еще и атомную теплофикацию было бы отличным решением. То есть перспектива тут просто необозримая.
Огонь, вода и провода
А как вообще развитие атомной энергетики в Казахстане может изменить региональную энергетическую архитектуру? Неужели может так произойти, что Казахстан начнет сам поставлять соседям какие-то избытки энергии?
Для этого, как считает Петр Своик, недостаточно построить несколько АЭС. Нужно изменить существующую систему, в которой Казахстан на данный момент неоднороден.
- Надо хорошо понимать, что Казахстан на самом деле пограничен между двумя энергосистемами, - рассказывает Своик. - Первая - это российская, и весь север Казахстана, по сути, является продолжением российской энергосистемы. А вторая - это южное, так называемое центральноазиатское кольцо. То есть весь юг Казахстана, весь Узбекистан, весь Кыргызстан и Таджикистан входят в одно энергокольцо. И связь между двумя этими кольцами осуществляется по центру Казахстана. Этой связи сейчас совершенно недостаточно. Но строительство Балхашской атомной электростанции превращает эти две энергосистемы в единое целое.
Еще один момент. Если на севере Казахстана пока еще профицит электроэнергии, то весь юг не только Казахстана, но и соседних республик испытывает острый дефицит электроэнергии. Поэтому туда просятся не только новая атомная станция в Узбекистане, но и малые модульные блоки в Кыргызстане. Да и у нас, считает почетный энергетик СНГ, не худо было бы поставить дополнительную атомную станцию где-нибудь в южных областях:
- Сейчас речь не о том, чтобы мы куда-то поставляли излишки электроэнергии, а о том, что мы - в остром дефиците. Но если этот дефицит снять, опираясь на атомные мощности, то можно будет смело обсуждать стратегические энергокоридоры через Афганистан и в Индию, и в Пакистан. Да и в Китай тоже, потому что он не отказался бы от дешевой электроэнергии.
Кроме того, Петр Своик указывает на совершенно, казалось бы, неожиданный аспект строительства АЭС в Казахстане. Он считает, что для нашей страны все более актуальным становится проект переброски северных рек на юг.
- Этот проект в свое время не был осуществлен из-за того, что СССР скончался, - рассуждает он. - Сейчас на перспективу 20-30 лет это крайне важный вопрос. А решаться он сможет, если в Казахстане появятся три-четыре базовые мощные угольные или атомные станции, которые обеспечивали бы насосный подъем этой воды. И тогда все Приаралье, половина Узбекистана и вся центральная часть Казахстана могли быть обводнены и превращены в мировую сельскохозяйственную житницу.
Владислав ШПАКОВ, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Астана