Увлекательные отвлекалки
Казахстану не хватает трех-четырех миллионов рабочих мест с легальной зарплатой, а правительство вместо решения структурных вопросов разрабатывает прогрессивную шкалу ИПН, перемещение букмекеров в резервации и лоббирует запрет на продажу сигарет 18-летним.
Насчет перемещения в игорные зоны букмекеров наша газета уже делилась своими сомнениями (“Игра на выживание”, см. “Время” от 15.5.2020 г.). Напомним, Министерство культуры и спорта в наше кризисное время вдруг занялось самым нужным делом - правкой закона “Об игровой деятельности” на предмет вытеснения всех букмекерских контор в капшагайскую и бурабайскую резервации. В итоге тот, кто играл, так и будет играть, но уйдет на зарубежные букмекерские сайты, бюджет же потеряет налоги. Зачем все это? Еще депутаты в это же время предлагают кошмарить ликеро-водочные заводы, как в начале горбачевской перестройки. Или вот еще совершенно неотложная, да к тому же путаная новация: курить не запрещено, но сигареты покупать можно по достижении 21 года, а в армию, где можно и погибнуть при исполнении воинского долга, берут с восемнадцати...
Самая взволновавшая всех новость из странно не ко времени затеянных государством деяний – это попытка залезть в карманы людей с белой зарплатой с помощью прогрессивной налоговой шкалы. Хорошо, что президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ уже разъяснил: вопрос только прорабатывается. Но почему все же правительство далеко не первый год, привязывая теперь к кризису, упорно проталкивает замену плоской шкалы повышенной?
И одновременно, заметьте, намертво блокирует прошлогоднее еще поручение президента проработать объединение ЕНПФ с фондами соцзащиты и медицинского страхования, а также разрешить вкладчикам использовать часть пенсионных накоплений на жилье и образование. Настолько мертво, что недавно президенту пришлось об этом напомнить. Хотя, боюсь, идею погубят все равно.
Давайте разбираться и с индивидуальным подоходным налогом, и с ЕНПФ, тем более что это не два разных вопроса, а один общий. У странных деяний правительства насчет проталкивания одного и блокирования другого одна причина.
Почему вопрос общий? Да начиная хотя бы с того, что 10 процентов пенсионных отчислений - это и есть самый первый налог на заработную плату всякого легально работающего в Казахстане, накладываемый на всю начисленную в бухгалтерии сумму. А уже потом на таким образом уменьшенную зарплату накладывается тот самый ИПН за вычетом к тому же и необлагаемого минимума. То есть пенсионный налог не только самый первый, но и самый большой. Хотя пока ни депутаты, ни министры не додумались вводить и для него прогрессирующие ставки.
Получается, что все связанное с ЕНПФ - это такая неприкасаемая священная корова, и по ходу нашего разбирательства мы все поймем почему.
А чтобы сразу ухватить суть, начнем с цены вопроса, причем с обеих сторон: насколько важен зарплатный налог для бюджета и как много он значит для самих работников?
Итак, в государственном бюджете на 2020 год (до корректировки в связи с коронавирусом) сумма налоговых поступлений значится
10 786 млрд тенге, из них через индивидуальный подоходный налог предполагается собрать 890 млрд, или всего 8,2 процента от всех налогов. Не так и много. Для сравнения: самый большой налог - НДС, это сразу 36,5 процента от налоговых поступлений, корпоративный подоходный налог - 21,5 процента, таможенные платежи - 13,3 процента.
И еще для сравнения: в расходной части того же бюджета по строке “социальная помощь и социальное обеспечение” запланировано 3644 млрд, то есть в четыре с лишним раза больше. Выходит, в нашей стране классический тезис, что пенсионеров содержат работающие, попран четырежды. Как-то маловато получают казахстанские трудящиеся, и, соответственно, сущие копейки собирают с их законных заработков, чтобы обеспечивать отработавших свое родителей.
Заметим в скобках: не уходи в ЕНПФ полновесные 10 процентов и будь в Казахстане не меньше половины, а поближе к ста процентам белых зарплат, арифметика бы и сошлась.
Заодно поинтересуемся: на что идут взносы в ЕНПФ? За 2019 год их поступило 990 млрд тенге (мы же говорили, что этот налог больше ИПН), а вот на выплаты состоявшимся пенсионерам потрачено только 210 млрд. И еще 58 млрд тенге начислили себе комиссионного вознаграждения сами накопители. Порадуемся за них, а вот если сравнить эти 210 млрд с выплатами пенсий из бюджета за тот же год, получим как раз 10 процентов. Такова доля накопительной системы в общей пенсионной нагрузке на государство. И это уже после двадцати лет существования такой замечательной придумки! Так и получается: неприкасаемая корова ЕНПФ пасется себе с полным выменем в сторонке.
Поинтересуемся еще: где хранятся непрерывно растущие накопления ЕНПФ, достигшие в мае 11,7 трлн тенге? Уверяю вас, исключительно в разных финансовых инструментах, в том числе иностранных, но только не во вложениях в собственную экономику. Самым же, прямо скажем, возмутительным “инвестированием” является покупка заемных бумаг Минфина. По состоянию на май в них вложено 3969 млрд тенге, средняя доходность в инвестиционном отчете ЕНПФ указана 9,49 процента. Итого в этом году из государственного бюджета в очередной раз уйдет порядка 377 млрд тенге. И это откровенное и совершенно бессовестное паразитирование на налогоплательщиках и бюджетниках.
Согласитесь, деятелям правительства, а также Национальному банку, почему-то отвечающему за “инвестирование” пенсионных накоплений, есть что скрывать за отвлекающими или блокирующими маневрами.
Теперь насчет интереса трудящихся, но сначала про соотношение белых и не очень зарплат. Статистики, каким-то образом учитывая и самозанятых, показывают долю оплаты труда в ВВП (IV квартал 2019 года) 29,3 процента. А по поступающим взносам в ЕНПФ выходит только 14,4 процента. То есть легальных заработков в Казахстане не набирается и наполовину! Причем даже 29,3 процента - это катастрофически мало, доля труда в национальном продукте обязана быть выше половины.
И какие после этого упражнения с плоской или прогрессивной шкалой, если вообще мимо налогового учета пролетает большая часть заработков? Весь прогресс при таком раскладе сведется к тому, что от зарплат в белую станут уклоняться и высокооплачиваемые.
Если же брать не крутых специалистов, а всю рабочую силу с семействами, то в среднем из 100 процентов своих доходов 93,7 процента у казахстанцев уходит на потребление. То есть люди живут “с колес”, от заработка к заработку, накоплений совсем мало.
Смотрим статистику дальше: 52,6 процента, или больше половины того, что им достается, казахстанцы тратят на… продовольствие. Стоп, дальше и смотреть не надо, это повальная бедность. Причем публикующий такие разоблачительные данные комитет по статистике действует не из Парижа и в оппозицию к правительству пока не перешел.
Теперь понятно, при чем здесь букмекеры и алкоголь с табакокурением. Какая угодно бурная деятельность, лишь бы в обход главного. Главное - это решение проблемы структурной занятости: в Казахстане не хватает как минимум трех-четырех миллионов организованных рабочих мест, особенно в селе. Елбасы провозгласил “общество всеобщего труда”. Тогда это пролетело мимо ушей, лишь слегка похихикали, однако это должен быть не просто один из приоритетов правительства, а главный приоритет. Тем более сейчас, в кризис.
Еще приоритет: повышение не просто доли легального труда - планка заработков должна быть удвоена. Только через такое повышение покупательского спроса можно поддержать и внутренний бизнес.
Где взять деньги? Кроме прочего забрать у финансовых спекулянтов и включить в экономическую жизнь накопления ЕНПФ, в том числе через право вкладчиков использовать часть денег на полезные им и национальной экономике дела.
Надеюсь, теперь ясно. Неясно только, удастся ли притормозить реформаторов подоходного налога и снять тормоза с реформирования ЕНПФ.
Пётр СВОИК, член общественного совета при ЕНПФ