13623

Минздрав, не болей!

Буквально несколько дней назад известный общественный деятель, экс-депутат мажилиса, а ныне заместитель председателя правления НПП “Атамекен” Мурат АБЕНОВ предложил разделить Министерство здравоохранения и социального развития РК на два профильных ведомства. 

На своей странице в Facebook он заявил следующее: “…Небывалый бардак в нашем здравоохранении. Столько системных проблем накопилось… Нарушена система профилактики, предупреждение серьезных заболеваний. Единственной панацеей называют систему обязательного медицинского страхования, вводимого с 2017 года. Но речь только о деньгах, нет глубинных реформ самой системы здравоохранения. По-моему, пора разделить министерства и вернуть медикам свое ведомство. Нельзя экспериментировать над самым ценным - здоровьем людей”.
Мы решили проанализировать, что же происходит в Министерстве здравоохранения и социального развития в данный момент. Причем взяли для рассмотрения всего несколько ситуаций, которые стали нам известны из открытых источников.

Неинформационная система
Не так давно Минздравом было инициировано создание проекта информационной системы для службы крови. Эта жизненно важная система призвана помочь в координации и обмене информацией между всеми медицинскими учреждениями по целому ряду вопросов. А именно: база доноров, объемы и запасы крови, реципиенты, нуждающиеся в донорской крови, и по многим другим данным, вплоть до информации о лицах, отстраненных от донорства.
При проведении госзакупок победителем конкурса было признано российское АО “БАРС Групп”. Общая стоимость контракта составила 2,7535 миллиона долларов (и это еще без учета НДС). Закупку системы должен был профинансировать Всемирный банк, а Казахстан впоследствии выплатить этот долг в рамках платежей по внешнему долгу страны.
Однако при проверке системы, представленной подрядчиком, выяснились шокирующие факты: по большому счету, предоставленное программное обеспечение вообще не является системой. Оно представляет собой не связанные друг с другом разнородные информационные элементы, внедренные в рамках отдельных клиник и центров, без какой-либо взаимной интеграции. Более того, некоторые элементы системы даже не являются совместимыми.
В скандальную ситуацию вынуждена была вмешаться министр здравоохранения и соцразвития Тамара ДУЙСЕНОВА и отменить результаты тендера. Ей пришлось обращаться во Всемирный банк, чтобы разъяснить ситуацию, почему данный контракт расторгается. Да, деньги, которые бы легли долговым бременем на нашу страну, удалось спасти. Но вот удар по репутации Казахстана все же был нанесен.
Кто же вовремя не проконтролировал процесс реализации подрядчиком заказанных систем? Председателем тендерной комиссии являлся вице-министр Алексей ЦОЙ. А куратором проектов со Всемирным банком является другой вице-министр Елжан БИРТАНОВ. Каким образом Минздрав чуть было не купил в госдолг не то, что надо, и как два ответственных чиновника пропустили эту ситуацию, непонятно. Давайте разберемся, кем являются эти высокопоставленные чиновники медицины и каким опытом они обладают.

Головокружительная карьера
Насчет Алексея Цоя известно, что он работал хирургом-эндоскопистом, был научным сотрудником в различных медицинских центрах, со временем стал главврачом первой горбольницы Астаны. И вдруг из главврачей он сразу становится вице-министром!
С чем связан такой резкий взлет? Ведь главных врачей в Казахстане тысячи, но вряд ли кто-то из них может рассчитывать на переход в министерство вообще. Не говоря уже о такой должности. Ведь работа в министерстве требует особых знаний и опыта в администрировании. К слову, возможно, невнимательность господина Цоя в упомянутом тендере связана именно с отсутствием опыта? Есть и еще один любопытный факт: известно, что в течение нескольких лет Алексей Цой был менеджером по развитию территории по г. Астане фармацевтической компании GlaxoSmithKline. А сейчас он помимо прочего еще и председатель формулярной комиссии и курирует фармацевтический вопрос. И если ранее он совмещал работу в медицине с продвижением на рынок иностранной фармацевтической компании (что достаточно спорно с точки зрения как медицинской этики, так и государственной службы).
Может, пора законодательно оградить бизнесменов от поступления на государственную службу? Ведь бизнес у нас в основном строится на бюджетных деньгах!

И теперь не всё готово…
Теперь поговорим о Елжане Биртанове, которого рядовые казах­станцы больше знают как активного блогера, нежели чиновника от медицины. И тут выясняется, что среди ситуаций, когда имя Елжана Амантаевича всплывало в информационном поле в отношении профессиональной деятельности, в основном скандалы.
Возьмем актуальный сегодня вопрос Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), который в Минздраве курирует именно господин Биртанов. Вопрос откладывается и переносится с завидным постоянством. Елжан Биртанов выступает с многочисленными презентациями, говорит о том, что с введением ФОМС должно повыситься качество услуг в медицине. Страхование повысит зарплаты врачам, в больницы придут новые менеджеры. И настанет рай. Но до сих пор в программе не решены важнейшие вопросы - сырая законодательная база, вопрос финансового бремени для бизнеса, на плечи которого ляжет обязательное страхование. Да, обещают послабление корпоративного налога, но как это будет реализовано - неизвестно.
Еще одна важнейшая проблема - отсутствие действующей информационной системы для ФМС. Она необходима для обмена данными между страховыми компаниями, медицинскими учреждениями, для контроля пациентов и т.д. При этом она должна коррелироваться с системами статистики и другими системами Минздрава. И если первые проблемы Минздрав в одиночку не решит, то эта целиком в ведении ведомства. И вот что нам удалось узнать: проект данной системы сейчас разрабатывается в рамках государственно-частного партнерства. Одной стороной выступает Республиканский центр развития здравоохранения (РЦРЗ), подконтрольный Биртанову, второй - компания “Ассеко”. Сумма, фигурирующая в проекте - 32 млрд. тенге, вызывает вопросы. Многие IT-специалисты считают ее завышенной в два-три раза. И, к слову, результатов сотрудничества с “Ассеко” до сих пор не видно.
Эта схема вызывает в памяти скандал с информационными системами, которые несколько лет назад должны были быть разработаны корейскими поставщиками для Национального медицинского холдинга, которым в тот момент руководил… Елжан Биртанов! Насколько мы помним, тогда результата тоже не было никакого. Финансовая полиция возбудила уголовное дело, расследование шло два года. Но тут финпол расформировали, дело передали в прокуратуру. И оно благополучно забылось.
Вообще, все, что разрабатывается в РЦРЗ, похоже, испытывает общую для проектов Биртанова проблему: находится в стадии вечной разработки. Так, в рамках государственно-частного партнерства там предложено множество проектов, таких как взятие медицинских объектов в концессию или совместное строительство. Их объявляют, переобъявляют и еще раз переобъявляют. Желающих сотрудничать не находится.
Если кажется, что это здесь, в министерстве, он расслабился, то давайте вспомним предыдущие места работы вице-министра. Например, в его бытность председателем правления Центра сопровождения проектов при “Байтереке” по вопросам государственно-частного партнерства за два года его работы не было внедрено ни одного проекта.
А еще можно отметить завышение бюджетов проектов. Так, университетская клиника, которую строят для КазНМУ, обходится государству в 37 млрд. тенге. Но, стоп! Известно, что на сегодня новейшие клиники в Казахстане строятся в пределах 20 млрд. тенге. Так что же за мегаклинику строят для университета? И почему государственный чиновник заключает конт­ракты на странных для государства условиях? Ведь именно он курировал данный проект.
Еще один момент вызывает вообще вопрос о формировании поля чудес. Речь идет о спецпроекте департамента науки и человеческих ресурсов под руководством Елжана Биртанова. Он носит название “Стратегпартнерство медвузов с ведущими вузами мира”. Этот проект было решено проводить без процедуры государственных закупок! Как же так, если медвузы являются государственными? Кто даст гарантию, что этот проект не станет просто способом вывода средств из бюджета?
Более того, этот проект вызывает в памяти печальный опыт парт­нерства с австрийской компанией Vamed, когда также бесконтрольно ей было передано управление Научным центром материнства и детства. Компания совершенно не справилась с поставленными задачами, но исправно освоила миллиарды бюджетных денег. Кто контролировал проект со стороны государства? Национальный медицинский холдинг, где во главе стоял все тот же Елжан Биртанов.
Вот и получается, что есть человек слова, а наш герой - человек слов. Он много говорит, как птица-говорун из старого мультфильма, но вот результат можно охарактеризовать фразой из другого старого мультфильма: “И теперь не все готово…”
Елжан Биртанов любит говорить об эффективности государственных менеджеров. Но вот результативность его самого и ряда других менеджеров в министерстве довольно спорная. А министра, для того чтобы проверить каждый контракт, явно не хватит.

Алексей РОДИОНОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть