«Слово пацана»
Может ли скандальный сериал превратить нынешних россиян в гопников?
Сериал “Слово пацана” российского режиссера Жоры КРЫЖОВНИКОВА об уличных группировках Казани конца 1980-х бьет все рекорды популярности. И пока российские подростки копируют манеру речи и стиль героев сериала, а власти призывают его запретить за “романтизацию бандитизма”, не все жители Казани того времени хотят его смотреть - слишком реалистично там показана эпоха, которую они долго пытались забыть. Британская вещательная корпорация Би-би-си разбиралась, насколько оправданы опасения противников сериала и может ли в России повториться “казанский феномен”.
Казанский феномен
- Я вообще не хотела смотреть сериал, но, видимо, придется, потому что все просят. Просто я в этом выросла, и смотреть очень тяжело - сразу вспоминается всякая дрянь, которую не хочется вспоминать, - говорит собеседница Би-би-си, чье детство и юность прошли в Казани в 1980-1990-х годах.
- Эта гопническая составляющая ощущалась в городе и тогда, и сейчас, в общем. За это я Казань и не люблю. Меня эта тема триггерит, поэтому не хочу смотреть. ****, ******, как я это ненавижу, - говорит другая.
Во второй половине прошлого века во многих городах СССР распространилась уличная преступность, но именно в Казани проблема приобрела такие масштабы, что в итоге вошла в историю как “казанский феномен”. Подростки из разных районов города начали объединяться в уличные банды по территориальному признаку и жить по “пацанским понятиям”.
К концу 1980-х город оказался поделен между десятками возникших там уличных группировок. Для банд того времени были характерны регулярные массовые драки за территорию - так называемые битвы за асфальт. Некоторых их участников забивали до смерти. В 1990-х драки отошли на второй план - взрослые “пацаны” открыли для себя сначала бизнес, а потом наркотики. Бандитские разборки с применением холодного оружия и заполонивший Казань героин стали распространенными причинами смертей среди молодых людей того времени.
Но действие “Слова пацана” происходит в 1989 году и сосредотачивается в основном на проблемах уличной преступности именно среди школьников, что делает сериал уникальным по сравнению с другими российскими телепроектами криминальной направленности прошлых лет.
Кастинг сериала прошел в Казани в начале февраля 2022 года и вызвал огромный ажиотаж среди местных подростков. Казанское издание “Бизнес Online” опубликовало большой репортаж с кастинга, некоторые герои которого признались, что знают об уличных бандах не понаслышке.
- Я родился и вырос на краю города. Если ты проживаешь в Казани, то ты так или иначе связан с этим. Есть товарищи и знакомые, которые даже с раннего возраста приглашают подтянуться к улице (то есть вступить в уличную группировку. - Ред.), - сказал изданию один из участников кинопроб.
Еще на стадии отбора актеров сериал о подростковых бандах вызвал резкое неприятие у властей Татарстана.
- Культура у нас богатая, и нам есть что показать - гораздо более глубокое и достойное нашего молодого поколения, нежели вот это, - говорила представитель президента республики Лилия ГАЛИМОВА.
Из-за позиции местных властей съемки сериала, которые должны были пройти в Казани, перенесли в Ярославль.
Из чушпана - в пацана
В основу сериала легла книга “Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010” российского журналиста из Казани Роберта ГАРАЕВА. В ней он рассказывает историю уличных банд города, приводя воспоминания участников тех событий, в том числе свои собственные - Гараев с 1989 по 1991 год состоял в группировке “Низы”.
Гараев принимал участие в съемках сериала в качестве консультанта по той эпохе, в том числе по стилю одежды и сленгу молодежи того времени.
- Для меня было важно, чтобы это было достоверно и похоже на Казань 1989 года, в которой я жил, - говорит он Би-би-си.
При этом, по его словам, многие участники тех событий сначала отнеслись к готовящимся съемкам со скепсисом:
- Когда появились новости, что будет сериал и что он будет сниматься в Ярославле, они (участники событий. - Ред.) постоянно мне писали. Это мужчины 50+, которые прожили какую-то уличную жизнь. Они не верили, что какие-то москвичи могут снять про них достоверное кино. Но когда сериал вышел, они прям загорелись. Поняли, что это качественная работа и то время показано качественно.
Сериал снят по отдельному сценарию, хотя некоторые сцены в нем повторяют рассказы героев книги. Прототипом главного героя “Слова пацана” Андрея, который из “чушпана” (так в Казани конца прошлого века уничижительно называли подростков, не состоящих в группировке) превращается в “пацана”, стал сам Гараев. Как и Андрей, он присоединился “к улице” после того, как учительница попросила его подтянуть по учебе двух отстающих учеников, и он с ними подружился.
В детстве Гараев любил читать и, как он сам признается, был “ботаном”. Группировщики казались ему идеалистами, как герои книг.
- Ботан, который видит хулиганов, и хулиганы обаятельные. Крутые ребята, каким не был я, и они тебя своей крутизной увлекают, - вспоминает он свои эмоции. - Это было что-то запретное, что в подростковом возрасте принято романтизировать, - говорит он, но добавляет, что, уже вступив в группировку, часто испытывал “комплекс самозванца”.
Сериал “Слово пацана” стал самым ожидаемым сериалом 2023 года и после своего выхода уже четвертую неделю занимает первое место по популярности в России. По данным сервиса “Кинопоиск Pro”, по интересу аудитории он в три раза обогнал “Игру в кальмара”.
На фоне популярности “Слова пацана” со стороны властей стали звучать призывы запретить сериал. Глава Татарстана Рустам МИННИХАНОВ назвал недопустимыми сериалы, в которых, по его словам, романтизируется период истории России, “связанный с появлением подростковых группировок”. А детский омбудсмен республики Ирина ВОЛЫНЕЦ после выхода сериала в конце ноября обратилась в Роскомнадзор с просьбой заблокировать сайты, на которых его показывают. Ведомство, впрочем, никаких нарушений в сериале не выявило.
В защиту “Слова пацана” выступил даже известный своими консервативными взглядами режиссер Никита МИХАЛКОВ, который назвал призывы запретить сериал “огромной глупостью”.
- Это очень мощная картина, это правда. И если ваши дети, посмотрев на это, станут такими, значит вы - плохие родители, - сказал он.
“Расти в этом было страшно”
- В каком-то смысле я застала это (распространенность уличных банд. - Ред.) на излете, по сравнению с 1980-ми, но мне хватило, - рассказывает собеседница Би-би-си, чья юность прошла в Казани 1990-х. - Хоть это время и считается закатом (уличной преступности. - Ред.), но в моменте это как закат не ощущалось.
По ее воспоминаниям, район, где она жила, контролировала одна группировка, а школа находилась под контролем другой.
- Пересекать одну территорию и заходить на другую было опасно. На чужой территории ты был инородным элементом, который можно прессовать, грабить. Всегда было страшно идти от школы до дома, особенно зимой, когда ты не знала, дойдешь ты сегодня до дома в своей зимней куртке или нет, - говорит она.
Чтобы тебя не избили и не ограбили на улице, нужно было знать, какая группировка какой район контролирует, вспоминает собеседница Би-би-си. На случай, если к тебе подойдут на территории чужой группировки, нужно было уметь ответить, откуда ты, кто бугор (главный группировщик) и смотрящий на той территории, где ты живешь. Если ты это не скажешь, у тебя будет гораздо больше проблем.
С 9-10 лет она железно знала “кодекс пацана и понятия”. На улице нужно было уметь отвечать на вопросы, которые задают гопники, чтобы спокойно пройти. Собеседница Би-би-си называет эту процедуру “гнилым базаром”:
- Надо было уметь из этого выходить и на эти вопросы отвечать: ты кто по жизни? ты пацан или не пацан? с улицы или не с улицы, но пацан? Скажи три правила пацана. Этого я уже не помню, потому что я все эти правила пацана старательно забывала. Но я их знала, спрашивала у мальчиков, учила.
Мальчикам доставалось гораздо больше, признает она. В школе, по ее воспоминаниям, одноклассники постоянно обсуждали, как правильно отвечать на вопросы на улицах и как выходить из “словесных ловушек”, часто приходили побитые, иногда - без каких-то вещей. Весь класс знал, что у одного из ее одноклассников старший брат погиб “то ли во время пробега, то ли на стрелке”.
- Пробег - это когда группировка бежит по улице и ***** (бьет. - Ред.) всех, кто попадается на пути. Это акция устрашения, - рассказывает она. - Его брат просто проходил мимо, и его убили. И таких историй была туча. Классе в девятом или десятом мы всем классом ходили на похороны пацана из параллели, его тоже убили. Это было постоянно. Просто сплошь и рядом. Люди калечили и убивали друг друга тупо за асфальт.
Среди подростков были те, кому искренне нравилась вся эта культура, но большинство вступали в группировки от безысходности, “чтобы не быть избитыми”, считает она:
- Расти в этом было очень тяжело, неприятно и страшно. Я из своего детства помню перманентный серьезный страх. Даже несмотря на то, что я была девочка, это постоянно было.
Девочки в этой системе координат оказывались абсолютно“задвинуты”, вспоминает она:
- В этом мире гопников и группировок ты вообще не являлась личностью, если ты девочка. Ты все время при ком-то. Ты с чьей территории? Ты какого пацана девка? Сама по себе ты никто, тебе постоянно вдалбливают, что ты должна прилагаться к кому-то.
Одна из главных сюжетных линий в сериале посвящена роли девочек в мире подростковых уличных группировок. На эту тему не особо охотно разговаривают и собеседники Роберта Гараева в его книге, но признают: изнасилования были. Даже сам автор книги на вопросах корреспондента Би-би-си на эту тему становится немногословным.
- Это казалось возмутительным, ужасным. Со знакомыми это происходило… И заканчивалось последствиями для девушек и небольшой бравадой со стороны тех, кто в этом участвовал, - говорит он, но сразу добавляет: - Я при изнасилованиях не присутствовал. Я, надо сказать, был девственником во время участия в группировке.
- Мы всегда боялись получить статус “давалки”, потому что если ты его получаешь, то участь твоя незавидна. Это было страшно. Если ты попадала в эту категорию, значит, ты пошла по рукам и любой пацан имеет на тебя право. И постоянно ходили истории о том, кого и где пустили по кругу. И ты просто в этом растешь, - вспоминает жительница Казани того времени.
Угрозы изнасилования постоянно витали в воздухе, вспоминает она:
- Помню, я еще очень смутно представляла себе, что такое секс, но уже знала, что есть такая опасность, что если ты что-то не так сделаешь и как-то неправильно себя поведешь, то тебя отдадут на растерзание. И это всегда воспринималось всеми как акт огромного унижения. Когда я была в 9-м классе, мою знакомую на класс старше самый крутой гопник школы изнасиловал под лестницей. Он ее добивался, она отказалась. И вот он решил вопрос… В такой среде ты растешь.
bbc.com
(Окончание в следующем номере)