30091

Жузы любви

В жизни режиссера Льва МАРИУПОЛЬСКОГО (на снимке) случилось два этапных события: сначала блистательный успех его первого фильма “Кайрат-чемпион: девственник №1”, а затем не менее ошеломительный провал второго - “Олимпиады грабителей”. В связи с этим есть определенные сложности в выдаче Льву объективной характеристики - с одной стороны, его можно назвать успешным кинорежиссером, а с другой - да кто же теперь поверит?
При этом сам Мариупольский не считает себя профессиональным кинематографистом и не собирается в обозримом будущем лезть снова в кино. В политику он тоже не лезет, постоянно отговариваясь фразой: “Я не из того жуза, чтобы это обсуждать”.

- Лев, ты ведь один из лучших телевизионных режиссеров в стране, если не лучший. Какая эмоциональная плотность в “X-факторе”, какие драматургически выверенные, точные монтажные склейки...
- Cut the shit (спасибо, мне очень лестно, но, право, даже несколько неловко, может быть, сменим тему? - Т. Б.).

- Хорошо. А почему кино-то получилось таким хреновым?
- Потому что X-factor - это реалити. Настоящая реакция людей на то, что происходит. Им не надо говорить, что делать. Задача команды - просто потом все правильно собрать и верно показать. А в кино тебе все это надо создавать. И видимо, у меня мозгов не хватает, чтобы понять, что нужно сделать, дабы получилось убедительно. Ну зато хватает для фиксации происходящего.

- А какой из кинопроектов ближе к телу - “Кайрат”, “Олимпиада” или “Два пистолета”?
- “Кайрат”, конечно, ведь он был успешным в коммерческом смысле. Правда, его невозможно смотреть сейчас, ну так ведь это был эксперимент. Мы поржали, зрители поржали, ну и надо теперь его забыть. Не надо думать, что для нас это была какая-то творческая вершина. Просто все сложилось очень здорово, вплоть до возмущенной реакции чиновников.

- Почему не сложилось здорово со вторым?
- Самонадеянность, ослепленность успехом первого фильма. И очень сжатые сроки. Было очень мало времени на то, чтобы корректировать сценарий и понять, как все это снимать. Ну и снимали мы два фильма сразу - а уж это очень самонадеянно. Если бы мы были крутыми, с фильмографией в несколько десятков лент профессионалами, тогда другой разговор. Не соглашусь на подобный эксперимент в ближайшие лет десять. Я половину своего здоровья оставил на этих проектах.

- Не будем бередить старые раны, поговорим об актуальном. О телевидении. У нас, в принципе, принято все ругать, но даже на этом критическом фоне перманентная хула в адрес местного телевидения бьет все рекорды.
- В основе своей телевидение выполняет пропагандистскую роль - чтобы люди его смотрели, а не пи..дели по митингам и манифестам. А для выполнения этой функции нужна прослойка людей, которая понимает, что надо и как это делать. Если крутить ролики про то, какой Казахстан хороший, то Казахстан от этого лучше не станет, и люди смотреть эти ролики не будут, потому что они и так живут здесь и знают, какая страна на самом деле. Нужно делать продукт, который заставлял бы население чувствовать мощь страны, и делать это интересно. Так сейчас происходит на Украине. Там огромный подъем телевидения. И если смотреть его, то просто глаз не оторвать - настолько все круто и разнообразно. А реального экономического роста там же хрен да маленько.

- Будучи в Китае в преддверии Олимпиады, я смотрел российские спутниковые телеканалы, и от обилия очень качественно сделанных телефильмов о спортсменах создавалось впечатление, что сборная России вырвет у всех очки.
- Я про это и говорю. У нас просто чиновничий приоритет - своровать быстро и убежать. А в России пока остаются определенные пропагандистские традиции, они до конца не потеряны. У нас их нет. Но какие-то изменения все-таки должны быть, поскольку так не может продолжаться бесконечно. Мы с 1997 года орем, что надо ограничивать или прекращать трансляцию российских телепродуктов и развивать свой контент, поскольку мозг среднестатистического казахстанца промыт российской пропагандой, а это неправильно. Но всем до лампочки. Приоритетом остается зарабатывание денег, а не строительство нации или что-то подобное.

- Но ведь не все так плохо. Возьмем, к примеру, “Хабар”...
- Одно время я даже был сотрудником канала. У меня были некие внутренние противоречия на этот счет, но я решал их следующим образом. “Хабар” - это канал, существующий на деньги налогоплательщиков. Соответственно, задача сотрудников телеканала - вернуть народу его траты в виде какой-то пользы. И мы с коллегами старались сформировать линию развития канала. Кроме того, была создана программа, в которой читатели писали письма в Акорду, и мы показывали всем, чем все закончилось: проложен трубопровод, построен дом и так далее. Передача приносила реальную пользу населению и какое-то моральное удовлетворение. На самом деле полномочий и возможностей на “Хабаре” очень много, руки никто не вяжет. Люди сами боятся что-то делать и предлагать. Мне кажется, у “Хабара” сейчас очень серьезный кризис жанра - он напоминает панкреатит, когда поджелудочная железа переваривает сама себя. Он должен переродиться - либо умрет.

- По поводу телевидения ты высказываешься достаточно прямо, а любые социально-политические дискуссии закрываешь своим “я не из того жуза, чтобы это обсуждать”. Кстати, года четыре назад появилась и постоянно набирает силу тенденция: представители нетитульных национальностей стараются не высказывать критические замечания по тем или иным вопросам, имеющим общественное значение. Это проблема. Молчание - непродуктивный вид деятельности.
- С каждым годом Казахстан все более стремится к тому, чтобы стать мононациональным государством. Гегемоном становится казахский народ. И это правильно. Просто надо принимать как данность, что некоторые вопросы общественно-политической жизни остаются вне моей компетенции. Типичный пример: везет меня аташка-таксист и ругает современные учебники, по которым учатся его внуки. Самое мягкое слово при этом обсуждении - “к..акбастар”. Но я не могу присоединяться к диспуту, потому что буду говорить, что думаю, а это может сильно обидеть некоторых людей. И мне придется менять паспорт, а я этого делать не хочу. Другой Родины у меня нет, я люблю Казахстан.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail:tulegen@time.kz, фото с сайта IPR.kz

Поделиться
Класснуть

Свежее