2270

Разрушение крепостного права в энергетике

В президентском послании народу “Экономический курс Справедливого Казахстана” много сказано про электроэнергетику, про её ключевую роль, про то, что действующий подход себя исчерпал, и про перезагрузку тарифной политики

Разрушение крепостного права в энергетике

Появление с 1 июля единого закупщика - это действительно новый подход. Влекущий и буквально революционную тарифную перезагрузку. И тут такая аналогия: после долго откладываемой и свершившейся в 1861 году отмены крепостного права в России оказалось, что к этому никто не готов! Освобождение крестьян без земли послужило прологом к кровавым революционным потрясениям следующего века. Так и откладываемый еще с 2015-го единый закупщик отменяет крепостное право для населения, бюджетных организаций, малого и среднего бизнеса, а последствия… неоднозначные.

Почти как “Колокол” Герцена набатом прозвучало обращение Казахстанской электроэнергетической ассоциации (КЭА) в адрес премьера, руководителя аппарата президента и министра национальной экономики, предупреждающее о банкротстве гарантирующих поставщиков электроэнергии и взлете тарифов для населения в среднем на 40-50 процентов, а в Атырау, например, на все 390 процентов.

И это не страшилки, а факты и цифры. Текст КЭА основательный, вот только резюмирующая просьба… беспомощная: предлагается отложить катастрофу. Все равно что приказать уже пошедшей лавине: остановись на год или на пять-десять лет!

Оглянемся на то же незапамятное советское прошлое. Тогда каждой категории потребителей устанавливался свой тариф, и он не менялся десятилетиями. Причем величина учитывала, конечно, себестоимость производства и развития, но в целом тариф определялся рентабельностью промышленности и платежеспособностью населения.

Продажами тогда занимались сбытовые отделы при электросетях, по комнате с несколькими женщинами. А для разборок с крупными неплательщиками при каждой энергосистеме имелся “Энергонадзор”, директора которых, пользуясь правом рубильника, решали вопросы с дебиторами. Заметьте, никакой коррупции и распилов, только обмен любезностями и товарно-материальными ценностями.

И вот на переломе 1990-х и нулевых годов до энергетики добрались коммерческие времена. Рынок был поделен на оптовый и розничные уровни. Продавцами на первом выступают электростанции, а покупателями - крупные потребители. И энергоснабжающие организации (ЭСО) в роли перекупщиков, сбывающих свой товар потребителям на розничном уровне.

ЭСО делятся на два вида. Гарантирующие, их у нас 36, и между ними поделена вся страна. В смысле именно к ним прикреплены физические лица, бюджетные организации и часть юридических лиц. Конкретно - часть малого и среднего бизнеса, не имеющая благородного происхождения или влиятельных родственников. Другая категория - нерегулируемые ЭСО, связывающие продавцов на оптовом уровне и покупателей на розничном.

Но тут такое дело: ни свободы выбора, ни рыночной конкуренции при таком устройстве нет в принципе. Оптовый уровень строится на двусторонних договорах, пары под которые подбирают базаркомы. В их роли выступают хозяева электростанций, вышестоящих холдингов, приближенные олигархи и аффилированные чиновники.

Правом первой ночи пользуются потребители, имеющие собственные (приватизированные) электростанции, - через контракты с самими собой они разбирают наибольшие объемы самой дешевой энергии. За ними на охоту выпускают нерегулируемые ЭСО, а остатки, заведомо самые дорогие, сбрасываются гарантирующим ЭСО.

Иллюстрация от КЭА: средний по гарантирующим ЭСО тариф - 26 тенге за 1 кВт-ч. Тогда как одни платят по пять тенге, а другие - по пятьдесят и выше.

Так вот эти 36 гарантирующих энергосбытов садятся со своими акимами и делят доставшийся им самый дорогой тариф между крепостными физиками, юриками и бюджетниками. По идее, юридическим лицам выводят среднеарифметический тариф, населению - вполовину меньше, а на бюджетников акимы навешивают двойной тариф. Но, поскольку базаркомов у нас много, а акимы и их бюджеты тоже разные, с тарифами гарантирующих ЭСО творится гарантированное безо­бразие. Например, туркестанцы платят в разы больше атыраусцев.

Поскольку в любом регионе энергия от гарантирующих ЭСО самая дорогая, как ее ни удешевляй для населения, навешивая дороговизну на местный бюджет и бизнес, система держится исключительно на крепостном праве. И соответственно, на том, что свободные ЭСО элементарно не могут набрать себе клиентов, поскольку, чтобы выкупить себя из крепостного состояния, нужно благородное происхождение, или могучий покровитель, или просто много денег.

Кроме того, негарантирующим ЭСО надо еще найти общий язык с базаркомом, чтобы получить квоту на закуп, да подешевле. Короче, бизнес непростой, чужие там не ходят, а своих ЭСО сейчас 180 с лишним. Где регион побогаче, там погуще. В столице, например, плюсом к “Астанаэнергосбыту” еще 52 ЭСО.

Если честно, это карманные ЭСО хозяев и менеджмента электростанций и их холдингов, через которые отпиливается хорошая денежка благодаря праву снижать предельный тариф, по которому платят крепостные. А в основном из-за сбытовой надбавки, которая, по компетентному утверждению КЭА, в среднем 6-7 тенге за 1 кВт-ч.

Для сравнения: национальная компания КЕGOС имеет тариф 2,94 тенге и как-то сводит концы с концами. Собирать же с киловатт-часа в два с лишним раза больше, имея стол, стул, компьютер и счет в банке, - таких денег никакая ЭСО самостоятельно не съест! Ну так и есть кому их потреблять: вторая категория бенефициаров - это сами гарантирующие “Энергосбыты”. Их хозяева и менеджмент тоже заводят себе карманные ЭСО, отпиливая через них миллиарды.

Оговорюсь: бессовестным является сам распил, но не деятельность вполне приличных и профессио­нальных людей из штата ЭСО. Это как барин посылал самых расторопных крепостных в город на заработки, а те ему платили оброк.

Так было до июля, а единый закупщик - это единственный теперь базарком, продающий энергию по одинаковым ценам. Следовательно, юрики теперь могут сбегать от крепостника, если им предложат хотя бы чуть меньший тариф. Что уже приобрело массовый характер.

А со следующего года поправками в закон “О госзакупках” отменяется право госорганизаций закупать электроэнергию методом из одного источника. На самом же деле это не право, а накладываемая акимами на бюджетников обязанность платить по двойному тарифу, спонсируя население.

С 2024-го и для бюджетников наступит Юрьев день, причем свободные ЭСО могут поманить их, допустим, 10-процентной скидкой от крепостного тарифа, оставляя себе остальное. В результате распил останется почти таким же, но только большая его часть пойдет в карманы распильщиков. И тогда, да, тарифы для населения взметнутся.

Есть в обращении КЭА напоминание, что они проблему поднимали еще в начале года, но ни ответа, ни решения. На этот раз просят отложить изменения закона о госзакупках до отмены дифференцированных тарифов. То есть до того, как кто-то решится уравнять тарифы физиков с юриками и бюджетниками. Но именно этим правительство пыталось заниматься последние года два, и как подступалось, так и отступало.

Не хочется расстраивать ходатаев, но что могут сделать высокие адресаты? Впрочем, еще как могут, причем с полной отменой крепостничества и сохранением льготных тарифов для населения! Мы даже знаем как и обязательно расскажем...

Пока единый закупщик получился как та революция, которую замышляют романтики, осущест­вляют фанатики, а пользуются ее плодами негодяи.

Пётр СВОИК, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть