На World надейся, а сам не плошай
Насколько полезны Казахстану займы международных финансовых институтов
Самый свежий пример того, как деньги Всемирного банка (ВБ) становятся не только добром, но и злом, - это недавний арест вице-министра здравоохранения Олжаса АБИШЕВА, обвиняемого в хищении 127 млн тенге (см. “Платформенное безобразие”, “Время” от 5.8.2020 г.). Мы, конечно, несколько утрируем, но тем не менее реформирование отечественной системы здравоохранения с обязательной ее непрозрачной цифровизацией осуществлялось не только на средства Всемирного банка, но и под внимательным присмотром. А получилось, как у семи нянек... А есть ли вообще случаи, когда кредиты международного финансового института приносили пользу нашей стране и ее населению? Попытаемся разобраться.
Офис Всемирного банка в Нур-Султане, может быть, уступает министерским, но он главнее, поверьте. World Bank - это не просто заимодатель правительства, это такой кредитор, который сам лучше знает, что заемщику необходимо именно то, что он готов профинансировать. И я вам скажу, мало какой другой банк в Казахстане так хорошо изучил своего клиента, имеет на него столь богатое кредитное досье и так ответственно относится к своей руководящей роли.
“Доклад об экономике Казахстана “Лето-2020”, “Оценка системы государственных закупок”, “Развитие устойчивого животноводства” - такие главные темы обозначены на сайте “Всемирный банк в Казахстане”, там же “Взгляд на страну” и “Данные по Казахстану”. Куда Министерству национальной экономики до такого обстоятельного изучения предмета деятельности!
А кроме самого свежего проекта - того самого, по животноводству, под который планируется занять 500 млн долларов, в числе действующих “Модернизация образования”, “Коридор Центр - Запад”, “Социальное медицинское страхование”, “Страхование рисков катастроф”, “Политика программного развития Казахстана”. До этого были, например, “Модернизация национальной электросети” и много другого полезного. А всего с 1992 года Всемирный банк организовал у нас 45 займов на сумму свыше 8 млрд долларов.
Куда нацелены все такие проекты, нисколько не засекречивается: на приобщение Казахстана к стандартам самых развитых стран. К примеру, внедренная еще с 1998 года накопительная пенсионная система, равно как и внедряемое сейчас медицинское страхование, это демонтаж социальных достижений прежней системы и попытка подменить солидарный принцип индивидуальным.
А вот почему у нас это получается настолько криво, что фактически не получается, - это вопрос не к финансистам Всемирного банка, а к нашим чиновникам. Как и вопрос: почему вообще далеко уже не первое казахстанское правительство живет не только чужими деньгами, но и чужим умом? Добавьте к ВБ еще ЕБРР - Европейский банк реконструкции и развития, внимательно отслеживающий наши электроэнергетику, ЖКХ и тарифную политику, и получите полный пакет внешнего программирования нашего правительства.
С этим фактически судьбоносным для страны вопросом мы с вами еще не раз будем разбираться. Сейчас же давайте подумаем: почему вообще правительственные реформы, полезные они или наоборот, финансируются из-за рубежа?
Перевернем вопрос: почему внутри Казахстана элементарно негде получить нормальное для развитых стран длинное и дешевое финансирование? Согласитесь, пока его не будет, в число конкурентоспособных государств Казахстану никак не попасть. Полноценный финансовый рынок - это не только банки, но и комплекс торговых, фондовых и валютных площадок. Поэтому создание сначала Республиканского финансового центра в Алматы (РФЦА), а теперь Международного финансового центра “Астана” (МФЦА) - это действительно необходимые шаги на пути в тридцатку.
Более того, если всмотреться в список тех 30 самых-самых государств, легко убедиться, что это не тридцатка, а тройка: страны Евросоюза, США с ближайшими союзниками и… Китай, которого сейчас превратили во врага, но который пока является неотъемлемой частью… чего? Правильно, глобальной финансовой инфраструктуры. А мы, Казахстан?
РФЦА, созданный в 2007-м, благополучно исчез. А как дела с действующим с 2018 года МФЦА?
Достижения: имеется суд на английском праве и международный арбитражный центр. А насчет собственно денег - действует фондовая биржа AIX, на которой уже листингованы 62 ценные бумаги, а объем торгов за два года превысил 84 млн долларов. Это из собственной информации МФЦА, хотя про такие объемы лучше бы не распространяться. А еще из СМИ можно узнать, что в 2019 году было целевое перечисление из бюджета 90 млрд тенге (порядка 250 млн долларов), а в бюджете этого года предусмотрено 48 млрд. Как-то, знаете ли, госфинансирование перевешивает…
А еще есть KASE - Казахстанская фондовая биржа. У нее в листинговом списке значатся 183 компании с общей капитализацией округленно 46 трлн тенге, или порядка 115 млрд в американских долларах. По сравнению с МФЦА гигант, но вообще-то более чем скромно. К тому же 63 процента капитализации приходится на один Сбербанк, и вообще иностранных эмитентов, кроме российских, нет.
Вот то-то и оно, что на мировой финансовый рынок мы попросту не допущены, нам отведены только сырьевые поставки. А почему так? Это вопрос тоже не к ВБ и ЕБРР, а к родному правительству.
Пока же арест вице-министра здравоохранения закольцовывается пазлом в пазл с нашей давней публикацией, в которой рассказывали, как странно тратятся на здравоохранение заемные средства Всемирного банка (см. “Минздрав, не болей!”, “Время” от 2.11.2016 г.). Советую перечитать этот материал, где еще четыре года назад было сказано все, что вам необходимо знать не только о нынешнем руководстве здравоохранения в нашей стране, но и о его ближайших перспективах. Тогда это оказавшееся ныне на виду и на слуху ведомство называлось Министерством здравоохранения и социального развития, и возглавляла его Тамара ДУЙСЕНОВА, которая вскоре “устала” и покинула министерсткое кресло. Что, кстати, не мешает ей и поныне неустанно трудиться над неисполнением поручений президента насчет объединения ЕНПФ с фондами социальной защиты и медицинского страхования и разрешения вкладчикам использовать часть накоплений на жилье и образование.
Странное расходование заемных средств Всемирного банка - это не только болезнь Минздрава. По линии науки и образования, например, происходит то же самое (см. “Организованная научная группировка”, “Время” от 29.11.2016 г.). И здесь уже возникают вопросы о системном характере этих странностей, ведь заимствование World Bank - это не только сам кредит, но и постановка финансируемой задачи от того же института.
World Bank никогда не давал правительству денег, если сам не формулировал идеологию перестройки! Таким образом, от проектов Всемирного банка ведут свою родословную и ЕНПФ, и Фонд соцзащиты, и то самое обязательное медицинское страхование, которые сегодня так активно, усилиями руководящих кадров правительства и Национального банка сопротивляются президентским требованиям реформирования.
Нет, не подумайте, мы собираемся переводить стрелки обвинений в коррупции с отечественных чиновников на уважаемый Всемирный банк. Он всего лишь добросовестно ведет нашу страну по предназначенному пути, в конце которого - вхождение Казахстана в тридцатку самых конкурентоспособных государств мира. А войдем ли, зависит от нас.
Пётр СВОИК, Алматы