1876

Электричество принадлежит народу

В послании президента народу говорится о перезагрузке тарифной политики в электоэнергетике. Переход к единому закупщику и есть такая перезагрузка. Какой должна быть эта перезагрузка, чтобы полностью отвечать букве и смыслу послания?

Электричество принадлежит народу

Выполняем обещание и рассказываем, как не пугать людей ростом тарифов и все правильно организовать под эгидой единого закупщика (см. “Разрушение крепостного права в энергетике”, “Время” от 12.10.2023 г.). Вообразите, что вы едите пирожок, вкусный и питательный, которого… нет еще. Нет, зерно уже выросло, мука смолота и тесто замешено, яичко для начинки курочка тоже уже снесла, лучок и капуста нарублены, но сам пирожок еще в печь не посажен. Так не бывает, скажете вы, но не торопитесь.

Электроэнергия - абсолютно уникальный товар-услуга: ее сначала потребляют, а потом произ­водят. Вот вы захотели и щелк­нули выключателем. На заводах тоже станки запускают-останавливают, когда им надо. А ведь в электроэнергетике складских запасов нет в принципе.

Ничего более емкого, чем батарейки для смартфонов и аккумуляторы для электрокаров, не придумано. Заодно нет и транс­портного плеча: даже пирожку от печи до вашего рта надо проделать некоторый путь, а электро­энергия передается по проводам со скоростью света.

Запутали мы вас, готовы уже согласиться с нарушением законов материального мира и пространственно-временного континуума?

Не пугайтесь, с физическими законами все в порядке: склад готовой продукции, с которого со скоростью света и идет отпуск, в электроэнергетике имеется, тоже уникально большой емкости - под все производство, и этот склад - сама энергосистема. А именно: это разнесенные на тысячи километров сотни генераторов на валах паровых, газовых и гидравлических турбин, вращающихся не просто с одинаковой скоростью, а в одной фазе синусоиды переменного тока; это сотни подстанций с трансформаторами; это невообразимая паутина сетей.

Другое дело, что временная емкость такого гигантского склада всего от долей до двух-трех секунд, за которые выработка должна поспевать за потреблением, иначе “склад” закрывается. То есть система начинает тормозить: частота 50 Герц падает до 49,8, и диспетчеру надо срочно реагировать. А ниже, допустим 49,5 Гц, автоматика начинает отключать промышленные предприятия и запускать веерные отключения. Нам ведь это не надо, правда?

Рынок электроэнергии уникален еще и тем, что на нем царствует Диспетчер. А уже все прочее, включая конкуренцию и свободу выбора, договоры купли-продажи, цены и тарифы, - строго под ним.

Следующая уникальность - абсолютная необходимость и универсальность такого товара-услуги, как электроэнергия. Без электричества нет производства, не могут существовать государства, даже дети без элект­ричества не родятся. То есть электроэнергия - это, конечно, и рыночно-коммерческий продукт, но в определяющей степени это продукт социальный. Иначе говоря, производимый не с целью извлечения прибыли. И в таком социальном качестве сама энергетика тоже не может быть объектом извлечения из нее прибыли на сторону в виде, например, выплаты дивидендов акционерам или доходных процентов банкам-кредиторам. А государство у нас, стоит напомнить, социальное. По крайней мере, по Конституции.

Перечисляем уникальности дальше: электроэнергетика - это не только диспетчерская монополия, но и монополия технологическая, естественная в полном смысле этого определения в учебниках по экономике и в национальном законодательстве. Подчеркнем: это не набор естественных монополий и конкурирующих субъектов, из которых состоит система производства, передачи и сбыта электроэнергии, что тоже верно, а это и сама национальная энергосистема как таковая, подлежащая в таком качестве и строго по национальному законодательству прямому государственному регулированию в части обеспечения экономических и социальных интересов потребителей элект­роэнергии.

То есть это не какие-то там “энергосбыты” и не какие-то акимы по регионам, как-то там вразнобой распределяющие тарифы для физических, юридических лиц и бюджетных организаций, как в старом Казахстане. Это новое государство, обязанное проводить общенациональную, понятную и справедливую тарифную политику.

Как оно там внутри у энергетиков устроено, нас с вами совершенно не касается, мы в этом, допустим, не разбираемся. Или лучше так: разбираемся достаточно, чтобы заявить: пусть энергетики свои проблемы или просто неумение на потребителей не перекладывают. Потребителю, от населения до промпредприятий, нужен прежде всего постоянный тариф - неизменный хотя бы на год, а еще лучше на три, утверж­даемый на парламентском уровне. В нашем качающемся мире, где плывет все, начиная от курса национальной валюты, пусть хотя бы 1 кВт-ч станет оплотом стабильности и предсказуемости.

На парламентском же уровне стоит утверждать понижающие и повышающие коэффициенты к твердому национальному тарифу: электрометаллургия, например, тепличные хозяйства, магистральное водоснабжение и мелиорация - коэффициент 0,5; металлургия, машиностроение, строительство, нефтедобыча и нефтепереработка, допустим, - 0,7. А кафе-рестораны, автомойки и торговые цент­ры, например, - 1,5.

А еще по желанию потребителей устанавливается повышающий коэффициент на утренние и вечерние пиковые часы, например, 1,3 и понижающий на ночь, например, 0,5. Категории потребителей и коэффициенты можно обсуждать, пусть парламентарии этим займутся.

Сейчас важно показать, как управиться с тарифами для населения. Все достаточно просто: по категории “физические лица” утверждается коэффициент, допустим, 0,6. Тогда в каких-то регионах нынешние тарифы понизятся, в каких-то придется немножко поднимать. Где-то люди пусть порадуются, а для повышения можно отвести адаптационный срок, ввести компенсации.

Тут ведь что важно: если единый закупщик будет продавать всем энергию по единому тарифу, со всеми коэффициентами, то разница между гарантирующими ЭСО-крепостниками и прочими ЭСО исчезает, они все становятся перекупщиками-посредниками между оптовым рынком и розницей (ЭСО - энергоснабжающие организации). Причем покупают энергию по объемам и тарифам из своего портфеля клиентов, вот пусть и соревнуются за портфели. Установить всем ЭСО предельную сбытовую надбавку и определить раз в год или полгода Юрьев день, когда потребители могут менять энергоснабжающую организацию. И пусть победит сильнейший!

Здесь стоило бы рассказать, как для пользы потребителей выстроить конкуренцию электростанций, но оставим это для другого раза. Сейчас важно довести до конца тему собственности народа на электричество и ответственности государства.

Производство электроэнергии во всех видах (включая ВИЭ) связано с массированным потреблением угля и газа, нефтепродуктов, воды и других природных ресурсов. И оно же массированно воздействует на окружающую среду, растительный и животный мир вредными выбросами и отходами. А все это, по Конституции, с прошлого года принадлежит народу. Следовательно, и само электричество тоже принадлежит народу. По крайней мере, в части согласия народа на его производство за счет принадлежащих ему богатств недр и природы. Государство же, по Конституции, от имени народа осуществляет права собственности на недра, водную и воздушную среду. Выходит, государство просто обязано направить на народный интерес всю не распроданную пока часть электроэнергетики и призвать к порядку всех (включая себя), кто рассматривает энергетику как частную кормушку.

А кто у нас в государстве осуществляет власть от имени народа? Всенародно избранные президент и парламент. Вот к ним и апеллируем.

Пётр СВОИК, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее