2615

Скромный вклад в здравоохранение

Медикам надо платить больше, но как это сделать?

Скромный вклад  в здравоохранение

Война с коронавирусом вывела на передовую медиков, а если уж “все для фронта - все для победы!”, то обеспечение медицины становится главным делом и генштаба в виде правительственной чрезвычайной комиссии, и всех нас, оставленных в карантинном тылу.

С другой стороны, правительство, бросая на поддержку населения и экономики дополнительные ресурсы и одновременно раздавая льготы по платежам и налогам, рискует достаточно быстро не свести концы бюджетных расходов с приходами. К тому же на коронавирус накладывается (точнее, это он туда вписан) ценовая борьба на нефтяном рынке, что для казахстанского бюджета еще более разорительно. Соответственно, хорошо бы разобраться, чего не хватает нашей медицине, сколько надо бы добавить, каковы реальные возможности и, наконец, как долго ждать завершения не только пандемии, но и всей нефтяной катавасии.

Что касается финансирования, то в неоткорректированном пока госбюджете на этот год расходы на денсаулык заложены величиной 1595 млрд тенге. Это 11,6 процента от всей приходной части, что при разно­образии бюджетных обязанностей и грозящей только усугубляться напряженности немало.

А вот относительно ВВП это только 2,1 процента, тогда как есть страны с намного большей долей здравоохранения. Так, если верить справочникам, у узбекских братьев это 6,3 процента, у таджиков - 7 процентов, а в Афганистане вообще 10,2 процента. У попавших под удар Италии с Испанией доля финансирования медицины 6,7 и 8,5 процента, то есть в 3-4 раза больше нашей.

Впрочем, сами по себе проценты полной картины не определяют. США, например, с 17,1 процента долей медицины в ВВП только на втором месте мирового рейтинга, а на первом не претендующие на прочее лидерство Маршалловы Острова - 23,3 процента. Не знаю, стоит ли этим гордиться, но мы все-таки выше Папуа - Новой Гвинеи, где только 2 процента, а вот в конце рейтинга со всего 1,8 процента затрат на здравоохранение от ВВП - внимание! - Монако, где народ живет не только небедно, но и, если верить таким процентам, вообще не болеет.

По конкретным заработкам: в нашей стране в этом году анонсировано 30-процентное повышение, которое коснется 225 тысяч медработников среднего и нижнего звена. Ожидается, что зарплата врачей общей практики вырастет до 152 тысяч тенге, ставка медсестер с нынешних 76 тысяч дойдет почти до 100 тысяч, у санитарок подрастет до 64 тысяч тенге.

Сравнивать такие заработки со странами “тридцатки” лучше не стоит, чтобы зря не обижаться и не расстраиваться. Но тут дело не в отраслевом, а в структурном отставании: доля оплаты труда в ВВП Казахстана вообще меньше трети, тогда как почти две трети приходятся на прибыль корпораций. А надо бы наоборот.

Простым повышением отраслевых ставок проблемы не решить хотя бы потому, что невозможно провести границу между тем, где кончается медицина и начинается, например, образование. А от того, сколько мы платим учителям, здоровье нации зависит, может быть, даже более.

Поэтому предложение (см. “Моя страна - моя крепость”, “Время” от 2.4.2020 г.) о превращении ЕНПФ в двустороннюю платежную пуповину между государством и населением сулит комплексное решение. Это возможность охватывать поддержкой любое необходимое количество граждан и вообще поднимать общую планку оплаты труда, а также оказывать через повышение платежеспособности потребителей поддержку всему общественно полезному бизнесу. Пока же совершенно правильная идея выплачивать нуждающимся по 42,5 тысячи тенге упирается в механизм сортировки претендентов. Так, попытка обусловить выплату хотя бы разовым внесением ЕСП делает всю затею тоже одноразовой. И вообще, чтобы что-то получать, надо сначала дать.

Между тем дело идет к тому, что потребуется не просто обеспечивающая полный охват, но и достаточно долгосрочная схема социального обеспечения не только для работников здравоохранения, но и для всего населения. А ее пока нет.

Пётр СВОИК, Алматы

Поделиться
Класснуть