862

«Слово пацана»

Может ли скандальный сериал превратить нынешних россиян в гопников?

«Слово пацана»
НА СНИМКАХ: кадры из сериала.

(Окончание. Начало в №196 от 19.12.2023 г.)

Привлекательная имитация

- В сериале очень достоверно показано, какая страшная жизнь ждет молодых людей на улице, показано насилие, смерть, насилие над девочками, - говорит социолог и профессор лондонского университета Метрополитен Светлана СТИВЕНСОН.

Она подробно исследовала казанскую уличную преступность советской и постсоветской России и написала книгу “Жизнь по понятиям. Уличные группировки в России”.

Создатели сериала, по мнению Стивенсон, достоверно показывают реалии той жизни, точно воспроизводят обряды и жаргон того времени - без намерения его романтизировать. При этом она замечает, что у любых подростков, в том числе современных, “есть стремление к самоорганизации и независимости от взрослых” и показанный в сериале мир может показаться подросткам привлекательным, хотя авторы и продемонстрировали в сериале “всю опас­ность этого мира”.

- Поэтому я считаю, что не исключено, что будет некая имитация (показанной в сериале субкультуры гопников. - Ред.), она уже происходит. Я не говорю, что это обязательно приведет к разгулу криминала, но то, что сами подростки “прочитывают” в этом сериале то, что в него, возможно, не закладывалось, это безусловно, - говорит Стивенсон.

Как показывает сервис Google Trends, после выхода “Слова пацана” во второй половине ноября пользователей Рунета стало небывало интересовать используемое в сериале ругательство “чушпан”. Региональные российские СМИ писали, что подростки начали подражать героям сериала и использовать выражения из него, в том числе в драках.

Российский антрополог и ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии Российской академии наук (РАН) Дмитрий ГРОМОВ считает это временным явлением:

- Это не глубокое изменение, а скорее эстетическое, я бы сказал. Современные подростки берут много слов и образов из массовой культуры и интернета. Но, как правило, эта мода быстро проходит.

Увлечение подростков сериалом “Слово пацана” Громов связывает с недавней модой на АУЕ (аббревиатура “арестантский уклад един”, в России это “движение”, несмотря на его отсутствие, признано экстремистским и запрещено), феномен которого он подробно исследовал и написал книгу “АУЕ. Криминализация молодежи и моральная паника”.

- Это была модная тема, которая началась и бесследно закончилась, - говорит он.

Но если для какого-то временного увлечения сериалом достаточно, то для того, чтобы создать какую-то настоящую криминальную прослойку граждан, этого мало, говорит Громов:

- Серьезная криминальная деятельность основывается не на просмотре сериалов, а на каких-то других экономических и социальных факторах.

Одними из главных причин “казанского феномена” исследователи считают массовую амнистию 1953 года (на свободу вышли более миллиона человек, многие из которых отвыкли от жизни на воле) и переезд многих сельских жителей в город (в Казани стало открываться много промышленных предприятий, и туда потянулись работать люди из деревень) - все это привело к маргинализации городского населения. Стараясь приспособиться к новым условиям жизни, люди стали объединяться в банды.

Одной из экономических причин распространения уличных группировок Стивенсон называет появление в позднем СССР неформальной экономики:

- Для так называемых теневиков, директоров предприятий, которые производили неучтенную продукцию, нужны были люди, которые бы охраняли перевозки этой продукции. Поэтому они обращались за помощью к местным уличным бандам, и те оказывали им услуги по охране. Конечно, значительной причиной того, что молодые люди тогда совершали преступления, была просто бедность. Они, например, ездили в Москву, срывали шапки с москвичей и считали, что в этом была социальная справедливость, потому что в Казани многое было невозможно купить. Такие элементарные причины, - говорит Стивенсон.

Сейчас, продолжает она, “российские власти вливают огромные деньги в военную промышленность, но в конце концов неизбежно наступит экономический кризис, и тогда не исключено, что снова будет подъем криминальной экономики”.

Громов добавляет, что в то время на формирование уличной преступности оказал влияние и фактор войны в Афганистане - вернувшиеся ветераны Афгана были заметны в среде силового предпринимательства, так как приобрели на войне опыт насилия, который пригодился им в девяностых.

- Возвращение афганцев совпало со сменой формаций - социализм закончился, стал развиваться капитализм, а при капитализме возникла потребность в людях нового типа: активных, умеющих принимать решения и брать на себя ответственность. И такие люди тогда пригодились. Не то чтобы война в Афганистане и ветераны Афгана как-то повлияли на возникновение “казанского феномена”, но они оказались нужны в новых условиях того времени.

Группировки - в прошлом?

Сейчас же Громов, в отличие от Стивенсон, не видит никаких предпосылок для развития уличной преступности в тех масштабах, в каких эта проблема стояла в 1980-х годах. Статистические показатели преступности в России после 1990-х снижаются, говорит эксперт.

- Какое-то влияние на рост преступности могут оказать россияне, вернувшиеся с войны России в Украине (новости о том, что вернувшиеся с войны начали совершать преступления на родине, приходили уже из разных российских регионов), - добавляет антрополог.

Но это, скорее всего, будут частные случаи, считает он.

- Конечно, ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство. - Ред.) никто не отменял, и среди воевавших людей много психически неуравновешенных, - продолжает Громов. - Они будут дебоширить, вести себя так, как ведут себя молодые мужчины с ПТСР. Но это деструктивная деятельность другого вида. Для того чтобы организовывать группировки, нужны причины и основания. Нужны социальные и экономические причины, которых сейчас нет.

По его словам, 1980-е годы отличались от современности даже с точки зрения общения и взаимодействия между людьми:

- Тогда все много общались и много времени проводили на улице. Группировочная деятельность считалась нормальным занятием для повседневности того времени. Например, встретиться вечером с друзьями во дворе. Сейчас такого нет. Сейчас молодежь по-другому общается и проводит время. Естественно, Россия - большая страна. Здесь есть неблагополучные регионы, неблагополучные населенные пункты, неблагополучные школы. Есть неблагополучная молодежь, которая стремится в криминал, но общего роста криминальной среды нет.

Уличные группировки не остались в прошлом, а продолжают существовать в ряде российских городов, в том числе в Казани.

- Они сильно ослабли, уже не занимаются крышеванием, как это было в 1990-х и начале 2000-х, но тем не менее они занимаются рэкетом, пытаются отбирать деньги у таксистов и так далее. Группировки есть и в школах. Об этом почти не пишут, а казанские учителя, с которыми я общалась, стонут от того, что проблема существует, а внимания к ней нет, - говорит Стивенсон.

В этом смысле “Слово пацана” может стать “плохим подарком” для властей Татарстана, считает она:

- Они (власти. - Ред.) боятся, что существующие в республики группировки вдохновятся сериалом. И я абсолютно понимаю это беспокойство. Подростки, которые хорошо учатся и настроены на карьеру, даже посмотрев сериал, не пойдут драться в подворотню, но тем, кто от школы не в восторге, особенно подросткам из бедных слоев населения, жизнь в такого рода сообществе может показаться весьма привлекательной.

Гараев же считает, что сериал уже спровоцировал широкую общественную дискуссию по проб­леме подростковой уличной преступности:

- Она открывает все проблемы, с которыми надо работать. Сериал работает, как машина времени, которая отправляет людей в прошлое. Я думаю, что в ближайшее время эта дискуссия не пропадет и что следующим этапом станет работа с этими проб­лемами.

Государственные деньги

Сериал “Слово пацана” был снят на государственные деньги - его профинансировал Институт развития интернета (ИРИ), который вкладывается в том числе в военно-патриотические пропагандистские проекты, писала в начале этого года “Медуза” (признана в России нежелательной организацией). На это обращает внимание и Громов:

- ИРИ - очень консервативная организация, и почему они вложились в такой сериал? Возможно, самое простое объяснение, что им было дано задание формировать качественное кино.

То, что сериал снят на государственные деньги, не означает автоматически, что он был задуман как некое пропагандистское мероприятие, говорит профессор Манчестерского университета и исследователь российского телевидения Стивен ХАТЧИНГС:

- Отношения между Кремлем и множеством субъектов, работающих под его началом, далеки от прямых и линейных. Поддерживаемые государством деятели культуры действуют от него на расстоянии вытянутой руки и имеют больше возможностей для маневра, чем мы думаем. Так, по крайней мере, было до февраля 2022 года (до полномасштабного вторжения РФ в Украину. - Ред.).

В частности, он приводит в пример фильм “Левиафан” с критикой коррупции в современной России, снятый в 2014 году режиссером Андреем ЗВЯГИНЦЕВЫМ при значительной финансовой поддержке российского Министерства культуры, а также скандальный сериал “Школа” режиссера Валерии Гай ГЕРМАНИКИ, который, как говорит Хатчингс, “был запущен на Первом канале во многом потому, что канал терял молодую аудиторию и беспокоился из-за этого”.

По мнению Хатчингса, у “Слова пацана” есть прямой и очевидный политический подтекст - “он связан с напоминанием аудитории о хаосе, насилии и беззаконии, а также о наивном увлечении безвкусной западной потребительской культурой (в том числе порнографией), характерными для России конца 1980-х - начала 1990-х годов. Косвенно это подчеркивает порядок и стабильность закона, который якобы принес в Россию Владимир ПУТИН с 2000 года, и всю его программу традиционных ценностей с ее упором на стабильность семьи и самобытную русскую культуру”.

Громов же, наоборот, считает, что сериал нельзя назвать политизированным.

- Конечно, нужно сначала досмотреть сериал до конца, но на данный момент мне кажется, что все то, что показано в нем, скорее подпадает под понятие “нуар”. Кино с мрачным, криминальным общим фоном.

“Гопники были силой”

Оба эксперта при этом замечают, что единственные положительные персонажи в сериале - это работники милиции. При этом Громов относит к положительным и инспектора по делам несовершеннолетних Ирину, и майора милиции Ильдара, а Хатчингс - только Ирину.

- Это, конечно, тоже имеет политическое значение, поскольку является попыткой внушить доверие аудитории к властям и правоохранительным органам. Но это не первый случай в массовой культуре постсоветской России, когда “плохие” члены банд противостояли “хорошим” полицейским, - говорит британский профессор.

Как считает Громов, то, что “хорошими” в “Слове пацана” оказались именно полицейские, было обусловлено сюжетом сериала, а не идеологическим заказом.

- Но все-таки надо дождаться конца сериала, чтобы судить о его тайных смыслах, - говорит он, добавляя, что в российском кино часто встречались и негативные изображения полицейских или милиции, как, например, в культовом сериале “Бригада” о бандитах 1990-х годов, где сотрудники правопорядка были показаны коррупционерами.

Примечательно, что действие сериала “Слово пацана” происходит в Казани, правоохранительная система которой давно была известна местным жителям своей жестокостью, а в 2011 году прогремела на всю страну после того, как в казанском ОВД “Дальний” задержанного до смерти изнасиловали бутылкой из-под шампанского.

- Пытки были распространены во всех отделах полиции Казани, и ментов очень сильно боялись. А с бандами хоть как-то можно было все порешать, - вспоминает собеседница Би-би-си про опыт 1990-х годов.

Общее недоверие жителей милиции она считает тоже одним из факторов, повлиявших на “казанский феномен”: “Когда ряд государственных структур не работали или работали хреново, появились другие структуры, которые решали вопросы”.

- Уличные группировки в то время у всех вызывали смешанные чувства: пренебрежение, страх, злость, - продолжает она. - Но гопники были силой. В Казани была популярна фраза “Боятся - значит, уважают”. По этому принципу мы и жили. К гопникам приходили “вопросы решать”. Помню, мне отец говорил: “Нет людей страшнее ментов. Потому что у бандитов хоть какие-то есть понятия, а ментам вообще закон не писан. Казанские менты - это жесть”.

bbc.com

Поделиться
Класснуть