Не всё так просто
Общественники предлагают руководству алматинского аэропорта провести конкурс на лучший проект реконструкции с сохранением здания VIP-терминала, являющегося памятником истории и культуры.
Нынешний владелец международного аэропорта Алматы турецкий холдинг TAV, как всем уже известно, задумал масштабную реконструкцию воздушной гавани, которую намерен превратить в крупный международный авиахаб. При этом здание VIP-терминала 1936 года постройки, включенное в список памятников истории и культуры местного значения, планируется перенести в другое место (см. «Памятник может переехать», «Не переезд, так перенос» - «Время» от 6.1. и 20.2.2021 г.).
По словам менеджера по связям с общественностью владельца аэропорта Юлии АЛЛАХВЕРДИЕВОЙ, воздушная гавань нуждается в реконструкции и расширении, поскольку уже сейчас с трудом справляется с пассажиропотоком, который, по расчетам специалистов, к 2037 году вырастет с нынешних 2,5 млн до 7 млн человек. Руководство аэропорта хочет разделить обслуживание пассажиров внутренних и международные рейсов, построив для вторых новый терминал. Изначально рассматривалось четыре варианта его размещения: на месте существующего вертолетного завода, здания «Казаэронавигации», недостроенного терминала или VIP-терминала. В процессе анализа ситуации первые три варианта были отвергнуты из-за дополнительных расходов, необходимости выкупать землю, увеличения экологической нагрузки и т.д. Выбор пал на четвертый как наиболее оптимальный, однако здание VIP-терминала оказалось памятником истории и культуры.
Европейский банк реконструкции и развития, на пару с Международной финансовой корпорацией финансирующий проект реконструкции аэропорта, потребовал провести экспертизу объекта. По ее результатам и было принято решение о переносе исторического здания с целью его сохранения: международная компания Environmental Resources Management (ERM) отнесла памятник к воспроизводимому культурному наследию, возможность перемещения также подтвердили отечественные «Казреставрация» и «Архрест». Реализовать эту идею предлагается следующим способом: разобрать здание и вновь собрать на новом месте, использовав при этом как элементы памятника (часть фасада и смотровую башню), так и новые материалы. Власти южной столицы официально одобрили это решение, рассказала Юлия Аллахвердиева на прошедшей в среду встрече с группой алматинских общественников:
– На основании постановления акимата мы действуем дальше. Было получено архитектурно-планировочное задание, сделан проект оценки воздействия на окружающую среду и отправлен на национальную экспертизу.
Между тем гражданские активисты, в рядах которых архитекторы, юристы, общественные деятели и прочие неравнодушные граждане, выступают против переноса здания. По словам архитектора, участника проекта Archcode Петра СМИРНОВА, статья 29 закона об охpане и использовании объектов истоpико-культуpного наследия (на которую в своем заключении ссылается «Казрестраврация») запрещает перемещение и изменение памятников истории и культуры. Исключение составляют случаи, когда повреждено более 70 процентов объекта, утрачена его историко-культурная значимость, а также если перемещение повлечет улучшение условий его сохранения. Ни один из них, считает архитектор, в данной ситуации не подходит, поэтому перенос нужно остановить, иначе ценность памятника будет утеряна.
- Новое здание этим (историческим. - М.А.) зданием уже не будет, - сказал Петр Смирнов в ходе встречи. – Через него не проходила Индира ГАНДИ, через него не проходил Эдвард КЕННЕДИ, через него не проходил Леонид БРЕЖНЕВ и другие исторические личности. Не это здание принимало гигантские новые самолеты типа Concorde или ТУ-144. Не это здание полвека держало всю казахстанскую авиацию. Это будет что-то совсем другое!
В ответ на рассуждения активистов старший вице-президент TAV Фатих ОМУР заметил, что здание несколько раз подвергалось реконструкции и от его первоначального облика мало что осталось.
- Существует такое понятие, как реставрационные наслоения, - парировал Смирнов. – Это тоже очень ценный аспект. Мы можем проследить, каким образом это здание изменялось. Кроме того, если мы говорим о вот этом конкретном витраже, то идентичные элементы у нас использовались на даче Динмухамеда КУНАЕВА. Тут можно выявить дополнительные исторические и культурные параллели. Само изменение – это тоже ценность.
- Эти витражи фигурируют в международной энциклопедии витражного искусства, изданной в Италии, - добавила архитектор Эмина КУЖАМУРАТОВА. – В случае переноса и попытки воспроизвести их на новом месте они потеряют свою ценность. Памятник потеряет свою ценность. Представьте себе, что мы «Мадонну Литта» перерисуем и будем выдавать за произведение искусства. Но это ведь уже не будет произведением искусства!
По словам общественников, они не против развития аэропорта, но хотят, чтобы новые хозяева с уважением отнеслись к историко-культурному наследию той страны, где им предстоит работать. В связи с этим они предлагают TAV продумать варианты сохранения памятника на прежнем месте и интеграции его в новую инфраструктуру. Кстати, один такой проект, вернее, пока только концепция, уже есть: архитектор, член общественного совета Алматы Айдын АКБАЙ предлагает вписать старое здание в новый терминал, отведя ему роль входной группы, визит-центра и музея (см. «Повторяя форму гор», «Время» от 5.6.2021 г.).
Однако Фатих Омур считает, что эта проектная концепция не соответствует требованиям, предъявляемым к подобным объектам:
- Визуально очень красиво, все эти деревья, трава... Но не так, как должно быть в аэропорту. Например, пассажирам нужна парковка для автомобилей.
- В концепции заложены максимальные решения, возможные на этом участке, - пояснил Айдын Акбай. – Почему вы видите на привокзальной площади вместо парковки сад? Потому что это последний тренд во всем мире – активное озеленение. Паркинг, который должен быть в обязательном порядке, в концепции помещен под землю. Там двухуровневый паркинг, который примет в два раза больше машин.
Подобных решений, говорят члены группы активистов, может намного больше. Поэтому они предлагают руководству аэропорта объявить открытый конкурс на проект, который поможет сохранить памятник истории и культуры и подарит алматинцам не только удобную, но и красивую, интересную с точки зрения архитектуры, оригинальную воздушную гавань.
- Проект, который вы предлагаете, хороший, но стандартный, - сказала архитектор Жанна СПУНЕР, обращаясь к нынешним владельцам аэропорта. - Мы уверены, что наш город может получить более интересный проект, интегрированный со старым зданием. Поэтому надеемся на то, что вы услышите нас.
Завершая встречу, Фатих Омур сказал, что ему нужно обсудить предложения гражданских активистов со всеми заинтересованными сторонами. После этого руководство TAV намерено встретиться с инициативной группой еще раз.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы